Идеология "холодной войны» требовала перенесения соревнования между сверхдержавами во все новые и новые области. Требовалось «застолбить» сферы экспансии. Космос не стал исключением.
madamka, вы забываете и недооцениваете наши усилия и возможности, альтернативные американцам. Счет в освоении Луны счет шел на дни. Мы были реально круты в космосе, шли своими путями, не оглядываясь на пиндосов. А если бы сейчас так же решали проблемы, стоящие перед Россией?
Вот примеры качества таких решений
http://newsreaders.ru/showthread.php?t=2129&goto=nextnewest (Надеюсь,
skroznik у вас в авторитете?):
Quote:
На первом этапе предполагалось использовать ракету-носитель "Протон" КБ Владимира Николаевича Челомея. Она позволяла выводить на околоземную орбиту 20,7 тонны полезной нагрузки и была в 1967 году уже серийно отработанной ракетой. Королев предлагает дооснастить ее специальным разгонным блоком, что вполне позволяло обеспечить задачу облета Луны экипажем из 2–3 человек.
Тем не менее в этом случае присутствовал жесткий дефицит веса, что накладывало серьезные ограничения на состав оборудования космического кора*ля, предъявлялись повышенные требования на точность орбиты на всем протяжении полета. Спустя много лет американцы были ознакомлены с предполагаемой траекторией облета. Они не скрывали своего восхищения экономичностью этой траектории и удивлялись, почему не берем патент на баллистическую проработку экспедиции к Луне. Решения баллистиков, сумевших в условиях немыслимого дефицита топлива решить поставленную задачу, были поистине универсальны и позднее легли в основу решения других, не менее сложных задач межпланетных полетов.
Quote:
Сам космический корабль внешне мало отличался от "Союза". Однако его техническое оборудование было настолько проработано, что нашло применение в космической технике и через 20 лет после этого. Например гироскопы с "Луны" сейчас стоят на пилотируемой орбитальной станции "Мир". Вычислительный комплекс "Луны" сейчас стоит на космических пилотируемых кораблях "Союз-ТМ". На "Луну" работали самые талантливые, самые выдающиеся инженеры и конструкторы нашей космической отрасли – это видно из подбора и космонавтов и конструкторов.
Quote:
Все баллистические маневры на трассе полета рассчитывались бортовым вычислительным комплексом. Однако одновременно экипажи проводили отработку этих маневров в условиях имитации... выхода вычислительного комплекса из строя, т.е. в условиях максимально критической, если не сказать больше, ситуации. Траектория полета ведь не круговая – циклическая, скорость практически в полтора раза выше чем на околоземной орбите– возможностей для исправления ошибки могло уже и не представится. Сейчас эти тренировки могут показаться смешным и ненужным занятием. Однако в дальнейшем такая ситуация возникла при полете международного советско-болгарского экипажа. Тормозной двигатель космического корабля практически вышел из строя – работал в режиме "произвольной" тяги. Это не позволяло осуществить чрезвычайно ответственный этап торможения корабля перед входом его в атмосферу и грозило непредсказуемыми последствиями. Ситуацию спас Николай Рукавишников – один из членов отряда лунной экспедиции а тогда– командир экипажа "Союза-33". Он буквально на глаз "брал интеграл" работы двигателя (как функции времени) и сделал это весьма точно – корабль не только не сгорел при входе в плотные слои атмосферы, но практически шел в ней по расчетной траектории.
В то время посадка после облета Луны была не просто ответственной операцией – она была операцией буквально драматической – все определялось катастрофическим дефицитом топлива. В этой ситуации баллистики предложили впервые в мире уникальный маневр. Корабль практически на 2-ой космической скорости входит в атмосферу Земли (над Антарктидой) "по касательной", затормозившись в ней до скорости несколько меньшей 1-ой космической, он выходит опять в космическое пространство и через некоторое время (примерно полчаса) опять входит в атмосферу (над Африкой), как после обычного возвращения с околоземной орбиты. Времени между первым и вторым погружениями в атмосферу должно было быть достаточно для исправления ошибок в траектории. При этом после первого погружения экипаж (!) в кратчайшее время, буквально на интуиции, определял угол атаки для второго погружения (для бортовых ЭВМ первого поколения эта задача была не по зубам). Если бы этот угол оказался меньше необходимого, корабль "сглиссировал" бы в атмосфере и ушел в космос еще не менее чем на двое суток. При превышении этого угла – как минимум увеличение перегрузок (они по расчету и так были пятикратные) вплоть до полного разрушения корабля и его сгорания. Однако эта операция была успешно освоена экипажами на тренажерах в результате около 70 тренировочных полетов в самым неблагоприятных режимах. Было даже освоено приземление на вертолете с неработающими двигателями (Ми-9) – в то время единственно возможная имитация посадки корабля на лунную поверхность.
Quote:
Носитель Н1 создавался четверть века назад, но и сегодня ее создателям, как говорят многие ведущие конструкторы и проектировщики, не стыдно за эту ракету. Особо следует выде-лить впервые созданные в ракетной технике сферические топливные баки, которые и сейчас удивляют своей легкостью и прочностью. КБ Кузнецова было практически невозможно без всякого опыта при жесточайшем резерве времени сразу создать синхронно работающий двигательный комплекс, аналогов которого не было в мировом ракетостроении. И тем не менее, уступая "Сатурну-5" в двигательной части, Н1 наверстывала этот проигрыш за счет других систем. В результате весовые характеристики этой ракеты и по сей день остаются одними из самых высоких в мире.
Quote:
В пользу того, что даже наиболее тяжелый для Н1 вопрос, вопрос с ракетными двигателями, был к тому времени практически решен говорит такой факт. В 1976 году Н.Д. Кузнецов провел по собственной инициативе испытания маршевых двигателей Н1. Двигатели отработали на стенде безостановочно в течение... 14000 секунд (!), а для вывода ракеты на орбиту требуется не более (в зависимости от траектории) 114 – 140 секунд.
Ну и результаты недооценки (аналогичной вашей позиции):
Quote:
В этой ситуации для всех явилось неожиданностью когда работы по Н1 были сначала заморожены, а после смены в мае 1974 года Главного конструктора (вместо В.П. Мишина был назначен В.П. Глушко) они были полностью прекращены.
В первый же день новый руководитель королевского КБ объявил Н1 ошибкой, сказал, что он пришел "не с пустым портфелем", и предложил ... "новую концепцию", которая через 11 лет привела к созданию многоразового "Бурана" и водородной (!) ракеты носителя "Энергия", которая имела практически тех же самые параметры что и отвергнутая им Н1. Новый главный не испытывал и подобия теплых чувств к Н1, ведь он изначально был против этого проекта. "Дотягивать" чужую машину – на этом славы не заработаешь.
С этого момента печально знаменитая "незавершенка" стала свойственна и нашей космо-навтике. До сих пор на космодроме высятся циклопические громады стартовых и монтажных сооружений, предназначенных для Н1. Буквально в песок ушли миллиарды государственных рублей. Проект был закрыт без скурпулезного анализа и учета мнений специалистов. Для этого хватило субъективизма отдельных высокопоставленных лиц из политбюро ЦК КПСС. Не было проведено ни единого заседания Ученого совета, ни единого совещания со специалистами, но одного собрания совета Главных конструкторов...
В крупных научно-технических проектах существуют свои незыблемые законы эволюции, нарушать которые категорически запрещено. Чревато сильно.