продолжение:
Стоит отметить, что белорусские власти предпринимают массу усилий для получения безвизового режима с Израилем, активно трудятся на этой «ниве» ряд видных сановников режима А. Лукашенко. Постоянно посещают Тель-Авив (видимо, им нравится сам процесс), некоторые странные и подозрительные личности с белорусскими и одновременно британскими паспортами и уже успели объявить себя почетными консулами, но все-таки стоит помнить, что Израилю не все нравится в иранской политике Минска. В Тель-Авиве не забыли иракский этап в белорусской истории (2000 - 2003 гг.) и т.д. Тут замешана большая политика и только косвенно она связана с открытием для граждан Беларуси возможности беспрепятственно полежать на воде Мертвого моря, а гражданам Израиля посетить могилы предков. Однако совершенно нетерпимая ситуация сложилась вокруг так называемой «Тропы Лукашенко», обеспечивающий доступ граждан Грузии на территорию России.
Белорусский вокзал
Результаты обследования маршрутов попадания в столицу России граждан Грузии показал, что Белорусский Вокзал остается наиболее широкими воротами для жителей «самой демократичной» республики на постсоветском пространстве. Другие вокзалы Москвы, куда приходят поезда из Казахстана, все-таки не имеют столь ярко выраженный грузинский облик, какой ныне приобрел старинный комплекс на площади Тверской заставы.
Данная проблема возникла еще четыре года назад, с момента очередного обострения отношений между Москвой и Тбилиси и закрытием границ Российской Федерации для граждан Грузии. Союзная России Беларусь немедленно воспользовалась открывшимися возможностями по использованию Минска в качестве транзитной перевалочной точки и начала укреплять и наращивать воздушный «мост» Минск - Тбилиси.
Начав с одного рейса в неделю, «Белавия» в настоящее время имеет на столицу Грузии ежедневный рейс (есть некоторые отличия в сезоны). Интересно, что весной 2008 года выяснилось, что официально в РБ проживает не более тысячи граждан Грузии и, мол, расширение воздушного сообщения связано с потребностями родственного и культурного обмена с исторической родиной. В принципе, данную цифру (1 000 граждан Грузии, проживающих в РБ) можно увеличить раз в пять, но и в этом случае получается, что каждый этнический грузин, проживающий в республике, должен один месяц в году провести в салоне самолета.
Естественно, ни о какой повышенной мобильности «белорусских грузин» нет и речи. С помощью «Белавиа» через Минск проложена знаменитая «тропа Лукашенко» - практически идеальный безвизовый маршрут на российскую территорию.
Российские власти еще в 2006 -2007 году зафиксировали, что, вывезя несколько сот граждан Грузии, находящихся на территории России без каких-либо разрешающих документов, они вновь увидели те же знакомые лица на улицах Москвы. Некоторые снова успели засветиться в милицейских хрониках. Не является новостью и то, что кражи из салонов автомобилей и обворовывание квартир в Москве и Санкт-Петербурге давно стали привилегией одной этнической криминальной общности.
Между тем, «грузинская» жизнь Белорусского Вокзала продолжала год от года развиваться. Постепенно определились даже наиболее популярные поезда. В частности, граждане Грузии, которые ощущают себя вполне состоятельными, обычно выбирают «Славянский экспресс». В рождественские и предновогодние дни данный поезд бывает просто забит представителями южной республики. Для грузин попроще вполне пригодны «дешевые» вагоны в фирменных поездах. В скорых поездах брестского формирования граждан Грузии маловато. В них едут в Москву белорусские гастарбайтеры.
Формально, на Белорусском вокзале границы нет, но «фильтровать» приезжих как-то надо… Милиция бегает по перронам, где разгружаются прибывающие из Беларуси поезда и пристально вглядывается в лица. Если в приезжем определили жителя Колхидской низменности, то у него спрашивают паспорт. Не редко, вместе с паспортом приезжий достает деньги… На перроне на глазах десятков людей милиция, естественно, денег не берет. Автор этих строк верит, что она их вообще не берет, но в данном случае на своей вере… не настаивает.
В целом, все это железнодорожное представление производит крайне неприятное впечатление: граница России открыта и открыл ее «наивернейший союзник». Любопытно другое. Оказалось, что «Тропа Лукашенко» подорвала один из важнейших мифов о Республике Беларусь, активно внедряемом на Западе, где республику стараются представить в роли щита против нелегальной миграции. Подрабатывая в роли «перевозчика» нелегалов на российско-грузинском рубеже, видимо в Минске не ожидали, что вектор изменится и гости с юга начнут использовать Беларусь уже в качестве стартовой площадки для миграции в Европу.
Брестский Вокзал.
Брестский вокзал славится отсутствием нормального перрона и таможней, поднаторевшей в изымании в московских поездах предметов старины и антиквариата.
В отношении перронов стоит отметить, что в Белоруссии не принято строить нормальных перронов. Вообще… На всю республику один (!) высокий перрон на вокзале в Минске. Есть еще парочка коротких перронов для электричек. Один из них у рынка в Ждановичах. Все… Это какой-то железнодорожный феномен для всей Евразии. Для справки, в России низкие перроны практические не встречаются.
Возможно, учитывая, что республика упорно хочет считать себя спортивной державой и народ, включая старичков и старушек - дачниц, должен тренироваться, втаскивая в вагоны чемоданы и тележки или выкидывая их прямо на землю из тамбура.
На Брестском вокзале из тамбуров выкидывают российский антиквариат. По идее, учитывая, что у России нет на этом направлении таможни, белорусская таможня должна эти ценности возвращать России. Но не тут то было. Все остается в распоряжении белорусского государства. Даже иконы быстренько оприходуются в белорусские музеи, а что поплоше отдается в руки Белорусской православной церкви.
Но вот летом и осенью 2009 г. на Брестском вокзале появились граждане Грузии. Количество их быстро нарастало и скоро Польша, обеспокоенная валом нелегальных грузин, просачивающихся через границу на Буге, вынуждена была приступить к отлову бегущих на Запад мегрелов и жителей Кахетии.
Проблема стала просто нетерпимой.
Беларусь на глазах превращается в миграционный отстойник.
Стоит напомнить, что в случае с Грузией вопрос о безвизовом режиме носит политический характер. Грузия вышла из состава СНГ, что, несмотря на то, что Тбилиси предусмотрительно ряд соглашений, заключенных в рамках СНГ, сохранил, объективно ставит ее на особое место в безвизовом пространстве Содружества независимых государств.
У России с Грузией совсем недавно закончилась война. В этих условиях наличие безвизового режима между Минском и Тбилиси сводит факт существования Союзного Государства к неприличному анекдоту.
Москва неоднократно поднимала перед Минском вопрос о функционировании «Тропы Лукашенко». Белорусское руководство старательно игнорировало озабоченность российских властей. Государственный пограничный комитет привычно докладывал, что интересы Союзного Государства соблюдаются и «на границе все спокойно».
Однако 19 января текущего года, выступая в белорусском парламенте, председатель Государственного пограничного комитета Беларуси генерал Рачковский был вынужден признать то, что давно не является новостью для десятков миллионов людей в России, Грузии и Беларуси: У нас Союзное государство (вспомнили! - А.С.), но у каждой страны свой порядок пребывания иностранных граждан… из-за этого зачастую возникают… некоторые недоразумения… Например, граждане Грузии законно приезжают в Беларусь, садятся на поезд и едут в Россию, а там уже находятся незаконно. В свою очередь в России действует безвизовый режим для граждан Литвы и Латвии, а по прибытии в Беларусь их задерживают как нарушителей визового режима и налагают административную ответственность». При этом господин Рачковский не упомянул, что Россия держит безвизовый режим не для граждан Литвы и Латвии, а как раз для тех русскоязычных, включая и этнических белорусов, что проживают в этих странах без гражданства. Перехват этих людей на территории республики, приезжающих к родственникам, не делает чести белорусским властям. Но уже сам факт, что глава белорусского пограничного ведомства признал наличие «Тропы Лукашенко» является знаменательным.
Причина откровенности белорусских чиновников, однако, вполне прозаичная. Дело в том, что сложно представить единое таможенное пространство с разнокалиберным визовым режимом. И если в рамках Союзного Государства Минск мог себе позволить откровенно игнорировать пограничные озабоченности Москвы, то в рамках Таможенного Союза ЕврАзЭс, он будет стремиться взять инициативу в свои руки. Индикатором добрых намерений белорусского руководства в отношении внешних границ ТС должно стать урегулирование проблемы с безвизовым режимом для граждан Грузии.
Однако сомнительно, чтобы Минск отказался от «Тропы Лукашенко». Как всегда белорусская сторона будет стремиться совместить несовместимое.
Бизнес на границе должен и дальше приносить доход в белорусскую казну.
politoboz.com
Андрей Суздальцев, politoboz.com