
После введения в январе новой пошлины на нефть и разрушения в результате этого давальческих схем, экспорт нефти в Белоруссию сократился в два раза. Удар был нанесён очень вовремя: Белоруссия ещё не полностью модернизировала свои НПЗ - на плановую глубину 92% и весь объем производства по стандарту "Евро-5" они выходят только к 2014-15году. Это значит, что конкурировать по рентабельности в переработке нефти с европейскими заводами в условиях одинаковых цен на сырьё Белоруссия ещё не могла. К тому же
рентабельность белорусских НПЗ резко упала из-за большого количества средств, вкладываемых в модернизацию. При снижении объёмов переработки в два раза заводы становились вообще убыточными и это создавало наиболее благоприятные условия, чтобы их "отжать" по "кризисным" ценам. В этих условиях президент Белоруссии указом № 153 от 14 марта отменил экспортные пошлины на нефтепродукты, выработанные из нефти, поставляемой из РФ с уплатой там вывозной таможенной пошлины. Лукашенко вынужден был убрать пошлину, исключив двойное налогообложение давальческой нефти. Однако "давальцы" в Белоруссию не вернулись.
Правительство Белоруссии вплотную встало перед проблемой восполнения потерь. Как бюджетных, так и по загрузке нефтеперерабатывающих заводов. Бюджетные потери были временно заштопаны иностранными займами. И, конечно, не РФ в этот раз. МВФ практически полностью покрыл потери белорусского бюджета выдав кредит в 3,52 млрд долларов. Немного помог с кредитами и всемирный банк.
За независимость Белоруссии от РФи западные банки были готовы выдать кредит и по льготным условиям. А вот потери по загрузке НПЗ Белоруссия восполнила венесуэльской нефтью - уже 17 марта Лукашенко "договаривается с Венесуэлой о бартерных поставках венесуэльской нефти в Белоруссию". Александр Григорьевич сам едет в Венесуэлу и подписывает соответствующие контракты. Тут хочется отметить, что именно бартерных, ибо вопрос о цене на венесуэльскую нефть стал просто мучительной загадкой для наших российских бизнесменов от трубы. СМИ заполнились оценками аналитиков и самыми пространными рассуждениями как это невыгодно для Белоруссию - гнать нефть аж с другой стороны планеты. В качестве примеров расчётов приведу такой пример:
Согласно данным национального статистического комитета, в мае 2010 года Белоруссия импортировала 79,8 тыс. тонн нефти из стран вне СНГ по цене 656 долларов за тонну. В мае из стран дальнего зарубежья Белоруссия импортировала нефть только из Венесуэлы. В то же время из РФ Белоруссия за январь-май поставила 5,125 млн. тонн нефти, средняя цена которой составила 398 долларов за тонну. В эту сумму входит как нефть поставляемая беспошлинно (6,3 млн. тонн в 2010 году), так и нефть, поставляемая при взимании экспортной пошлины (7,8 млн. тонн в 2010 году). Как ранее сообщал Телеграф, цена сырой нефти из РФ составляла на первое мая для Белоруссии 284 доллара за тонну, при этом экспортная пошлина была равна 248,2 доллара за тонну. Таким образом цена нефти, облагаемой пошлиной, для нашей страны в мае составила 532,2 доллара. В конце июня первый заместитель премьер-министра Белоруссии Семашко заявил, что Белорусиси выгоднее покупать венесуэльскую нефть, чем российскую с пошлиной. Экспортная пошлина на сырую нефть с 1 августа может вырасти на 13,2 - 15,2 доллара за тонну до 262 - 264 долларов за тонну. То есть цена на нефть для Белоруссии в случае обложения её пошлиной вырастет до 548,4 долларов за тонну.
Спорить с оценками стоимости венесуэльской нефти я не буду. Можно лишь заметить, что лёгкая венесуэльская нефть "Santa - Barbara" в плане переработки на 20%-30% эффективнее нашей Urals. Соответственно в сравнениях это нужно учитывать. Стоимость в 548,4 доллара за тонну совпадает с биржевой ценой $73,36 за баррель в мае, то есть не учитывает транспортные расходы, которые должны из неё вычитаться. Белстат уверяет, что Белоруссия закупала нефть по средней цене $409 долларов за тонну и я полагаю, что эта цена была одинакова как для нефти с пошлиной, так и без неё и она как раз учитывает отсутствие транспортных расходов и близость к экспортёру. Проблема вообще не в цене, а в рентабельности переработки нефти на НПЗ Белоруссии. Белорусско-венесуэльское СП "Петройл ВБ,С.А" заменило российских "давальцев" и не продаёт нефть "Белнефтехиму", а перерабатывает её на белорусских НПЗ с целью продажи продуктов переработки на европейском рынке. И тут важно только, чтобы стоимость переработки вместе со стоимостью доставки нефти не превышало разницу в цене сырой и переработанной нефти в Европе. В любом случае оценки эффективности поставок венесуэльской нефти могут быть разными в зависимости от конкретной логистической схемы, но все они не будут полностью корректными. Ибо расплачиваться за нефть Белоруссия будет не только деньгами. Так по поводу сотрудничества чрезвычайный посол Венесуэлы в Белоруссии Америко Диас Нуньес заявил:
Совместная добыча газа также рассматривается Венесуэлой. «Белоруссия и Венесуэла изучат возможность создания СП по выпуску оборудования для переработки в Венесуэле сжиженного нефтяного газа в моторное топливо», - заявил Диас Нуньес. Венесуэла, в вою очередь, собирается участвовать в приватизации белорусских предприятий, а именно «Гомсельмаш», БелОМО, «Амкодор», ММЗ, МАЗ и МТЗ. «В адрес белорусского правительства был направлен запрос с просьбой рассмотреть возможность венесуэльского участия в приватизации этих предприятий», - рассказал венесуэльский посол.
К этому можно добавить и следующую информацию:
Как сообщил журналистам первый вице-премьер Белоруссии Семашко, сторонами также достигнута договорённость о подписании рабочего графика, в соответствии с которым к концу текущего года предполагается завершение проектных работ по строительству заводов с участием белорусов на венесуэльской территории, а к концу 2010 года планируется завершить строительство заводов по производству грузовиков (мощностью до 5 тыс.) и автотракторов (мощностью до 10 тыс.).
Как я уже отметил, торговля продуктами переработки из венесуэльской нефти будет идти через совместное предприятие. Это взаимовыгодное сотрудничество, равноправное изначально. Белоруссия делится с Венесуэлой своими технологиями, строит там агрогородки и сборочные заводы, Венесуэла даёт свою нефть и газ. РФ тут заменяет Венесуэла и хочется спросить - а какой был выбор у Белоруссии? Да, Венесуэла дальше, транспортировка нефти будет требовать дополнительные расходы. Однако надо не забывать, что российские поставки нефти стали увязываться российской стороной с ценой приватизации "Нафтан-Полимир". Это современный комплекс нефтепереработки, который позволит после текущей модернизации выпускать топливо по стандарту Евро-5 и перерабатывать нефть с глубиной переработки более 90%. Это является сегодня высшим стандартом и для запада, но недостижимым уровнем для российских НПЗ. Именно поэтому Белоруссия спокойно продаёт в Европу высококачественный бензин, а не сырую нефть. По оценкам белорусских экономистов рыночная стоимость "Нафтана" составляет около $3 млрд. Российские же "эффективные собственники" предпочитают не строить, а скупать за бесценок то, что построил ещё СССР, предлагая "кризисную" цену. Это много проще и "эффективнее" чем построить свои заводы. После развала СССР новейшие на тот момент заводы по переработке нефти достались Белоруссии, а в РФ же образовался явный недостаток современных перерабатывающих мощностей. В результате в стране богатой нефтью цена на бензин оказалась выше, чем в США.
За 20 лет торговли сырой нефтью "эффективным собственникам" так и не пришло в голову использовать часть своих доходов для постройки в стране современных перерабатывающих заводов и мы продолжаем ездить на плохом и дорогом бензине. Конечно, ситуация сейчас меняется, но это отдельная больная тема. Вернёмся к нашей истории.
В результате подписанных Лукашенко и Чавесом контрактов Белоруссия должна получить в этом году около 4 млн тонн венесуэльской нефти. И проблема тут не только в расстоянии - современные танкеры возят нефть далеко и не дорого. Проблема уже в доставке этой нефти из чужих портов к заводам Белоруссии, которая не имеет собственного выхода к морю. Поэтому Лукашенко пришлось заключать соглашения по транспортировке нефти и со своими соседями, имеющими порты - с Литвой, Эстонией и Украиной. Та же Украина рассчитывает получать по 120-130 млн. долларов в год на прокачке нефти. Многими аналитиками высказывались сомнения в возможностях инфраструктуры портов и железнодорожного транспорта по переброске такого объёма нефти на белорусские НПЗ. Много шума в СМИ было после прибытия первого танкера в Одессу. Однако
на данный момент объёмы поставок венесуэльской нефти в Беларусь приближаются уже к 2 млн.т. 18 октября в Венесуэле загрузили уже 21-й танкер, который доставит нефть в эстонский порт Мууга, после чего она будет направлена на переработку в ОАО "Нафтан". Основные поставки идут через Одессу (11 танкеров), эстонский порт Мууги (7 танкеров) и литовский порт Клайпеды (1 танкер). Что касается транспортных расходов по доставке нефти на белорусские НПЗ, то они оказались не столь уж и велики: танкер ныне дешевле трубы и за 30 дней фрахта будет стоить всего около $4,2 за метрическую тонну нефти. Одесский порт за приёмку/погрузку нефти берёт существенно больше - 15 $/mt. Основной же вклад даёт железная дорога - плечо Одесса-Белоруссия 945км по ставке 0,027 $/mt, то есть $25,5 за тонну. Всё вместе - это $48 на тонну нефти, что менее 10% от её стоимости. Однако вариант использования нефтепровода "Одесса – Броды" в аверсном режиме "продолжает оставаться актуальным" и в ближайшее время будет прокачана пробная партия нефти через нефтепровод в объёме 200 тыс. тонн. Это позволит существенно сократить общие транспортные издержки.
Успешность поставок и экономическая выгода переработки венесуэльской нефти на белорусских НПЗ подтвердило недавнее подписание долгосрочного контракта:
16.10.2010, Минск 21:41:32 Венесуэла и Белоруссия заключили контракт на поставку 30 млн т нефти в бывшую советскую республику в 2011-2013гг. Об этом сообщил венесуэльский президент Уго Чавес, который находится в Минске с официальным визитом, передаёт Reuters. Ранее У.Чавес заявил, что благодаря венесуэльским поставкам сырья белорусские нефтеперерабатывающие заводы не будут испытывать дефицит в нефти на притяжении 200 лет. Кроме того У.Чавес поблагодарил белорусскую сторону за поддержку и помощь Венесуэле в части обмена технологиями, реализации проектов в сфере жилищного строительства, промышленной кооперации, сотрудничества в области нефтехимии.
Таким образом Белоруссия полностью заменила российскую нефть, поступавшую на белорусские НПЗ по давальческим контрактам. Непосредственно перед подписанием контрактов Белоруссии и Венесуэлы, 15 октября Путин заявил:
РФ отменит пошлины на нефть сразу же после ратификации Белоруссией всего пакета документов по единому экономическому пространству. Об этом заявил премьер-министр РФ Путин, отвечая на вопрос корреспондента БЕЛТА по итогам прошедшей в Москве встречи премьер-министров Белоруссии, РФ и Казахстана. "После подписания и ратификации всего пакета документов по ЕЭП российская сторона отменит все вывозные пошлины на сырую нефть для Белоруссии, - сказал Путин. - Сегодня ещё раз подтвердили эту позицию. Это будет исполнено".
Правительством РФ дано "Газпрому" указание по подготовке контракта на поставки в Беларусь газа в 2012-2015 годах исходя из союзнических обязательств, строительства единого экономического пространства и с учётом выхода РФ на равнодоходные цены внутри страны с 1 января 2015 года. Об этом сообщил журналистам премьер-министр РФ Путин по итогам прошедшей сегодня в Москве трёхсторонней встречи руководителей правительств Белоруссии, России, Казахстана, передаёт корреспондент БЕЛТА.
На устах российских политиков впервые появился термин "Единое Экономическое Пространство". Несколько поздновато, после многолетней тяжбы. Выглядит как крик уходящему поезду. Лукашенко уже десять лет объяснял своё стремление к "дешёвой" российской нефти этим условием создания союзного государства. Его услышали российские политики только после того, как белорусские НПЗ начали перерабатывать венесуэльскую нефть.
...