Антигенные тесты: часть 1. Разница с ПЦР и определение заразности.
На неделе Сергей Семёнович запустил бесплатное экспресс-тестирование на ковид в Первопрестольной. Кроме того, в десяти пилотных школах стартовало тестирование учеников раз в две недели. Это породило массу вопросов насчёт того, что есть этот экспресс-тест, как работает, какова точность и вообще насколько этому можно доверять.
Очень грубо ковидные тесты можно разделить на те, которые определяют непосредственно самого возбудителя или его запчасти (ПЦР и антигенные тесты) и те, которые определяют реакцию иммунитета на него (антитела, они же иммуноглобулины, они же IgG/M/A). Если ещё проще, то если вам лезут палочкой (свабом) в нос или рот, то это ищут вирус, а если берут кровь, то ищут антитела.
Эту разницу принципиально понимать, потому что антитела появляются через примерно неделю от дебюта симптомов, и для ранней диагностики непригодны.
ПЦР нацелена на поиск генетической информации вируса (куски РНК) и может находить её, даже если в пробе всего сотня-другая копий РНК. Такая высокая чуткость с одной стороны является практически гарантией обнаружения, а с другой – причиной того, что ПЦР остаётся позитивной на протяжении нескольких недель. Человек уже выписался из больницы, его ничего не беспокоит, живого вируса в его организме нет, а ПЦР ещё в плюсе.
Люди хотят ответа на вопрос: «Есть ли в пробе жизнеспособный вирус»? Но ПЦР же отвечает на вопрос: «Есть ли в пробе РНК вируса»? И это два очень разных вопроса, совпадающих по времени лишь частично. Точно также антигенный тест – это про вопрос: «Есть ли в пробе следы вирусных белков»? И период, в течение которого будут положительными антигенный или ПЦР-тесты, не полностью соответствует периоду активного выделения пациентом коронавируса.
Соответственно, с точки зрения выявления заразности и принятия медицинских и/или управленческих решений важно понимать, какой из методов – ПЦР или антигенный - в максимальной степени пересекается по времени с выделением способных к заражению вирусных частиц.
Гамалеевцы весной провели
исследование, в котором дали ответ на этот вопрос. Поступающим в больницу пациентам проводили три теста: ПЦР, антигенный и цитопатический. Суть последнего упрощённо заключается в том, что пробу помещают на чашку Петри с культурой клеток, и смотрят, произошло ли заражение – появились ли островки убитых клеток.
Всего было взято 106 образцов, 14 из них успешно заражали культуру клеток. При проверке этих 14 образцов и антигенными, и ПЦР-тестами, результаты были строго положительными. То есть оба метода на 100% справляются с обнаружением жизнеспособного вируса. Окей, это ожидаемо. А что с оставшимися 92 образцами, из которых вирус не смогли выделить? И вот здесь самое интересное.
ПЦР был отрицательным только в 28 случаев, то есть специфичность была 30%. Иными словами, почти в двух третях случаев (92-28=64) ПЦР давал положительный результат там, где «живого» вируса не было. У антигенных тестов специфичность в два раза выше: они были отрицательными уже 62 случаях из 92. Это означает, грубо говоря, что антигенный тест в два раза информативнее ПЦР в вопросе определения заразности пациента. А учитывая, что результат экспресс-теста будет готов в пределах 10-15 минут, это лучший на текущий момент инструмент для принятия оперативных решений.
Например, вдруг выяснилось, что вы контактный, и нужно срочно провериться. Или вдруг поднялась температура и начало болеть горло, и нужно выяснить ковид-статус. В первом случае – велком в пункты бесплатного тестирования (для москвичей), во втором – покупаем индивидуальный тест с доставкой. Именно с доставкой. Не надо идти в ТЦ, лабораторию или поликлинику с симптомами ОРВИ. Но в обоих случаях, если у вас положительный результат, лучше всего подтвердить его затем ПЦРом.
В следующем выпуске – законно ли, что учителя проводят тестирование, и почему антигенные тесты формально не разрешены в России для самотестирования.
А пока продолжаем наблюдение. Искренне ваш, (под)опытный кролик.