Vatr Wrote:
ВОЛЧОК Wrote:
Так видно?
конечно видно, Вас склероз не мучает ? обсуждение о грамотных в войсках в РИ уже было
ладно напомню
http://istmat.info/files/uploads/33580/voen._stat._ezh._1912_-7.pdf372 страница
на 1912 год -
образование
0.12% - высшее
0.49% - среднее
10.13% - низшее
89.26% - не имеющих
грамотность
47.41% - грамотные
24.09% - малограмотные
28.59% - неграмотные
ПМВ конечно попозже сборника и там может, что и улучшилось, только Вас никто с РЯВ за язык не тянул.
Ну так и большевики говорили не об образовании, а о грамотности. 71% совместно грамотных и малограмотных - это очень приличные показатели.
И надо еще разбираться что имелось в виду под терминами "грамотный, "малограмотный" и под словом "грамотный" в понимании большевиков.
Совершенно очевидно, что имперские власти подходили максимально внимательно к процессу, тогда как комми для улучшения показателей шарахнули считать всех одинаково - знаешь с какой стороны у ручки перо и куда его надо засовывать - всё, грамотный.
Уровень статистики по этому сборнику высочайший, ничего подобного мы в СССР никогда не видели, хотя поначалу пытались соответствовать РИ. Но халява изо всех щелей лезла.
Что мы можем подытожить:
1. Образование в РИ было на самом высоком уровне в стандартах своего времени. Его различия по регионам определялись прежде всего огромным плечом, которого не было ни в одной стране мира.
2. Структура имперского образования была гораздо проработанней, нежели более поздняя советская, что вело к гораздо более лучшему учету особенностей регионов, способностей учеников, потребностям экономики.
3. В 1911 г. в России введено всеобщее начальное обучение и началась его реализация. Она не завершилась именно по причине ВОСР. Собственно завершилась бы она лет на 15 раньше, чем это сделали Советы с гораздо более низким качеством.
4. Высшая школа была в РИ на высочайшем уровне. Советы ничего тут не добавили, кроме как размыли массовым, но также низким качеством обучения понятие "высшее образование", за немногим исключением в лице преимущественно тех ВУЗов, которые существовали еще до ВОСР.
5. Все образовательные программы и методики были разработаны еще в РИ, за исключением добавления в них политической пурги. Впоследствии добавлялись только курсы, соответствующие уровню техники и научным открытиям времени.
6. Начальное образование в РИ было в руках собственно народа через земства, определяющие кому какое образование надо и в каком кол-ве, а также финансирующие местные школы. Земские школы росли появлялись и развивались огромными темпами. То самое самоуправление в живом действии, чего в СССР не было и в помине.
7. Сословные различия ко времени I-й Мировой уже не играли большой роли, не играли они ив образовании. Общество выравнивалось.
Да, если сравнивать в с 1960 годом, то по показателям грамотности СССР далеко обогнал РИ, однако лет через 100 вполне вероятно будут тыкать и в эти 60-е, говоря, что дескать "разве это образование? там даже вероятностную фотурологию не преподавали". Сравнивать надо сравнимое.
Мой вывод - СССР угробил образовательный потенциал, складывавшийся на момент ВОСР в РИ, создал свои эрзац-валенки и размахивал ими как достижением.А могло быть гораздо, несравнимо лучше.
К тем же 40-м уровень образования в РИ был бы неизмеримо выше, нежели в СССР, а грамотность была бы качественней и всеобщей.
В то же время СССР в 40-х задыхался от недостатка квалифицированных кадров и грамотных инженеров.
Хохлизм - болезнь, лечится только хирургическим путем.