10. Немного – о политических последствиях затеянных реформ
Несмотря на отвлеченность большой части российских граждан на футбол, заботы о дачах, а также на смутные надежды на то, что их возмущенные голоса будут услышаны и приняты во внимание реформаторами, – эти граждане уже многое успели продумать, проговорить и понять. Они поняли, что власть пытается их в очередной раз ограбить, обмануть и по-человечески унизить.
В этом смысле еще не состоявшаяся реформа уже достигла нескольких очень тревожных целей.
Во-первых, налицо очень массовое неприятие предлагаемой реформы еще до ее обсуждения в Госдуме. Крупнейшие опросы общественного мнения показали, что ее отвергают не менее 90% граждан страны. Несмотря на политический мертвый сезон, под петициями граждан против реформы уже собрано более 2 млн подписей. В нескольких городах страны, несмотря на запреты митинговой активности в период чемпионата по футболу, прошли достаточно крупные антиреформенные митинги.
Во-вторых, налицо быстрая утеря авторитета всех ветвей власти. По данным нового опроса ВЦИОМ, всего за месяц существенно упали рейтинги премьера Медведева (с 45,4% до 38,5%), правительства (с 52,3% до 44,7%) и президента Путина (с 80% до 72%, хотя он полностью отстранился от любых обсуждений реформы).
При этом против реформы высказались как все партии в Госдуме, кроме «партии власти» – «Единой России», так и почти все «несистемные» партии страны, а также все крупнейшие российские профсоюзные объединения. Кроме того, поступает немало сообщений о том, что и в столицах, и в регионах уже идут консультации между системной и несистемной оппозицией разных цветов об организации общих протестных выступлений против реформы. Причем источники сообщают, что даже в «Единой России» по отношению к реформе происходит пока неафишируемый, но достаточно острый внутренний конфликт.
Таким образом, результатами вброса в обсуждение пенсионной реформы стали:
а) обострение (всегда существующей) оппозиционности общества в отношении власти;
б) новое объединение системных и несистемных оппозиционных элит и их уличных протестных потенциалов;
в) достаточно явный раскол внутри «системных» элит.
Эти результаты приводят к появлению аналитических сценариев возможных выходов из складывающейся вокруг реформы политической ситуации. В частности, фонд «Петербургская политика» в числе возможных сценариев называет компромиссное «смягчение» реформы по инициативе вмешавшегося президента Путина (вероятность 40%), «продавливание» реформы полностью при помощи всего инструментария власти (вероятность 20%), компромиссное смягчение реформы под давлением протестного общества или внутреннего конфликта во власти (вероятность того и другого 15%) и, наконец, глубокий пересмотр реформы уже после ее законодательного принятия (вероятность 5%).
Однако все авторы подобных сценарных прогнозов, как и мы, признают, что в любом случае тяжелых негативных последствий факта появления плана именно такой реформы – уже не избежать.
И тогда вновь возникает вопрос, который мы уже задавали в течение всей этой статьи – зачем и кто это сделал? Кому это выгодно и понадобилось?
Первый и вполне понятный ответ заключается в том, что это сделала либерально-западническая пятая колонна в российской власти под патронажем ее западных (прежде всего американских) кураторов. И что их расчет – на то, что при любом сценарии прохождения реформы через общественные и законодательные фильтры она свое главное дело сделает. А именно, приведет к деконсолидации общества и непоправимому расколу элиты, резко ослабит и без того не слишком сильную Россию и даст, наконец, возможность снести очередной оранжевой революцией ненавистную власть Путина. И, похоже, именно по этому варианту сегодняшний процесс в России и ведут.Однако в этом ответе есть свои странности. Президент России настолько занят сложнейшими проблемами внешней и оборонной политики, что экономику и внутреннюю политику целиком отдал на откуп правительству? Или он настолько отлучен от объективной тревожной информации об отношении масс к реформе и ее возможным негативным последствиям, что обо всем этом не подозревает?
Второй – вероятно, конспирологический – ответ состоит в том, что Путин не случайно не торопится вмешиваться в реформенные сюжеты. Что он выжидает момента достаточно глубокой и бесспорной дискредитации либерального реформенного ража российской пятой колонны, чтобы начинать «пер*бирать людишек». То есть устроить большую чистку не только правительства, но и всех элитных групп, которые эти реформаторские инициативы предлагают и сопровождают.
Но и к этой «конспирологии» вопросов тоже хватает. В частности, если президент всё это понимает и допускает, видит ли он и сознает ли он всю тяжесть уже происходящих издержек – деконсолидации общества и элит в условиях обострения и усложнения внешних угроз?
В любом случае нет сомнений в том, что Россия вступает в новую фазу сложных и болезненных испытаний.
В которых ей – и нам – вновь придется выстаивать.
Целиком
http://www.iarex.ru/articles/58595.htmlПервая часть
http://www.iarex.ru/articles/58584.html