Появились интересные материалы по космическим транспортным системам "Space Shuttle" - "Спираль", "Энергия-Буран":
Что остановило российскую космонавтику? Часть 6. http://malchish.org/index.php?option=com_content&task=view&id=380&Itemid=1Антология сдачи лидирующих позиций советской космонавтики США.
Quote:
Интересы государства и науки вряд ли учитывались при сворачивании работ по лунной программе. И конечно, не сам Глушко принимал решение о полном закрытии лунной программы. Сам-то он считал, что он её выполнит. Тем не менее его руками её закрыли. Решение принималось гораздо выше и встало в длинный ряд многочисленных уступок СССР перед США. Вместе с проведением экономических реформ по либеральной модели Либермана СССР встал на путь саморазрушения. Закрытие таких программ, как "Спираль", или лунная программа, или ОГАС, или даже односторонний отказ от ПРО выстраивались в единую тенденцию торможения и бесполезной растраты той энергии движения, что набрал СССР за послевоенные годы развития. Однако основной механизм, который при этом был использован - это конкуренция различных ведомств, амбиции отдельных руководителей. Эта организационная слабость советской системы была использована для разрушения самих основ советской цивилизации. Такой промежуточный вывод подтверждает и дальнейшая история развития советской космонавтики, которая демонстрировала как огромные свои возможности, так и тенденции к их разрушению.
И сам "Буран", оказывается, мог быть иным (Space Shattle, Буран и проект 305-1):

Quote:
Ещё при определении внешнего вида "Бурана" Лозино-Лозинский предлагал схему "несущего корпуса" (проект "305-1"), отработанную в рамках проекта "Спираль". Несущий корпус добавлял ракетоплану полезный объём. Но тут тон задавал "главный ракетчик страны" - Глушко. Когда-то закрывший возможность СССР полёта к Луне только из-за того, что это была бы не его личная заслуга, этот "ракетчик" настоял, чтобы использовалась американская схема компоновки. Её он счёл менее рискованной. Так "Буран" стал внешней копией американского шаттла. Кстати, "ракетчик" в проекте стал главным после того, как пообещал партийному руководству сделать двигатель и ракету за 3 года как для полёта на Луну, так и для советского аналога шаттла. Выполнить обещанное в срок он не смог, СССР отстал по работе над "Бураном" на 7 лет от американцев, запустивших свой шаттл 12 апреля 1981 года, через 9 лет после начала работ.