Фото 1: Аэропорт Белграда.
За последние два года, пока тысячи тонн оружия летели на юг, сотни тысяч беженцев бежали на север от конфликтов, забравших более 400 000 жизней. Хотя балканские и другие европейские страны перекрыли маршрут для беженцев, канал поставок оружия по морю и воздуху на Ближний Восток продолжает действовать и приносить огромную прибыль. По словам экспертов по вооружениям и по правам человека, эта торговля почти наверняка нелегальна.
«Имеющиеся данные свидетельствуют о регулярном незаконном перенаправлении оружия вооруженным группировкам, обвиняемым в серьёзных нарушениях прав человека. Если это действительно так, то эта торговля противоречит Договору ООН о торговле оружием и другим международным документам и должна быть немедленно прекращена», — рассказал исследователь по вопросам контроля над вооружениями в Amnesty International Патрик Уилкен, изучивший данные, собранные журналистами. Однако если речь идет о сотнях миллионов евро, а оружейные заводы работают в две смены, государствам нет резона прекращать такой бизнес. Хотя имеется множество свидетельств того, что оружие попадает к сирийским и другим вооруженным группировкам, обвиняемым в масштабных нарушениях прав человека и проявлениях жестокости, лицензии на экспорт этого оружия, которые должны давать гарантию личности конечного получателя товара, продолжают выдавать.
Посол США в Сирии в 2011-2014 гг. Роберт Стивен Форд рассказал BIRN и OCCRP, что эту торговлю координирует Центральное разведывательное управление США, а также Турция и страны Персидского залива через центры в Иордании и Турции. Однако на практике, по словам Форда, поставки оружия часто идут в обход этой процедуры. В течение года BIRN и OCCRP изучали данные об экспорте оружия, отчёты ООН, данные о перелётах и оружейные контракты. Было установлено, что в охваченный войной регион отправляются тысячи автоматов, минометных снарядов, реактивных гранатомётов, противотанкового оружия и крупнокалиберных пулемётов из Боснии и Герцеговины, Болгарии, Хорватии, Чехии, Черногории, Румынии, Сербии и Словакии. С момента эскалации конфликта в Сирии в 2012 году эти восемь стран одобрили поставки оружия и боеприпасов в Саудовскую Аравию, Иорданию, Объединенные Арабские Эмираты и Турцию как минимум на 1,2 миллиарда евро.
Реальная цифра наверняка гораздо больше. Данные о лицензиях на экспорт за 2015 год оказались недоступны для четырёх из восьми стран, а за 2016 год — для семи из восьми стран. Четыре страны-получателя — ведущие поставщики оружия в Сирию и Йемен, никогда или практически никогда до 2012 года не приобретавшие оружие в Центральной и Восточной Европе. При этом поток поставок не иссякает: некоторые из самых крупных сделок были одобрены именно в 2015 году.
Оружие из Восточной и Центральной Европы удалось обнаружить на более, чем полусотне видео и фотографий, размещенных в социальных сетях. Это оружие используется не только отрядами Свободной сирийской армии, поддерживаемыми Западом, но и бойцами исламистских группировок, таких как «Ансар аш-Шам», «Джебхат Фатх аш‑Шам» (ранее именовалась как «Джебхат ан-Нусра»
https://www.facebook.com/CITeam.org/photos/?tab=album.., 29 июля формально отделилась от «Аль-Каиды»), «Исламское государство Ирака и Леванта» («ИГИЛ»), группировками сторонников президента Сирии Башара Асада, а также суннитскими силами в Йемене.
Фото 2 и Видео 5: 12 июня 2016 года пользователь Твиттера @Aswed_Flags, который, согласно своему профилю, ведет «прямые репортажи из Сирии» и регулярно публикует фотографии и видео боевых действий, опубликовал фотографию, на которой виден новый, нераспакованный крупнокалиберный пулемет Coyote M02, произведенный на сербском заводе Zastava Arms.
Согласно отчету «Исследований вооружений в конфликтах» (организации, отслеживающей вооружения в различных зонах военных действий), в июне 2014 года курдские «Отряды народной самообороны» захватили у боевиков «Исламского государства» около кургана Телль-Ханзир на севере Сирии две 90-миллиметровых ручных противотанковых гранатомета М-79 «Оса» югославского производства
Маркировки на некоторых образцах оружия с указанием происхождения и даты производства указывают на то, что значительное количество его сошло с конвейера только в 2015 году.
По данным ООН о торговле и сообщениям национальных экспортеров оружия, из 1,2 миллиардов евро (суммы, на которую были одобрены контракты на экспорт оружия и боеприпасов) выплачены уже 500 миллионов.
Частота и количество грузовых перелётов (BIRN и OCCRP удалось выявить не менее 68 за период немногим более года) говорит о непрерывном потоке оружия из аэропортов Центральной и Восточной Европы на военные аэродромы на Ближнем Востоке. В этих перелётах чаще всего используются транспортные самолеты Ил-76. Они могут перевозить до 50 тонн оружия — это около 16 000 автоматов Калашникова или три миллиона патронов. Другие, в частности, Boeing 747, способны перевозить вдвое больше. Однако оружие и боеприпасы поставляются не только по воздуху. Только с декабря 2015 года журналисты выявили по крайней мере три рейса, выполненных американскими военными из черноморских портов. В ходе этих рейсов в порты на Красном море и в Турцию было доставлено около 4700 тонн оружия и боеприпасов.
Депутат Европарламента от Швеции Бодиль Валеро назвала такую торговлю «постыдной».
«Возможно, им [Болгарии, Словакии и Хорватии] не стыдно, но мне кажется, что им должно быть стыдно», — заявила Валеро, представляя последний доклад ЕС о торговле оружием. «Страны, поставляющие оружие в Саудовскую Аравию и другие страны Ближнего Востока и Северной Африки, не проводят соответствующую оценку рисков, в результате нарушая европейское и национальное законодательство».
OCCRP и BIRN побеседовали с представителями правительств Сербии, Словакии, Хорватии, Черногории и Чехии. Все они утверждали, что исполняют свои международные обязательства. Некоторые указали, что Саудовская Аравия не находится ни в каких международных чёрных списках экспорта оружия. Другие заявили, что их страны не несут ответственности, если оружие впоследствии попадает не в те руки.
Саудовская Аравия — оружейный король
Следы поставок оружия из Центральной и Восточной Европы обнаруживаются с зимы 2012 года. Тогда десятки самолетов, груженных оружием и боеприпасами времен бывшей Югославии, начали летать из Загреба в Иорданию, выполняя поставки на деньги Саудовской Аравии. Вскоре после этого появились первые видеосвидетельства использования хорватского оружия в боях в Сирии.
Согласно статье New York Times
http://www.nytimes.com/2013/02/26/world/middleeast/in.., вышедшей в феврале 2013 года, высокопоставленный хорватский чиновник предложил направить в Сирию старое оружие из государственных запасов во время визита в Вашингтон летом 2012 года. Вскоре после этого Загреб связался с саудовцами, которые стали финансировать поставки. ЦРУ оказало помощь с логистикой переброски оружия по воздуху, начавшейся позднее в том же году. Хорватские власти последовательно отрицают причастность к отправке оружия в Сирию. Однако бывший посол США в Сирии Форд подтвердил BIRN и OCCRP сведения New York Times, полученные от анонимного источника, о том, как была заключена эта сделка. Он сказал, что не может обсуждать эту тему более подробно.
Так начались беспрецедентные по масштабам поставки оружия из Центральной и Восточной Европы на Ближний Восток. Впоследствии канал расширился, и начались поставки из запасов ещё семи стран. Местные оружейные экспортеры продавали оружие и боеприпасы из своих стран, а также договаривались о поставках боеприпасов из Украины и Беларуси и даже попытались приобрести противотанковые комплексы советского производства у Великобритании. Оружейный базар распространился на всю Европу. До событий «арабской весны» 2011 года объёмы торговли оружием между Восточной Европой и Саудовской Аравией, Иорданией, ОАЭ и Турцией (эти четыре страны оказывают ключевую поддержку разрозненной сирийской оппозиции) были незначительны или вообще отсутствовали, о чем свидетельствует анализ данных по экспорту.
В 2012 году всё изменилось. С этого года по 2016 год восемь восточноевропейских стран одобрили экспорт оружия и боеприпасов в Саудовскую Аравию на сумму не менее 806 миллионов евро, о чём свидетельствует национальная и европейская отчётность об экспорте оружия, а также источники среди чиновников. С того же 2012 года Иордания получила экспортные лицензии на 155 миллионов евро, тогда как ОАЭ — на 135 миллионов евро, а Турция — на 87 миллионов. Итоговая сумма составила 1,2 миллиарда евро. Ещё один важный поставщик сирийской оппозиции — Катар — в экспортных лицензиях из Центральной и Восточной Европы не фигурирует.
Эксперт по ближневосточным вооружениям журнала Jane’s Defence Weekly (считающегося самым надёжным источником по вопросам обеспечения безопасности и обороны) Джеймс Бинни утверждает, что большая часть оружия, экспортированного из Восточной Европы, наверняка предназначалась для Сирии, в несколько меньших количествах, для Йемена и Ливии. «За редкими исключениями, вооруженные силы Саудовской Аравии, Иордании, ОАЭ и Турции используют пехотное оружие и боеприпасы западного производства, а не их советские аналоги», — рассказал Бинни. «Вследствие этого представляется вероятным, что большая часть таких товаров, приобретённых этими странами, предназначались для их союзников в Сирии, Йемене и Ливии».
В распоряжении BIRN и OCCRP оказались конфиденциальные документы Министерства обороны Сербии, а также протоколы серии межминистерских совещаний, прошедших в 2013 году. Из этих документов видно, что министерство высказывало опасения, что поставки в Саудовскую Аравию будут незаконно перенаправлены в Сирию. При этом оно указывало, что саудовцы не используют оружие, имеющееся у центрально- и восточноевропейских стран, а также давно снабжают сирийскую оппозицию. Министерство отклонило саудовский запрос, однако немногим более чем через год сменило решение и одобрило поставки новых вооружений, объяснив это национальными интересами. Известно, что сотрудники саудовских спецслужб, в основном использующие оружие западного производства, используют в ограниченных количествах и центрально- и восточноевропейские образцы. В частности, речь идет о военных грузовиках чешского производства и автоматах, изготавливаемых в Румынии. Однако даже поставки оружия, предназначенного для саудовских силовиков, вызывают вопросы ввиду их участия в конфликте в Йемене. Нидерланды стали первой страной ЕС, приостановившей экспорт оружия в Саудовскую Аравию в связи с гибелью мирных жителей в гражданской войне в Йемене, а Европарламент призвал ввести общеевропейское эмбарго на поставки оружия.
