Mustafa Wrote:
А с какого бока тут русские?
Этот вопрос муссируется в разной форме довольно долгое время.
Поначалу у меня возникло впечатление, что этот вопрос - форма стеба и не более.
Однако, вопрос продолжают задавать люди, которые явно не способны на стеб. В ряде случаев (особенно в последнее время) люди просто искренне пытаются получить ответ.
Посему я распишу здесь ответ (чтобы снять вопрос более или менее надолго).
Почему ответственны русские, а не грузины, ведь Сталин был этническим грузином?
- во-первых, тут ведется аналогия с русскими царями - этническими немцами. Ведь по факту, из 300 лет царствования дома Романовых, этнические русские цари правили Россией меньше 150 лет. С 1761-го года русскими царями были этнические немцы.
Если 150 лет русскими царями могли быть немцы, то почему бы в какой-то период времени русским же правителем не быть грузину?
Но его бытность грузином никак не умаляет "русскости" его правления и государства.
- во-вторых, действует аксиома "ответственны те, кто воспользовался и пользуется результатом".
После депортации кр. татар в Крым заселили не грузин, а русских и украинцев. При этом, этнические украинцы ни в Крыму, ни на Украине, не выказали какого-либо противодействия и неприятия Возвращению кр. татар в Крым; как народ и как государство, украинцы пытались содействовать Возвращению крымских татар. (собственно, потому роль про-украинской части населения Крыма играли именно крымские татары.
И совсем не так вели себя в Крыму этнические русские.
Русские общественные организации, формирующие общественное мнение русских в Крыму, а также руководство Крыма, в большинстве занятое русскими, с самого начала заняли резко анти-татарскую позицию. Поиск точек конфронтации с крымскими татарами стал для всех русских организаций обязательным пунктом активной деятельности. При этом зачастую эти организации толком не способны сформулировать причину такой конфронтации именно в межнациональной плоскости.
- в-третьих. На сегодняшний день в живых осталось очень мало крымских татар - непосредственных жертв депортации 1944 г. Поведение и мнение крымскотатарского народа формируют послевоенные поколения людей, заинтересованных не в каком-то реванше за депортацию, а в полноценной реабилитации и устранению/компенсации моральных и материальных последствий депортации.
Речь сегодня не идет о поиске неких виновных в депортации. Сегодня люди ожидают реальных шагов государства по реализации мер по реабилитации и видят своих недругов в тех (гос. чиновниках, общественных деятелях и организациях и представляемых ими слоях общества), кто препятствует здравому процессу возвращения, реабилитации и восстановления крымскотатарского присутствия в Крыму.
Не нужно иметь семи пядей во лбу, чтобы определить, что противники крымскотатарского присутствия в Крыму - русские.
..........................
В последние дни создалась странная ситуация, когда русские одновременно провозглашают и смену прежней политики притеснения крымских татар и, тут же, демонстрируют продолжение такой политики.
Думается, что это явление - признак некоего перелома в отношении русских к кр. татарам внутри самого русского общества.
Вероятно, идет какой-то пересмотр позиций как властных структур русского государства, так и в общественном мнении.
.......................
Одновременно с этим свои непростые процессы идут и внутри крымскотатарского общества.
Невнимание на грани пренебрежения и "шапкозакидательский" подход к ним со стороны русских в течение 20-и лет привел к тому, что анти-русская позиция стала важной составляющей для любого авторитета в крымскотатарском обществе. И наоборот, любая национальная структура/организация/группа, провозглашающая про-русскую позицию или хотя бы мнение о возможности какой-либо консолидации с русскими теряет авторитет и всякое влияние среди крымских татар до нуля и "предается анафеме".
Это явление, однако, давно сломлено в общении на бытовом уровне - причем настолько, что к сегодняшнему дню смешанные татарско-русские браки стали почти обыденным и рядовым явлением.
На сегодня можно говорить о начале процесса глубинных изменений в отношении к русским на уровне полит элиты крымских татар, но пока только как о реакции на аналогичный процесс во власти.
..................
Казалось бы - налицо странная двойственность в межнац отношениях в Крыму.
При взаимопонимании и согласии на бытовом уровне общения, в политическом плане Крым захлестнула атмосфера нетерпимости и межнац противостояния.
Объяснение такому явлению довольно просто - для крымских татар межнациональная конфронтация далеко не первична. Во все времена крымские татары вели борьбу не с населением Крыма, а с властями. Ведь очевидно, что процессы реабилитации, возвращения и восстановления "всего-и-вся" никак не связаны с простыми жителями Крыма.
Поэтому все свои конфликтные настроения крымские татары направляли против властей.
Поскольку власти в Крыму всегда переводили этот конфликт в межнациональную плоскость, крымские татары были вынуждены отвечать на угрозы межнац противостояния соответствующе.
Впрочем, несмотря на старания властьпридержащих Крыма, до сих пор за все время возвращения с начала 90-ых годов в Крыму так и не удался сценарий межнационального конфликта.
Думается, если власти в государстве и в Крыму изменят свое отношение к теме и вместо продолжения политики притеснения крымских татар всерьез займутся практическими мерами по реабилитации, то таким образом они устранят глубинные причины всякой конфликтности в крымском обществе.