Агрессор Wrote:
Когда на освободившиеся посты приходят бездари постоянно оглядывающиеся на главковерха и боящиеся отстоять свою точку зрения имеем, что имеем. Власов тому пример.
Поймите простую вещь -- большинство репрессированных не были не только толковыми командирами, а просто не соответствовали занимаемым должностям. И даже если бы их не репрессировали, то все равно ввиду необходимости увеличения числа дивизий и полков подготовленных командиров не хватало и хватать не могло. Потому что созданная "героями гражданской" структура армии не соответствовала требованиям будущей войны. И все равно пришлось бы назначать вчерашних капитанов -- дивизионными командирами!
Кстати, если прочтете работу Герасимова, то увидите, что в период репрессий 37-38 годов
не ухудшился, а даже несколько улучшился образовательный уровень командиров РККА. Так, если перед началом репрессий в 1936 г. в РККА академическое образование имели 13 тыс. командиров, то в после окончания репрессий в 1939 г. офицеров с академическим образовнаием было уже 23 тыс.
Фиг с ним, с заговором Тухачевского. Не будеи на него ссылаться. Но и безо всякого заговора очевидно, что репрессированное армейское руководство подготовку армии к войне провалило: по вооружению, по кадрам, по боевой подготовке. Репрессии -- это просто присущий тому времени способ расчистки управленческой иерархии. И на самом деле репрессии против "старой революционной гвардии" запоздали. Их надо было бы проводить в конце 20-х -- начале 30-х, когда группа Тухачевского сформировала себе монополию на управление армией. Но не было такой возможности -- шла еще межфракционная борьба с точно такими же по бездарности выдвиженцами гражданской войны в партноменклатуре.
О количестве репрессированных военнослужащих. По строго документальным данным Г.И. Герасимова, в 1937 г. в РККА было репрессировано 11034 человека, то есть 8%
списочной численности начальствующего состава. В 1938 году репрессировано 4523 человека, то есть 2,5%. А теперь самое интересное:
В эти же годы некомплект начсостава достигал 34 тыс. и 39 тыс. соответственно, то есть доля именно репресированных в некомплекте составляла 32% и 11% соответственно.
Более того, в 40-41, когда репрессий не было, некомплект возрос до 60 тыс. и 66 тыс. человек соответственно. Откуда такие некомплекты? Наследие гражданской войны, опять-таки. Проблема РККА была в отсутствии нормального унтер-офицерского звена, которое приходилось замещать массовым выпуском слабо подготовленных офицеров. В результате в 1939 г. на одного офицера в РККА приходилось всего 6 рядовых, тогда как в вермахте -- 29, в британской армии -- 15, во французской -- 22.
Вообще, в деле военного строительства гражданская война принесла России гораздо больше вреда, чем полезного опыта. И репрессии корнями -- оттуда же. Полагать же, что Сталин мог мановнием руки в белой перчатке все бескровно поменять -- наивно. Сталин действовал так, как его вынуждала ситуация, он вообще во многом ситуативен. Методическое отличие Сталина от тех, кто проиграл ему борьбу за власть только в том, что Сталин практически всегда
соответствовал ситуации.