Отсутствие хотя бы минимального наказания для преступника породило версию, согласно которой провинциал Коленберг нашел в огромной Москве Слащева не просто так. Его могли навести на объект спецслужбы, заинтересованные в физическом устранении бывшего генерала с очень сложной биографией, ставшего невыгодным советской власти ввиду грядущей подготовки дела «Весна» — массовых репрессий в отношении бывших офицеров Русской императорской армии и участников Белого движения. Казнь демонстративно обласканного советским режимом высокопоставленного белого деятеля могла бросить тень на этот самый режим.
Вопрос четвертый:
Почему об убийстве сообщили только спустя несколько дней?
Официальная версия, что большевики, дескать, "не решались сообщить" не слишком убеждает.
Вопрос пятый:
Почему при кремации тела Слащева присутствовал лично заместитель председателя РВС СССР и заместитель наркома по военным и морским делам СССР Уншлихт (29 июля 1938 года получил заслуженную полю от товарища п партии Джугашвили)? У него более важных дел не нашлось, кроме как провожать в печь крематория тело бывшего белогвардейца? Не много ли чести на фоне отпущенного на все четыре стороны убийцы? Что за странное поведение выдающегося коммуниста?
Версия:
Известно, что после падения Крыма белые готовились к новому освободительному походу. Они готовились в Азии, в Африке, в Европе. Восстания в Кронштадте и на Тамбовщине показывали, что народ настроен против большевиков, что можно и нужно попытаться зажечь пожар освободительной войны внутри страны.
И для такого дела нужен был вождь. Такое ответственное дело нельзя было доверить в случайные руки. Нужен был талантливый и решительный человек, который не испугался бы роли народного вождя и во время великого освободительного похода возглавил бы народное движение внутри России.
Наверное, лучше кандидатуры на эту роль, чем генерал Слащев, было не найти. Он и талантливый военачальник, который с горстью бойцов может разбить превосходящего противник и по натуре отчаянный человек. Плюс широко известен своим сложным характером.
И вот Врангель и Слащев как по нотам разыгрывают скандал в благородном семействе, публично обмениваясь обвинениями. Слащев лишен званий и наград (кстати в нарушение существовавших положений), и он обращается к большевикам. При этом жена Слащева (тоже бывший белый офицер) и дочь Слащева также едут в совдеп, убеждая красных в искренности поступка бывшего белого генерала.
Далее все, что приказывают большевики, Слащев выполняет: он пишет воззвания к белым призывая возвращаться в СССР, учит красных командиров воевать по науке... Но при этом постоянно обращается к главным товарищам с просьбами перевести его в действующую армию, мол очень я не люблю бумажную работу. Нет, не переводят.
Надо полагать, что в подробности операции с внедрением были посвящены единицы. В апреле 1928 года, когда неожиданно умер Врангель, в РОВС уже действовало несколько большевицких агентов, и, вероятно, именно тогда и произошла роковая утечка информации.
Генерала убили в январе 1929. Как это произошло на самом деле нам неизвестно. О смерти было сообщено только спустя несколько дней. Тело убитого было поспешно кремировано, причем при кремации присутствовали самые высокопоставленные чиновники, с тем чтобы лично убедиться и доложить главному, что все концы надежно упрятаны.
Почему не был устроен публичный суд?
Во-первых, в таком суде уже не было смысла, поскольку Слащев публично уже каялся.
Во-вторых, партия потеряла лицо. Получилось, что она, самая непогрешимая, призывая всех к бдительности, утратила эту бдительность сама, допустив классового врага и белогвардейского агента к обучению красных командиров.
Нет, нельзя было говорить об этом, время очень непростое было, шла борьба с троцкистами, которые обязательно попытались бы использовать этот промах
В-третьих, не исключено, что Слащева пытали, пытаясь выявить агентурную сеть, и показать его публике было уже просто нельзя.
Что касается общеизвестной версии, то троцкисту Коленбергу, вероятно, было предложено искупить свои идеологические заблуждения и принять на себя роль благородного мстителя за когда-то погибшего брата.
А жена и дочь Слащева просто исчезли. Что вполне по-большевицки. Были люди и вдруг их не стало.
Во-первых: вероятные свидетели, во-вторых: могут быть источником ненужных вопросов.
https://savlasov.livejournal.com/