МГ Wrote:
Да вы почитайте, почитайте... Адаптированный вариант "без мата" вас смущать не будет, а финал - так возможно и понравится.Автор талантливый, ходы, которые придумывает - неординарны. Ну а Стругацких он знает досконально, что видно по огромному роману "Факап", в котором он сложил все сюжеты Стругацких и который еще похоже ни один фанат Стругацких дочитать не смог, уж больно там много и детально. А то, что советская пропаганда, как и любая пропаганда - гадость, так с этим ничего не сделаешь.
Ну раз у нас пошел литературный вечер. Так у меня есть песнь по сему случаю. Во-первых. Творчество Харитонова я люблю, считаю его твердой хорошей научной фантастикой. Великолепнейший «Факап» - блестящая реконструкция, а затем в эпилоге деконструкция мира Полдня Стругацких. Во многом корреспондирует с моим представлением о коммунизме. Где первое: коммунизм достижим при двух необходимых условиях: первое из них – человечество научилось манипулировать практически бесконечным количеством материи и энергии; второе же – к построению коммунизма можно прийти при очевидном всеобъемлющем крахе капиталистического, империалистического строя. Не будем касаться остальных харитоновских нюансов. То есть если убрать тагорян и «цыган», афтырь-то «в главном прав». Именно касательно условий достижения и победы коммунизма. А так, у Харитонова и тагоряне и «цыгане» занимают в романе отведенное и сюжетно обоснованное место. А уж когда дошло дело до истинной природы великого гуманиста Горбовского – я просто валялся, как любитель американских теорий заговора. Радует меня «Рубидий», особенно в контексте, что это СССР была доступна магия, а новой демократической и свободной стране, мечтающей о канадской котлетке на булочке с кунжутом (либеральная и «свободная» Россия девяностых), дай бог, только деревенское ведовсто. И то, не факт. Ну, вот прямо как сейчас на Украине. А уж над миром Буратины – миром победившего скотства, когда человечества не стало, а его заменили именно скоты, животные – я просто вою в голос! У нашего друга Оруела так в «Скотном дворе» не получилось. И да. Я таки разделяю Харитонова и носителя этого псевдонима – забавного нацика Крылова. Ровным счетом, как я люблю творчество Льва Вершинина – «Ойкумену», «Доспехи бога». Другой фанфик на арканарскую историю. А вот самого Лёвушку в его современной ипостаси дона Хиля придавил бы на фонаре.
На самом деле Стругацкие писатели в общем и целом слабые. Нет, есть у них, конечно великие и смешные произведения: «Понедельник», «Сказка о тройке», «Улитка на склоне», «Гадкие лебеди». Но в остальном-то? Почему я это говорю? Ну, давайте поясню:
1. Стругацкие не умеют в обществоведение. Совсем не умеют. Смотрим мир Саракша, для примера. Вот есть «Страна Отцов». Страна озабочена охотой на выродков, которые по сути являются единственным слоем, слоем что поставляет элиту. Выродков мало. Всего-то на всего считанные проценты. Ровно столько, сколько занимает высший аппарат управления страной. Скажите, вот эту вот генетическую аристократию в реальном-то государстве будет ну хоть кто-то гонять по подвалам? Нет. Их объявят хомо новус, постчеловеками. А то, что их выродков от излучения башен корчит, так объявят, что это их правильно корчит, патриотично! И любая баба будет мечтать выйти замуж за выродка, так как ее сынок имеет в отличие от нее реальный шанс стать сановником высшего класса. Любой олигарх заплатит огромнейшие деньги, чтобы его сын не выродок женился на девице-выродке. Так как внук, коли народится на свет выродком, будет гарантированно встроен в государственный аппарат. Дети выродков никогда не будут жить в травле и страхе, а будут учиться в самых лучших школах и вузах, будут привилегированным слоем. Если у тебя родился ребенок-выродок – считай, что ты выхватил счастливый билет. На старости лет нищим не помрешь!
2. Стругацкие не умеют в банальную науку. Несмотря на то, что Борис астроном. Опять же на примере «Обитаемого острова». Люди мира Саракш верят, что живут на внутренней поверхности сферы. Хотя Борис Натанович я вот считаю обязан был знать, что понимание о кривизне и шарообразности мира уже было постулировано в бронзовом веке. Когда наша ойкумена, была, дай-то бог, ограничена Средиземным морем, не бог весь каким, Корнуоллом на британских островах, да Крымом на Черном море. Просто когда люди начали выходить в открытое море, они догадались, что идти по прямой из пункта «а» в пункт «б» не выйдет, если не вносить поправки. И этот опыт уже подтянул собой и картину мира, что родная земля она отнюдь не плоская, а, по крайней мере, имеет совершенно определенную кривизну. А там уже было недолго и до примитивных астрономических и физических изысканий, точно и определенно установивших картину мира. Понятное дело, что для элиты. Царей, философов, навигаторов. На Саракше люди плавают на подводных лодках, летают на автоматизированных, которыми может управлять один человек, бомбовозах, запускают баллистические ракеты. А так же имеют автоматические, полностью независимые от человека системы ПВО, способные сбить в стратосфере космический корабль землян-коммунаров. Но верят от элиты до последнего гречкосея в концепцию перевернутого мира, более того руководствуются в ней в научном познании. Простите, но это просто вопиющая глупость. Потому как картина мира, постулирующая шарообразность родной планеты, стала очевидна с появлением у людей азов навигации, а с появлением баллистики – вообще оказалась бесспорной.
3. Стругацкие умеют, иногда, написать интересную историю, но совершенно не умеют в концовки. Возьмем «Трудно быть богом». В принципе на сцене, когда один прогрессор – Дон Реба (пусть и прогрессор со стороны средневекового религиозного ордена) у себя в кабинете открывает карты прогрессору-неудачнику Румате, историю можно было бы и закончить. Она уже стала бы логически целостной. Вот есть два прогрессора. Один Антон, играет в бога, чистоплюй и дурак, мечтает об Арканарской ССР. А вот второй. Мышь серая, Дон Реба. В конце оказавшийся орденским епископом и прогрессором, добивавшимся и добившимся цели – построить град божий в орденском понимании в Аканаре. Да, Реба именно прогрессор, несет Арканару прогресс в его понимание. Вот переименовал хутор Смердуны в Приблагорастворение воздусей. Утопил королевскую армию в болотах. Разосрался с баронами. И к моменту разговора Антона, связанного как салями, и Ребы – ружья сюжетные выстреливают. Находятся объективные ответы. Ну, не должно быть в землях святого ордена неблагозвучной топонимики. Утонувшая в болоте армии не окажет сопротивления монахам. Ссора с баронами окончательно подрывает власть короля. В принципе вот на этой сцене беседы Ребы с Руматой, где первый раскрыл карты и вычислил иномирную природу Антона, роман нужно было и закончить. Оставить его с открытым финалом. Но Стругацкие придумывают идиотскую концовку, где Киру убивают какие-то монахи, это, несмотря на то, что Реба, понимая иномирную природу Руматы, отпускает его на волю, отдает ему Будаха, позволяет вытащить из подвала Веселой башни Пампу, да и просто сквозь пальцы смотрит на откровенное Руматино хамство. Мол, иди, мальчик, играй в песочек. С теми, кто за тобой стоит, я ссориться не буду. Мне дело важнее. И вот надо же, тридцать страниц назад повязанный парой монахов Румата, идет во дворец, да всех убивает! Концовка просто глупая.
Берем «Пикник». Да. Дугу характера главного героя братья сумели выписать. Начиная от задиристого парня, служащего прогрессу в виде ученого Бориса в первой части. Беспринципный сталкер, вынесшего ради поживы ведьмин студень с зоны, во второй части. И его логичный конец, то к чему Редрик пришел – полное чудовище, убившее мальчишку Артура, только чтобы насолить из зависти Стервятнику Барбиджу. Стервятник тот убивал из интереса корысти, а Рэдрик из зависти убил Арти, чтобы достать и «порадовать» безногого папу счастливчика. Для того и его дочь потрахивал, изменяя любимой жене. И вот это полное чудовище орет Шару: «Счастье, всем, даром, да чтобы никто не ушел обиженным»? Да вот не верю, как Станиславский! Я поверю в другую концовку. Когда Редрик требует от Шара, чтобы его дочь стала простой человеческой девочкой; чтобы отец стал человеком, а не живым покойником; чтобы жена снова полюбила Редрика, как когда-то! А Шар молчит. Барбиджу отвечал ведь, а Редрику молчит. Редрик разбивает кулаки о Шар. А Шар молчит. Редрик разбивает в муку свою голову о Шар, а Шар молчит. У Шара лежит воющий от отчаяния и дрожащий от ужаса мужик, чей мир только что закончился, схлопнулся. Осознавший, что он скот и жаба, в сотню раз хуже Барбиджа, гнилой пидарас. Вот жил, жил, да оказался пидарас. И места ему в мире просто нет. Вот даже Барбиджу, кого он всегда ненавидел и презирал, место в жизни есть, а вот Редрику уже нет. И тут Редрик вспоминает, что пистолет Арти он выкинул где-то там, на железнодорожных путях, у вагонеток, далеко. И что даже такое решение, как самоубийство ему недоступно. Прошло девять дней. У Шара лежит труп в камуфляже, с разбитыми кулаками, пробитой головой, с распухшим и почерневшим лицом. Шар засверкал и взлетел в синеву небес. Ему больше нечего делать здесь. И Шар оказался девственно чист, несмотря на то, что после часа усилий Редрик все-таки размозжил насмерть об него свою бедовую голову.
Вот эту вот только что за полчаса придуманную мной концовку я считаю идеальным завершением истории Редрика, а не стругацковское про «счастье всем и даром».
4. Есть еще у Стругацких четвертая проблема. Отсутствие дуги характеров у героев. Что у Воронина в «Граде обреченном», что у Банева в «Лебедях» - ее просто нет. Нет ее ни у Носова и Самохина в «Отягощенных злом», ни у Руматы, ни у Перца, ни у Кандида в «Улитке на склоне», да, в общем-то, ни у кого, ну кроме Редрика.
5. Пятая проблема у Стругацких она же и самая главная в том, что они практически во всех своих романах прожевали больше, чем смогли проглотить. Беда тому человеку, у кого рот больше желудка. Ровным счетом как у Пастернака в «Докторе Живаго». Пастернака, однако, извиняет то, что «Доктор», это отнюдь и вовсе не законченное и вычитанное произведение. Просто оно стараниями интриганов их Союза писателей было вывезено на запад, дабы выставить Пастернака диссидентом и почти готовым перебежчиком, чтобы скинуть его же с его же годами возводимого золотого трона в башне из слоновой кости. А так бы да, скорее всего, вероятнее всего Пастернак бы свое произведение вычитал бы, подсократил, вылизал, идеологически бы подровнял, да к очередному бы Съезду и опубликовал, отхватив Ленинскую премию. То, что Стругацкие жевали больше чем могли проглотить, как итог и приводило к отсутствующей или деформированной дуге характеров в их романах, к невнятным концовкам, зачастую небьющимися с логикой сюжета, слабому сюжету, к сюжетным дырам. Это особенно характерно и для «Волн», «Жука», «Отягощенных злом» и так далее.
Братья наши Стругацкие были любимы советской публикой по причине практического безрыбья советской фантастики. А так же тем, что потрафили нашей интеллигенции умением держать в кармане кукиш. Мир «Полдня» у них продуман ровно в той части, чтобы получать за него гонорары, да путевки в дома писателей. Вот тот же Харитонов аккуратно собрал его историю, персонажей, ружья и рояли в кустах, да выдал на гора великолепнейший «Факап». Где мир Полдня тщательно реконструировал, а затем подверг деконструкции. Чем показал, что может и человек-то Крылов и его политические взгляды говно-говном, но вот писатель Харитонов таки да, ой. Орел.
МГ Wrote:
А то, что советская пропаганда, как и любая пропаганда - гадость, так с этим ничего не сделаешь.
А насчет пропаганды я скажу одно. Если твое государство не будет заниматься пропагандой среди граждан, ей будет заниматься государство чужое. Не будет «вечернего соловья», значит будет «радио стыдоба» с «Крым, рыгалии». Потому, мне вот что пропаганда советская, что вечерний соловей! Дело нужное. В своем месте и в свое время.