“Что такое Россия? Россия — это, прежде всего русский народ и другие народы, живущие на территории современного русского государства, — иначе говоря —
население нашей страны.”
Н.А. Рубакин "Россия в цифрах", Санкт-Петербург, 1912 г, с.4
“По переписи 1897г: Всего, населения РИ –
126,4 млн чел. ;
всего, сельское население -
86,3 % ;
На каждую тысячу населения разных сословий, приходится -
771 человек крестьян…;
население российской империи распределялось по занятиям следующим образом:
Сельско¬хозяйственные занятия -
74,6 % , …
Обрабатывающая промышленность и ремесла -
9,34 % , …
во всей империи жило “доходами с капитала и недвижимого имущества” всего лишь
328.513 чел., … кроме того, при них
575.105 членов семьи ( всего - 0,7 %) “
Т.е. в 1897г, Россия – страна земледельческая, в которой подавляющее большинство населения жило от сельского хозяйства и обрабатывающей промышленности с ремеслами ?
“В России
общинное земледелие является в настоящее время (
1897), как исстари, основой всей хозяйственной и общественной жизни деревни. В 50 губерниях Европ. России … в общинном владении состоит около
4/5 всех крестьянских земель …”
Настольный энциклопедический словарь Гранат, Москва, 1897г, том 6, с. 3572
“Крестьянство развивалось в рамках
общинного самоуправления, аналогично ему происходило объединение ремесленников по профессиональным признакам на
артельных началах… В XIV—XV вв. типичной формой организации ремесленников становится «дружина» — артель во главе со «старейшиной», или мастером. Причем дружина была одновременно и производственным коллективом, и
общественной организацией, в чем было ее несомненное сходство с крестьянской общиной …
факты свидетельствуют, что рабочее самоуправление на предприятиях впервые в мире отмечено в России. Одно из известных, но не самых древних свидетельств относится к 1803, когда на Красносельской бумажной фабрике близ Петербурга рабочие заключили с владельцем договор, по которому фабрика в течение долгого срока находилась в управлении самих рабочих … Так фабрика просуществовала около 10 лет… “
ИСТОЧНИК“Факт существования в древней Руси
общинного владения считается общепризнанным… Господствующим типом поселений была территориальная община, слагавшаяся из совокупности мелких хуторов, задруг (общество до 100 человек, связанных экономическими и территориальными связями); обшей связью между ними были интересы религии, защиты, торговли и жизни на одной территории, но каждая задруга составляла вполне
самостоятельную поземельную единицу. Территориальная община строилась по типу задруг. Хозяевами были здесь
выборные князьки и “нарочитые люди”, избиравшиеся из членов старейшей задруги; из хозяев задруг составлялся вече … руководством для
веча служили обычаи и придания. Совокупность территориальных общин составляла более крупные
союзы, которые также складывались по типу задруги. Последняя, лежала в основе всего народного быта …
В 14-15 вв. население делается более оседлым … общины имели своих представителей, в лице самостоятельно избираемых голов, сотских и старост. Каждая община была
административной единицей… У крестьян, живших на общинной земле, высшей единицей была волость …”
Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона, С.-Петербург, 1898г, том 24, С.205-207
“Эти племена славяне …, не управляются одним человеком, но издревле живут в народоправстве, и поэтому у них счастье и несчастье в жизни считается делом
общим”
ИСТОЧНИК“В традициях крестьянской общины: … Общественная
защита бедных, нетрудоспособных, вдов, стариков, сирот гарантировалась всем крестьянским миром; … “отношение мира к членам, подвергшимся несчастью, выражается главным образом в помочи...”,
Помочи — совместный неоплачиваемый труд крестьян, имевший добровольный характер… ”
Громыко М.М. Мир русской деревни, Москва, 1991, с.41-55
“Земля — Божья, считал крестьянин, и принадлежать она должна тому, кто ее обрабатывает. Это основа трудового мировоззрения крестьянина, вокруг которого формировались все его другие воззрения… Еще в XIX в. русский ученый П.С. Ефименко отмечал, что в Западной Европе имущественные отношения строились на завоеваниях, насильственном захвате одной частью общества прав другой. В России же было иначе — для большей части общества имущественные отношения носили
трудовой характер. «Земля не продукт труда человека, следовательно, на нее и не может быть того безусловного и естественного права собственности, какое имеет трудящийся на продукт своего труда. Вот то коренное понятие, к которому могут быть сведены воззрения народа на земельную собственность»… Сложившийся общинный принцип ставится в России
выше принципа частной собственности. … “в Кадниковском у. умер крестьянин-собственник, оставив своей жене-старухе несколько десятин земли, приобретенных покупкой. Община, к которой принадлежала старуха, отобрала эту землю в общественное пользование, полагая, что старуха может содержаться за счет “
мира”. «На что ей своя земля, — рассуждали крестьяне, — ее «мир» прокормит и без земли». Старуха пожаловалась в волость, где ей сказали, что мир поступил справедливо, ибо частная собственность превратилась в общинную из-за невозможности трудиться на ней старухе-хозяйке”
ИСТОЧНИК“Общинная собственность –
коллективная форма собственности, субъектом которой является община, … земля … не переходит в частную собственность. Каждый двор в течение определенного времени лишь владеет землей общины, затем земля перераспределяется заново”
БСЭ, Москва, 1954г, том 30, С. 437
“… В России же на протяжении многих веков хозяйство было основано не на частной собственности, а на своеобразном сочетании
общинного пользования землей и власти государства, выступающего в роли высшего собственника. Как писал Н.А. Бердяев, — «Русскому народу всегда были чужды римские понятия о собственности. Абсолютный характер частной собственности всегда отрицался. Для русского сознания важно не отношение к принципу собственности, а отношение к живому человеку» ... В крестьянской психологии в России во все времена идея принадлежности земли Богу, а стало быть,
обществу в целом, была ведущей, основной идеей. Основы политического и социального строя, сложившиеся в предреволюционный период, в определенной мере сохранились и в советский период. «Большевизм воспользовался всем для своего торжества. Он соответствовал отсутствию в русском народе римских понятий о собственности и буржуазных добродетелях, соответствовал русскому
коллективизму, имевшему религиозные корни»…”
ИСТОЧНИК“Вряд ли нужно доказывать, что, относясь к земле, как
общественной собственности, которою можно лишь пользоваться, но не владеть, общинник крестьянин … уже в настоящее время (1870г) не чужд идее коллективизма и социализма … у всех главнейших разрядов крестьян преобладало землевладение общинное … В настоящее время (1912г), как известно, во всей России ведется правительством искусственное разрушение общины, совершающееся при деятельном участии, законосообразном и даже не законосообразном, всех правительственных властей и учреждений, и при помощи циркуляров как явных, так и тайных, община, спасавшая от обезземеливания слабейшие элементы деревни, заменяется искусственным
насаждением подворного и хуторского хозяйства, поддерживаемая даже пособиями и льготами, идущими из средств казны, в целях укрепления сильнейших элементов деревни. Что касается до слабых, им милостиво предоставлено обезземеливаться и
убираться из деревни на все четыре стороны… Если выделение из общины пойдет и дальше (1911г) … община через 20 лет должна исчезнуть с лица русской земли, и русский “мир”, столь отличающий наши земельные порядки от западноевропейских, сделается ископаемой древностью…
В. Гурко, сыгравший столь важную роль вместе с П. А. Столыпиным, в составлении и проведении закона 9 Ноября 1906 г. … как такой меры, которая только и может положить конец
социалистическим тенденциям русского крестьянства, разрушив их оплот — общину, мир…”
ИСТОЧНИК“ОБЩИНА, название различных социальных коллективов … характеризуется
коллективным владением средствами производства (всеми или только нек-рыми, напр., только землей), зачастую полным или частичным самоуправлением… В России, где дольше, чем в других странах сохранилось натуральное хозяйство … О. формально просуществовала, несмотря на ее разложение, вплоть до 1917 . Крестьянская реформа 1861 нанесла О. серьезнейший удар. Выкупные платежи, наложенные на крестьян в результате реформы 1861, способствовали прекращению земельных переделов в О. и окончательному закреплению основной массы общинной земли за зажиточными кулацкими членами О., в руках к-рых к 1903 находилась половина всех крестьянских посевов … Столыпинский земельный закон (9/XI 1906) о выделении крестьян из общины на хутора, а также указ (15/XI 1900) о разрешении крестьянам закладывать свои наделы еще более усилили
расслоение крестьян, а вместе с тем и разрушение О. «Если при „освобождении" крестьян помещики грабили крестьянскую землю, то теперь
кулаки стали грабить общинную землю, получая лучшие участки, скупая по дешевой цене наделы у бедноты». Политику насаждения индивидуальной кулацкой собственности правительство проводило всеми средствами самодержавно-полицейской диктатуры. За сравнительно короткий срок, с 9/XI 1906 по l/V 1915, вышло из О. ок. 2 млн. домохозяев, что составляло 22% всех общинников-домохозяев…“
БСЭ, Москва, 1939г, том 42, с.626-636
“… старт столыпинской реформе дал правительственный указ … В соответствии с этим документом крестьяне могли в любой момент по простому требованию выделиться из общины и получить причитающийся им надел земли в частную собственность ... крестьянская масса к столь
эпохальным переменам в собственной судьбе отнеслась, мягко говоря, с прохладцей. В отдельных случаях сельских жителей даже пытались сделать земельными собственниками
насильно. Словом, не понимали крестьяне собственного счастья. А причины такого поведения крылись в особенностях исторического развития страны и русской деревни…крестьянство
отвергало капиталистические отношения, конкуренцию… крестьяне в своей массе вообще отрицали
частную собственность на землю («потому что земля ничья, а Божья») и практику батрацкого труда при обработке оной… В приговоре деревни Фофанова Клинского уезда Московской губернии читаем: «Необходимо уничтожить частную собственность на землю и передать все земли в распоряжение всего народа». В приговоре крестьян Успенской волости Бирюченского уезда Воронежской губернии читаем: «Землей должен пользоваться тот, кто в состоянии сам ее обрабатывать без наемных рабочих». В приговоре крестьян села Быкова Бронницкого уезда Московской губернии сказано: «Выходя из того, что земля ничья, а Божья... устранить частное пользование на землю и передать ее с условием, что ею будут пользоваться без помощи батрацкого труда»… Крестьяне Нижегородской губернии писали в Государственную думу: «Настоящие
смуты и беспорядки есть продукт столыпинского правления. Разве может быть правильная жизнь, где царствуют военно-полевые суды и смертные казни, где тысячи народа томятся по тюрьмам» … Витте писал: «В своем беспутном управлении Столыпин... развратил Россию, окончательно развратил русскую администрацию, совершенно уничтожил самостоятельность суда»… Лев Толстой писал Столыпину в 1909 году: «Ведь еще можно бы было употре--- насилие, как это и делается всегда во имя какой-нибудь цели, дающей благо большому количеству людей, умиротворяя их или изменяя к лучшему устройство их жизни, вы же не делаете ни того ни другого, а прямо обратное. Вместо умиротворения вы до последней степени напряжения доводите раздражение и озлобление людей всеми этими ужасами произвола, казней, тюрем, ссылок и всякого рода запрещений, и не только не вводите какое-либо такое новое устройство, которое могло бы улучшить общее состояние людей, но
вводите в одном, в самом важном вопросе жизни людей – в отношении их к земле – самое грубое, нелепое утверждение того,
зло чего уже чувствуется всем миром и которое неизбежно должно быть разрушено – земельная
собственность»…”
ИСТОЧНИК