ВОЛЧОК Wrote:
Sevas47 Wrote:
Настоящий Полковник
Вы мне ттх из википедий не показывает))))Скажите на ЧЁМ летали МиГ 3 и Ил 2? Что заправляли в баки? Ослиную мочу?
Ладно, МиГов было не так много. Но Ил-то второй это рабочая лошадь авиации. Что направляли в Ар 2? Тоже мочу? Как по мне ориентироваться на то, что говорил т. Берия не стоит....Вполне мог готовить этим выступлением почву для устранения главного нефтяников.
а вы про КАКИЕ именно времена говорите?
я вот- про 22 июня 1941-го...
и массово на тот момент стояли двигуны М-103 ( по сути- Испано-Сюиза образца 1932 года), которые канэшна 85-й и ниже бензинчик кЮшал..но неохотно..
а со 105-м..так там аж до 1943 года проблем было за гланды..
вот и летали на всякой бодяге, с ресурсом 50 часов...
Вот небольшой кусочек материала Сергея Эйгенсона, отец которого до войны занимался проблемами бензина:
Quote:
Для отца она [война] началась раньше, в декабре 1939-го, когда его вместе с доцентом А.И. Скобло из бакинской Промышленной академии им. С.М. Кирова и директором ГрозНИИ В.С. Федоровым, будущим министром нефтепереработки и нефтехимии, вызвал к себе в Москву тогдашний топливный нарком Лазарь Каганович. Смысл этого вызова я сейчас изложу не совсем так, как мне рассказывал отец, а еще и с добавлениями, выуженными в старых номерах "Ойл энд Гэз Джорнел" и в старых газетах.
Сначала рассказ отца. Каганович был не просто наркомом, а еще и членом Политбюро, наверное, поэтому по его вызову они полетели на самолете. Их троих нарком принял вечером и сразу поставил задачу - увеличить выпуск авиабензина. Оказалось, что ВВС РККА не хватает горючего. Финнам хватает, а нашим, со вторым в мире объемом добычи и переработки нефти, - нет. Как увеличить ресурсы? Все трое приглашенных к наркому экспертов были специалистами по ректификации и обсуждали они проблему именно с этой стороны. Отец спустя тридцать лет после совещания сохранил удивление, что Каганович (из сапожников ведь вышел!) продемонстрировал некоторое знакомство с нефтяной терминологией, задавал вполне разумные вопросы об орошении колонн и, в общем, был на уровне. Кое-какие направления выхода из ситуации у них тогда наметились.
Я спорил с отцом, говорил ему, что тут нечем восхищаться. Удивительно, конечно, что нарком понимает, что такое флегмовое число, но ведь он еще и член Политбюро, это он вместе со своими коллегами принял решение начать войну, в ходе которой внезапно выяснилось, что для самолетов почему-то нет бензина. А в самом деле - почему? Разговор мы тогда не окончили, но мне кажется, что Александр Сергеевич не хотел эту тему додумывать до конца или не хотел об этом говорить со мной. Потом я разбирался сам и понял, в чем было дело.
Советско-финскую война РККА начала с бомбардировок городов. Это только входило в военные обычаи. Легион "Кондор" очень осуждали за Мадрид и Гернику, потом - разрушение Ковентри, Гамбурга, Софии, Ленинграда, Токио. Постепенно отличились все участники драмы, в том числе и мы.
Первая бомбежка Хельсинки 30 ноября стала самой убойной. 350 авиабомб, 97 трупов. Позднее мир узнал о гораздо более сильных бомбардировках, но эта была одной из первых. Сообщение о разрушении Хельсинки и бомбежке других городов, гибели мирных жителей, фотографии руин потрясли мир. Президент Рузвельт немедленно направил протест советскому послу в США, вроде как хотел устыдить. Не сумел. Вячеслав Михайлович Молотов ответил в интервью "Известиям": "Советская авиация не бомбила и не собиралась бомбить город, но наше правительство уважает интересы народа не меньше, чем любое другое правительство. Конечно, из Америки, находящейся более чем за 8 тысяч километров от Финляндии, это не заметно". Уел Рузвельта, одним словом. Остро так и с чувством собственного достоинства, переходящего в глубокое удовлетворение. В том же духе на запрос из Лиги Наций Народный комиссар иностранных дел сообщил, что "Советский Союз не находится в состоянии войны с Финляндией и не угрожает финляндскому народу. Советский Союз находится в мирных отношениях с Демократической Финляндской Республикой, с правительством которой 2 декабря с.г. им заключен договор о взаимопомощи и дружбе.... В настоящее время мы совместными (с тов. Куусиненом) усилиями... ликвидируем опаснейший очаг войны, созданный в Финляндии ее прежним правительством". Чтобы было понятно, Демократическая Финляндская Республика - это марионеточное государство, созданное на захваченной территории Финляндии.
14 декабря 1939 г. из-за бомбежек финских городов Советский Союз был исключен из Лиги Наций. Ну, это бы еще не горе... Но второе следствие, гораздо менее известное широкой публике, было действительной неприятностью - 4 ноября 1939 г. Конгресс США утвердил новый Закон о нейтралитете, а в начале декабря Госдепартамент включил Советскую Россию в список "морального эмбарго" стран-агрессоров, в которые запрещался экспорт из США военных материалов, в том числе авиационного бензина, его компонентов и технологий их производства. А это были довольно серьезные потоки. По данным журнала "Ойл энд Гэз", опубликованным в декабре 1939 г., ноябрьские поставки составили 317 тыс. баррелей, или 36 тыс. т. Собственное советское производство в 1939-м - примерно 60 тыс. т в месяц. То есть, эмбарго было равноценно одномоментному выходу из строя 60 % наших заводских мощностей. Начнешь тут собирать специалистов по всей стране!
Правда, редактор "Ойл энд Гэз Джорнел" в редакционной статье в том же номере обличал рузвельтовскую администрацию в том, что, официально демонстрируя стране и Конгрессу свою непримиримость к агрессору, та под сурдинкой продолжала пропускать экспорт "к большевикам" и в декабре. Ну, это тоже можно понять. Мораль моралью, а политического предвидения и расчетливости у Рузвельта было не меньше, чем у Сталина. Он понимал, что ни Советскому Союзу, ни Соединенным Штатам не избежать участия в начинающейся Второй мировой войне. И США никак не выгодно снижение военного потенциала будущего главного союзника против Германии и Японии. А обиженная Финляндия по сравнению с исходом Мировой войны все же не так важна, как считают Конгресс и общественное мнение.
Но утаить в Штатах от изоляционистски настроенных газет нарушения Закона о нейтралитете было невозможно, и "высокооктановый" ручеек к январю пересох. Эмбарго против СССР Госдепартамент отменили через год, в январе 1941 г. Но и этот перерыв поставок сыграл, как кажется, трагическую роль в будущих сражениях лета 41-го.
Дело в том, что прекращение американских поставок - это не только снижение количества, но и серьезное понижение качества авиабензинов. Как раз в то время происходила очередная техническая революция в моторостроении и производстве авиатоплива - рост мощности моторов за счет повышения степени сжатия, что потребовало бензинов с повышенными октановыми характеристиками. Мы отстали. Как по собственным технологическим разработкам, так и по техническому шпионажу в этой области. Тупо следовали за немцами, сосредоточившими усилия на получении жидкого горючего из угля - немцы зря делать не будут! И почти не интересовались тем, что делалось в США по получению высокооктановых компонентов - изооктана, изопропилбензола, высокоароматизированных фракций - алкилированием и каталитическим риформированием. Особенно обидно, потому что эти процессы были во многом основаны на российско-советских исследованиях академиков Ипатьева и Зелинского.
В результате советские нефтепереработчики смогли тяжким трудом увеличить общие ресурсы авиабензина, во многом благодаря оптимизированной ректификации, которую придумала троица, приглашенная тогда к наркому. Но план по выпуску сортов с повышенным октановым числом, Б-78 и Б-74, не выполнялся даже после отмены эмбарго, ведь сразу не привезешь высокооктановые компоненты из Штатов по кишащему подводными лодками океану, технологический лаг времени тут несколько месяцев. Свое же алкилирование в СССР удалось сделать под руководством отцова приятеля Юсифа Мамедалиева только во время войны и с использованием полученной от американцев по ленд-лизу документации. И это был подлинный научно-технический подвиг.
Значит, полтора критических предвоенных года РККА была не обеспечена горючим именно для новых моделей самолетов - Яков, Мигов и Илов. Как-то пер*бивались, экономили бензин. Конечно, за счет учебных полетов. Это сказалось страшным летом 1941 г., когда самолеты были, но летать на них еще не научились.
Началась война. Долго к ней готовились, почитай, что со дня окончания Гражданской, а оказались не готовы. И.В. Сталин потом создал для объяснения теорию, что "как показывает история, агрессивные нации, как нации нападающие, обычно бывают более подготовлены к новой войне, чем миролюбивые нации, которые, будучи не заинтересованы в новой войне, обычно опаздывают с подготовкой к ней". Если убрать отсюда не особенно новую мысль о том, что миролюбивая сторона менее заинтересована в войне, чем сторона немиролюбивая (видимо, потому, что больше любит мир) и новую для марксизма идею о делении наций по этому моральному признаку, остается тезис, что нападающий всегда более готов к войне, чем объект нападения.
Это не совсем и не всегда так. В той же финской войне нападающая сторона была явно не готова - вплоть до внезапного дефицита авиабензина в стране, занимающей второе место в мире по нефтедобыче. Сторона же обороняющаяся неплохо подготовилась, построила хорошую укрепленную линию, выучилась заблаговременно метко стрелять, ходить на лыжах и тепло одеваться в зимнее время. И в результате, при самом неблагоприятном соотношении боевых потенциалов сумела уцелеть, пожертвовав одной из своих губерний, как ящерица геккон хвостиком.