http://itar-tass.com/opinions/interviews/2242Чубайс про санкции и про всякое другое. Снять и посадить его не получиться. Сколько дел сделал, сколько его народ на дыбу просил отправить, а он дальше сидит. Почему? Он же даже не правая рука Путина.
И разве простой смертный бизнесмен сможет такое, как он говорит?
Мне кажется, сейчас идет речь об изменении политической архитектуры мира. Как сказал премьер-министр одной крупной страны, Россия сумела доказать, что мир больше не однополярный, но это будет стоить России очень дорого, и заплатила она еще далеко не всю цену. К этому можно относиться по-разному, но масштаб событий именно такой. Тема не сводится к лозунгам "Крым наш" или "Крым не наш".
Такой политический процесс по определению создает серьезные риски для бизнеса. И бизнес должен быть более прагматичным, чем политики. Разбрасывая камни в стеклянном доме, постараемся не разбить его.
Я знаю позицию многих европейских бизнесменов, она именно такая. Надеюсь, что в октябре мы проведем заседание Российско-Европейского круглого стола промышленников, где я выступаю сопредседателем. И надеюсь, что там прозвучит наш общий призыв к деэскалации.- У российского бизнеса хватит для этого решимости?
- Я говорю в сослагательном наклонении. Но я буду предлагать выступить с заявлением о том, что эскалация санкций приносит обеим сторонам больше вреда, чем пользы.
Но бюджету срочно нужны были деньги…
- Золотой треугольник бюджета - это расходы, доходы и дефицит. На определенном этапе развития возникают ситуации, когда в бюджет вписаться невозможно. Соответственно, можно либо наращивать доходы за счет налогов, срезать расходы или брать в долг.
Моя позиция сейчас - конечно, наращивать долг. У России соотношение долга к ВВП - 12%. В США - более 100%. В Италии - 140%. Да, Алексей Кудрин (глава Комитета гражданских инициатив, экс-министр финансов. - ИТАР-ТАСС), Сергей Игнатьев (советник главы Центробанка, ранее возглавлял ЦБ. - ИТАР-ТАСС) и Герман Греф (президент Сбербанка, ранее - министр экономики. - ИТАР-ТАСС) создали уникальный запас прочности.
К сожалению, сейчас его действительно придется проедать. Но проедать, это не значит ломать скелет. Увеличение долга, как внешнего, так и внутреннего, не разрушает систему. Рост долга с 12% к ВВП до 20% к ВВП в диапазоне пяти-семи лет закрывает все потребности экономики. Хорошо бы еще снизить расходы, но это сейчас не очень реально.