“… К середине
XVIIв. как правобережная, так и левобережная
Украина уже в достаточной степени была заселена колонистами, главным образом,
малорусского племени; между ними, впрочем, особенно на правом берегу, встречалось также немало поляков, волохов, армян и евреев, на левом берегу —
белоруссов. В
административном отношении Украина делилась на два воеводства — киевское и брацлавское. Последнее было некоторое время придатком то воеводства киевского, то земли волынской и только в 1566 г. окончательно организовалось в самостоятельное воеводство. Каждое из воеводств делилось на поветы. В 1654 году
Украина соединилась с Москвою. По Андрусовскому договору
1667 г. левобережная Украина осталась за Москвой, правобережная — за Польшей. С этого времени для левобережной Украины обычным
названием делается Малороссия. На левом берегу Днепра
Украиной называлась официально только Украина Слободская, т. е. теперешняя Харьковская губ. На правой стороне Днепра название Украина сохранилось за всеми землями, составлявшими прежде киевское и брацлавское воеводства и остававшимися во владении Польши до самого её падения…
Украинофильство — общественно-литературное движение среди
малороссов России и Галиции. Момент зарождения Украинофильство установить трудно.
Национальное самосознание не замирало в Малороссии никогда. Литературное выражение оно стало находить с начала XIX в., когда сказалось в произведениях Котляревского, Гулак-Артемовского и Квитки. Позже, под влиянием романтизма и славянского возрождения, появилось теоретическое Украинофильство, которое, имея вначале археологическую окраску, явилось затем малорусским народничеством, а в последнее время, в Галиции, сделалось, в лице одной из своих фракций, политической партией с социал-демократическим оттенком (Франко). Начинатель малорусской литературы,
Котляревский, был вместе с тем и
отцом Украинофильства, хотя последнее у него не было ясно выражено. Он первый серьезно отнесся к малорусской народности и ее быту. Несмотря на карикатурность его "Энеиды", в ней проглядывает такое знание народа, которое могло быть получено только благодаря внимательному изучению, свидетельствующему о сильной инстинктивной любви. В "Наталке-Полтавке", поставленной на сцене в
1819 г., уже ясно видна идеализация
народа, столь характерная для позднейших украинских народолюбцев. … Почти одновременно с Котляревским появляется целая плеяда малорусских писателей, отчасти подражавших ему, отчасти продолжавших его дело. Таковы были В. А. Гоголь (отец Н. В. Гоголя), Белецкий-Носенко, Гулак-Артемовский, Думитрашков и др. К началу XIX в. относится и деятельность наиболее крупного после Котляревского малорусского писателя дошевченковского времени — Квитки. С 1816 г. начинает выходить "
Украинский Вестник"; в
1818 г. появляется
малорусская грамматика Павловского, в 1819 г. — "Опыт собрания старинных малорусских песен", кн. Цертелева. Способствовали пробуждению
малорусского национализма стремление к народности в литературе, явившееся и на севере Руси в конце
XVIII в., как реакция против ложноклассицизма, затем общий подъем национализма, обусловленный отечественной войной, и, наконец, западные влияния, вызывавшие в то время "возрождение" западных славян … Начавшееся изучение малорусской народности породило увлечение ею в русском и польском обществе. Гоголь, приехав в конце 20-х годов в Петербург, нашел там такой интерес ко всему малорусскому, который заставил его сначала думать о постановке на сцене комедий его отца, а потом и самому взяться за изображение малорусского быта.
В польской литературе малорусские увлечения создали целую "
украинскую" школу, главными деятелями которой были уроженцы нынешнего юго-западного края. Полуобруселые или полуополяченные малорусские
интеллигенты Украины и Галиции почувствовали себя малороссами и стали стремиться к
возрождению народности, которую в Галиции уже считали "погребенной", а
в Украйне— "исчезающей". ...
Вообще
народность была в 30 — 40-х годах у всех на устах, и малороссы, проникаясь убеждением в ее необходимости и законности, приближались к Украинофильству…
Связь Украинофильства со славянофильством была вообще настолько сильна, что самое теоретическое У. некоторые определяют как малорусское славянофильство. Источником как того, так и другого было одно и то же романтическое влечение к старине и народности, но различием исторических традиций и современного положения сев. и южной Руси обуславливается коренное различие между У. и славянофильством…
В 1837—38 г. Костомаров слушал лекции Шевырева и, вернувшись весной
1838 г. на родину, почувствовал "какую-то страсть ко всему малороссийскому"; у него явилось желание писать по-малорусски, а для этого ему пришлось
сближаться с народом и учиться языку, которым он недостаточно владел. В Харькове он встречался с Квиткой, Метлинским, Гулак-Артемовским, И. И. Срезневским и другими людьми, так или иначе интересовавшимися
Малороссией и ее народностью. … попав в Киев, Костомаров встретил и здесь тот же интерес к малорусской народности и сблизился с Шевченко, Кулишом, Белозерским. Проникнутые украинофильско-романтическими мечтами, они образуют в
1846 г. панславистское
Кирилло-Мефодиевское общество, центром которого становятся Костомаров и Шевченко. Идеал этого общества был следующий:
1) освобождение
славянских народностей из-под власти иноплеменников;
2) организация их в самобытные политические
общества с удержанием федеративной связи между ними;
3) уничтожение всякого рабства, под каким бы оно видом ни скрывалось;
4)
упразднение сословных привилегий и преимуществ;
5) религиозная свобода и
веротерпимость;
6) при полной свободе всякого вероучения
употребление единого славянского языка в публичном богослужении всех существующих церквей;
7) полная свобода мысли, научного воспитания и печатного слова;
8)
преподавание всех славянских наречий и их литературы в учебных заведениях всех славянских народностей.
Малорусская народность рассматривалась кружком как равноправная со всякой другой,
отдельная славянская народность….
Идея народности проводилась сознательно в польской литературе уже "предтечей Мицкевича", Казимиром Бродзинским; панславизм проповедовался поэтом и епископом Вороничем. Те поляки, которые происходили из полонизированной западно-русской аристократии и шляхты и не вполне утратили связь с массой населения, вернулись к малорусской народности, интерес к которой в польской литературе был возбужден еще раньше этнографическим ее изучением. Наиболее видными представителями
польской украинской школы были Антон Мальчевский, Богдан Залесский и Северин Гощинский…
Казак польских украинофилов был казак на службе у Речи Посполитой…
Романтическое увлечение малорусской народностью и казачеством создало среди поляков политическую теорию так назыв. "
казакофильства", или "хлопомании"….В 60-х годах хлопоманы частью слились с русскими украинофилами, частью были увлечены польским восстанием, отношение к которому малорусского народа значительно ослабило украинофильские увлечения польского общества…
В 60-х годах, когда общественная жизнь в России получила более простора, стало вновь возможно развиваться и У. … Литературное выражение свое обновленное У. нашло в журнале "Основа", издававшемся
в Петербурге в 1861—1862 гг. на малорусском и великорусском языках… "Основы" значительно отличалось от У. Кирилло-Мефодиевского общества. Украинофилы "Основы" не были уже теми романтиками-панславистами, какими являлись некоторые из них в 40-х годах. Их программа была проще и трезвее. Освобождась от романтической мечтательности, У. становится малорусским народничеством. Народничество в то время было
господствующим течением и общерусской жизни…
Малорусское народничество одинаково по возрасту с великорусским, если не старее его. Новое
У.стремилось к просвещению народа на родном ему языке, к изучению народа и сближению с ним….
Изучение малорусской народности в это время сделало огромный шаг вперед. Из среды малорусской интеллигенции выдвинулась целая плеяда выдающихся ученых и исследователей — В. Б. Антонович, Драгоманов, Потебня, Чубинский, Житецкий и мн. др. Научное изучение Малороссии сосредоточилось, главным образом, в Киеве. Юго-западный отдел географического общества проявил весьма энергичную и плодотворную деятельность, остановленную в 1876 г. закрытием отдела. … Этнографические изучения, после прекращения деятельности западно-русского отдела географического общества и
ограничения свободы печатанья книг на малорусском языке, должны были значительно сократиться. В равной мере ослабела производительность украинских беллетристов.
В 80-х годах … Интерес к малорусской народности поддерживался только историческими изучениями и разработкой ранее собранного этнографического материала. Новых этнографических данных появлялось мало. Главным центром изучения остался Киев, где работает В. Б. Антонович, создавший целую школу исследователей-историков (Багалей, Грушевский, Голубовский и др.); в Киеве же издается журнал "Киевская Старина", посвященный
украинской старине. Другим центром был Харьков, где изучение Малороссии в другом направлении велось покойным А. А. Потебней и его учениками…”
Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона, С.-Петербург,
1902г, том 34а, С.634-638
”… русского населения в Российской Империи менее, двух третей (65,5 процент, около 105 миллионов), в том числе
украинцы и белорусы, занимающие в России (особенно первые) положение народностей покоренных и в некоторых своих правах (например, преподавание на родном языке в народных школах) более или менее ограниченных. Около десятой части населения (15,5 миллионов или 10,6 процента) составляют турко-татары; около 1/15 (около 10 миллионов или 6,2 процента) поляки; около 1/22 — финны (4,5 процента, или 6 миллионов); около 1/25 — евреи (около 6 миллионов или 3,9 проц.). На литовцев приходится всего лишь 3,5 миллиона или 2,4 проц.; немцев — 1,6 проц. (свыше 2 миллионов), кавказцев (картвельцев 1,5 миллиона и горцев 1,3 миллиона) 2 проц.; армян — 1,3 миллиона, меньше 1 проц. (0,9), и разных других 2,4 проц.
… данные, добытые переписью 1897 г. о числе разных языков и наречий, на каких говорит население Российской Империи. Таковых насчитано
146 … Из 96 административных частей России в 53 русские составляют более половины всех жителей, в 6 — более 1/4. Почти вовсе нет русских: в Туркестане (где их около 2 проц.), в Прибалтийских губерниях (5,5 процента), в Финляндии (0,2 проц.), в Привислянском крае (7 проц.), за исключением губерний: Седлецкой и Люблинской, и в Закавказье (около 4 проц.). Из предыдущего видно, что стремления обрусителей направлены именно на те места, где и русских-то почти нет…”
Рубакин Н.А. Россия в цифрах. Страна. Народ. Сословия. Классы. Санкт-Петербург, Издательство "Вестника знания" (В.В. Битнера),
1912г, с.35, 37-38
“После
Февральской революции на территории бывшей Российской империи начался процесс
самоопределения народов. Зачастую провозглашенные
национальные государства существовали де-юре, а не де-факто, их границы были только декларированы. В ряде случаев установление государственных границ было связано с политической конъюнктурой и обусловлено системой международных договоров.
… 17
августа 1917 г. была принята «Временная инструкция Генеральному секретариату Временного правительства», согласно которой власть Генерального секретариата распространялась на 5 губерний: Киевскую, Волынскую, Подольскую, Полтавскую и Черниговскую (за исключением Мглинского, Суражского, Стародубского и Новозыбковского уездов). «Инструкция»
официально признавала Украину национально-территориальной единицей в составе России.
В то же время в
июне 1917 г. на белорусских землях была создана Западная область с центром в г.Минске как временное объединение северо-западных губерний с целью централизации руководства местными Советами…
… 17—19
марта 1918 г. в Екатеринославе 2-й Всеукраинский съезд Советов … объявил
Украину независимой Советской Республикой. 25 марта 1918 г. Рада Белорусской Народной Республики (БНР), провозглашенной 9
марта 1918 г., издала III Уставную грамоту, в которой провозгласила
Белорусскую Народную Республику независимым государством…”
Погромы на Украине, в Белоруссии и европейской части России в период Гражданской войны. 1918—1922 гг.: Сборник документов. М. «Российская политическая энциклопе¬дия» (РОССПЭН), 2007, с.29-30
“
Ко времени образования СССР на территории всех союзных республик фактически уже существовало федеративное государство. Недоставало лишь общесоюзного единого гражданства и представительства единого от всех республик в международных сношениях…
… непосредственными поводами к образованию СССР, как указывает декларация, послужили объединение усилий отдельных республик по хозяйственному строительству, необходимость создания единого фронта советских республик перед лицом капиталистического окружения, то эти же самые причины на протяжении первых лет Октября неуклонно и неустанно толкали отдельные самостоятельные советские республики к единству действий…“