Самсусам Wrote:
хуторянка
Не подскажете,Петр ! знал,что Полтава на Украине?
https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9B%D0%B5%D0%B2%D0%BE%D0%B1%D0%B5%D1%80%D0%B5%D0%B6%D0%BD%D0%B0%D1%8F_%D0%A3%D0%BA%D1%80%D0%B0%D0%B8%D0%BD%D0%B0
Левобережная Украина или Левобережная Гетманщина — наименование восточной части Гетманщины, расположенной на левом берегу по течению Днепра. Состояла из современных Черниговской, Полтавской, части Сумской областей, а также из восточных частей Киевской и Черкасской областей. На востоке Левобережная Гетманщина граничила со Слободской Украиной, на юге — с землями Запорожской Сечи.
Исторически, название Левобережная Украина возникло в XVII веке во время гражданской войны в Гетманщине, которая вошла в историю под названием Руина. Вследствие раскола в стане казаков в ходе русско-польской войны 1654—1667 годов на обоих берегах Днепра был избран свой гетман. На Левобережной Украине им стал в 1663 году Иван Брюховецкий, на Правобережной Украине — Павел Тетеря. Сложившаяся ситуация раскола Украины по Днепру была юридически закреплена Андрусовским перемирием в 1667 году, после чего Левобережная Украина, сохранив автономию, официально вошла в состав Русского царства. Этот статус был отменён Екатериной II в 1781 году.
Левобережная Украина делилась на полки и сотни, во главе которых стояли полковники и сотники. Формально эти должности были выборными, однако фактически их занимали представители казацкой старшины, назначавшиеся гетманом и одобренные царским указом. В 1722—1734 годах и после 1764 года управлением Левобережной Украины занималась Малороссийская коллегия. После 1781 года Левобережная Украина была разделена на Черниговское, Новгород-Северское и Киевское наместничество. В 1796 она стала Малороссийской губернией, а в 1802 году была поделена на Черниговскую и Полтавскую губернию. Казацкие полки были преобразованы в регулярные полки русской армии.
К Левобережной Украине в этот период можно политически относить и сохранившийся в составе Русского государства Киев, несмотря на его расположение на правом берегу Днепра.По-разному государство называли, и Войско Запорожское, и Гетманщина, и Украина.
…Без милой вольности и славы
Склоняли долго мы главы
Под покровительством Варшавы,
Под самовластием Москвы.
Но независимой державой
Украйне быть уже пора… (Пушкин, "Полтава")
Ну а чуть раньше как-то так.
"Без зова в шатер Василия Васильевича пришел Мазепа. Был он в серой свитке, в простой бараньей шапке, только на золотой цепи висела дорогая сабля. Иван Степанович был богат, знатного шляхетского рода, помногу живал в Польше и Австрии. Здесь, в походе, он отпустил бородку, - как кацап, - стригся по московскому обычаю. Достойно поклонясь, - равный равному, - сел. Длинными сухими пальцами щипля подбородок, уставил выпуклые, умные глаза на Василия Васильевича.
- Может, пан князь хочет говорить по-латыни?.. (Василий Васильевич холодно кивнул. Мазепа, не понижая голоса, заговорил по-латыни.) Тебе трудно разбираться в малороссийских делах. Малороссы хитры, скрытны. Завтра надо кричать нового гетмана, и есть слух, что хотят крикнуть Борковского. В таком разе лучше было бы не скидывать Самойловича: опаснее для Москвы нет врага, чем Борковский… Говорю как друг.
- Ты сам знаешь, - мы в ваши, малороссийские, дела вмешиваться не хотим, - ответил Василий Васильевич, - нам всякий гетман хорош, был бы другом…
- Сладко слушать умные речи. Нам скрывать нечего, - за Москвой мы как у Христа за пазухой… (Василий Васильевич, быстро усмехнувшись, опустил глаза.) Земель наших, шляхетских, не отнимаете, к обычаям нашим благосклонны… Греха нечего таить, - есть между нами такие, что тянут к Польше… Но то, корысти своей ради, чистые разорители Украины… Разве не знаем: поддайся мы Польше, - паны нас с земель сгонят, костелы понастроят, всех сделают холопами. Нет, князь, мы великим государям верные слуги… (Василий Васильевич молчал, не поднимая глаз.) Что ж, бог меня милостями не обидел… В прошлом году закопал близ Полтавы, в тайном месте, бочонок - десять тысяч рублев золотом, на черный день. Мы, малороссы, люди простые, за великое дело не жаль нам и животы отдать… Что страшно? Возьмет булаву изменник или дурак, - вот что страшно…
- Что ж, Иван Степанович, с богом в добрый час, - кричите завтра гетмана. - Василий Васильевич, встав, поклонился гостю. Помедлил и, взяв за плечи, троекратно облобызал его.
На другой день у походной полотняной церкви, на покрытом ризой столе лежали булава, знамя и гетманские клейноды. Две тысячи казаков стояли вокруг. Из церкви вышел в персидских латах, в епанче, в шлеме с малиновыми перьями князь Голицын, за ним - вся казацкая старшина. Василий Васильевич стал на скамью, держа в руке шелковый платочек, другую руку положив на саблю, - сказал придвинувшимся казакам:
- Всевеликое войско малороссийское, их царские величества дозволяют вам, по старому войсковому обычаю, избрать гетмана. Скажите, кто вам люб, так и будет… Люб ли Мазепа али кто другой - воля ваша…
Полковник Солонина крикнул: "Хотим Мазепу". Подхватили голоса, и зашумело все поле: "Мазепу в гетманы…"
В тот же день в шатер к князю Голицыну четыре казака принесли черный от земли бочонок с золотом".
Ну и дальше как получилось.
Всё, баста, иду отдыхать.