Nihilis Wrote:
Что-то не так в Вашей повести...
Длинная цитата из книги "За лунным камнем", которая ИМХО все хорошо объясняет:
http://epizodsspace.airbase.ru/bibl/alekseev/za-lunn-kam/01.htmlQuote:
Приближался очередной ответственный маневр, который должна была выполнить станция «Луна-16» в космосе — маневр торможения и переход станции на орбиту искусственного спутника Луны. Зачем потребовался этот маневр? Ведь до сих пор автоматические станции «Луна», заканчивавшие свой рейс «мягким» прилунением, совершали «прямую» посадку непосредственно с траектории подлета к Луне.
Дополнительное усложнение траектории полета станции «Луна-16» было вызвано тем, что при осуществлении «прямой» посадки направление движения станции при подлете к Луне не совпадает с направлением на Землю и отличается от него примерно на 60 градусов.
В связи с этим, если бы станция «Луна-16» совершила прямую посадку, то она бы прилунилась где-то на 60 градусе западной долготы в Океане Бурь, там, где уже побывали станции «Луна-9» и «Луна-13». При этом непосредственный старт к Земле без коррекции был бы просто невозможным, так как станция пошла бы не к Земле, а в сторону от нее.
Перед конструкторами и баллистиками стояла задача возврата ракеты с Луны на Землю.
Ее можно было решить двумя способами.
Первый способ. Совершить «прямую» посадку, проверенную и испытанную... Затем стартовать с Луны и выйти на орбиту спутника Луны, а уже потом стартовать к Земле. Но при этом следует учесть, что прежде, чем стартовать с Луны, необходимо обеспечить ориентировку стартующей ракеты по крайней мере по двум астрономическим ориентирам. Найти их и удержать в поле зрения оптических приборов во время работы двигательной установки при взлете. Кроме того, надо определить величину и направление вектора тяги двигателя при старте с Луны.
По такой схеме летали американские пилотируемые корабли «Аполлон». Очевидно, что на трассе перелета Луна — Земля в этом случае придется прибегать к коррекции траектории, так как каждый из приведенных выше маневров несет в себе определенные ошибки, которые надо исправить.
Следовательно, в обратный рейс с Луны на Землю необходимо будет взять полный комплект тех же приборов, что использовались для перелета с Земли на Луну. А это значит, что данные приборы должны стоять на ракете Луна — Земля и обеспечивать как перелет по трассе Земля — Луна, так и возвратный старт и перелет ракеты на Землю.
Очевидно, что такое решение задачи является достаточно громоздким. Чем больше массы мы оставим на Луне, тем меньше энергетических затрат потребуется для возвращения ракеты на Землю. Следовательно, желательно наибольшее количество аппаратуры и приборов сосредоточить на посадочной ступени, остающейся на Луне.
Второй способ заключается в следующем. Если осуществить посадку станции в таком районе лунной поверхности, откуда при вертикальном старте (в сторону, противоположную лунному тяготению) обеспечивается попадание в Землю, то очевидно, что задача сводится к построению лунной вертикали, запоминанию этого направления, удержанию его во время работы двигательной установки при старте с Луны, т. е. к сохранению направления вектора тяги, точному определению времени старта для попадания в заданный район земной поверхности и сообщения ракете необходимого импульса для преодоления лунного тяготения. Далее движение ракеты происходит под действием преобладающего земного тяготения, и ракета возвращается в заданный район Земли.
Расчеты показывают, что при таком способе энергетическое обеспечение данного эксперимента является наивыгоднейшим, так как основная масса систем и приборов остается на Луне и только гироскопическая часть приборов устанавливается на ракете возврата.
Очевидно, что совершить с большой точностью посадку в районе Луны, который представляет интерес для ученых (а таких районов в зависимости от взаимного расположения Земля — Луна несколько) можно только с орбиты искусственного спутника Луны.
Вот почему траектория полета станции «Луна-16» отлична от траекторий, по которым летали «Луна-9» и «Луна-13».
Ну и финал (оттуда же):
Quote:
В результате точно выполненных операций при старте ракеты с Луны, безукоризненной работы двигательной установки, системы управления и другой аппаратуры, впервые было обеспечено возвращение космического аппарата на Землю в расчетный район без проведения коррекции траектории!