Quote:
О том, что Турция попытается осуществить прямое вооруженное вторжение в Сирию, многие эксперты и политологи говорят уже не первый месяц. Так, по мнению директора Центра изучения стран Ближнего Востока и Центральной Азии Семена Багдасарова, турецкий президент Реджеп Эрдоган абсолютно убежден в том, что Башар Асад должен быть «удален» из Дамаска, а к власти должны прийти подконтрольные Эрдогану люди.
«Сирия, по мнению Эрдогана, во всяком случае, значительная часть территории этой страны, должна контролироваться Турцией вплоть до Алеппо, - отмечает Семен Багдасаров. - Алеппо - это вообще особое место для турок, они считают, что этот город должен принадлежать только им. Ключевым также является вопрос Идлиба.
Созданные на турецко-сирийской границе буферные зоны используются для переброски необходимых средств для ведения войны. Известно, что Эрдоган поддерживает «Братьев-мусульман», и мы были вынуждены наносить удары по этим колоннам. Мы обязаны помочь воюющей на земле сирийской армии и ее союзникам закрыть границу.
При этом турки собираются расширять данную зону, в том числе за счет тех мест, которые находятся под контролем сирийской армии. Уровень конфликта очень высок. Если еще недавно турки говорили о переброске к границе 20 танков, то сегодня уже известно о передислокации тысячи единиц бронетанковой и автомобильной техники. Причем речь идет о переброске сил не только 2-й, но и 1-й полевой армии. Это говорит о том, что они готовятся к большой войне».
Основными силами, которыми турецкая армия (сухопутные войска) располагает в этом районе, являются формирования 2-й полевой армии со штабом в городе Малатья. В составе этого объединения - три армейских корпуса, куда входят пехотная дивизия, а также по три танковых, механизированных и пехотных бригады и полк специального назначения.
Кроме того, в оперативном подчинении командующего армией находится два отдельных артиллерийских полка и от одного до трех полков армейской авиации. Численность войск может составить свыше 100 тысяч военнослужащих. На вооружении находятся танки «Леопард» различных модификаций, поставленные из Германии и модифицированные в Турции с установкой нового вооружения, американские танки М60, различные бронированные машины, а также самоходные гаубицы и пушки, буксируемые системы и РСЗО разного типа и калибра.
Они умеют побеждать
Вооруженные силы Сирии называют сейчас одними из самых боеспособных на всем Ближнем Востоке, уступающими по мощи (но не по боевому духу) разве что ЦАХАЛу. В сражениях последних лет сирийские военные получили бесценный опыт ведения реальных боевых действий.
О том, что военнослужащие армии САР способны добиваться успехов на поле боя, говорят результаты последних операций. В частности, в провинции Алеппо военнослужащие сирийской армии вместе с бойцами народного ополчения не так давно выбили боевиков и сняли блокаду с поселков Нубуль и Аз-Захра, державшуюся более четырех лет. Армейцы также восстановили стабильность и безопасность в населенном пункте Аль-Увейнат.
В боях в провинции Алеппо хорошо показал себя личный состав 43-й и 154-й бригад 4-й механизированной дивизии ВС САР, действовавший в содружестве с ополчением NDF, батальонами Аль-Баас и палестинской милицией «Liwaa Аль-Кудс» (Иерусалимская бригада). Кроме того, активные действия на востоке провинции ведет элитная дивизия спецопераций «Tiger Forces». Сирийские спецназовцы действуют в тесной координации с ВКС РФ, отмечают в командовании армии САР. В боях, кроме военнослужащих сил специальных операций, отметились бойцы бригады «Ястребы пустыни» («Liwaa Suqour Аль-Сахра»). Как отмечают в сирийском военном руководстве, успех становится возможным, благодаря прикрытию с воздуха и нанесению точечных авиаударов по выявленным укреплениям боевиков, осуществляемым российскими ВКС.
По сути, как отмечает член-корреспондент Академии военных наук, профессор, кандидат военных наук Анатолий Цыганок, силы сторон – Турции и Сирии – сейчас примерно равны. Да, турецкие вооруженные силы по численности занимают второе место в НАТО после США, а военный бюджет Турции – шестой по величине в Европе. Однако в противоборстве «один на один» вряд ли кто-то из них может добиться решительной победы, отмечает эксперт.
«Тут многое будет зависеть от того, какие страны в случае турецкого вторжения Дамаск и Анкара смогут привлечь в качестве союзников», – считает Анатолий Цыганок.
В поиске «внешней угрозы»
Директор Центра изучения стран Ближнего Востока и Центральной Азии Семен Багдасаров убежден: НАТО воевать за Турцию не будет, хотя США и отнесутся благосклонно к пересечению турецкой армией сирийской границы.
«У меня все меньше и меньше сомнений, что такое вторжение произойдет, – убежден эксперт. – Силы, которые могут быть задействованы в этой акции, составят до 30 тысяч человек, плюс авиация, поднятая с двух военных баз – Инджирлик и Диярбакыр. Главный вопрос, кто будет контролировать 98-километровую буферную зону на северо-западе Сирии. Это любимое "детище" Эрдогана, поддерживаемое США».
Сотрудник Института востоковедения РАН и российско-турецкого учебно-научного центра Российского государственного гуманитарного университета, эксперт Центра анализа, стратегии и технологий Александр Васильев также отмечает, что Турция последовательно наращивает военное присутствие у границ с Сирией, подтягивая туда тяжелую технику и артиллерию.
При этом он обращает внимание на высокую психологическую мотивацию к войне, прежде всего, спецназа и офицерского состава турецких вооруженных сил. Кстати, многие высокопоставленные турецкие военные, ранее арестованные Эрдоганом по коррупционным делам и обвинению в подготовке госпереворота, не так давно получили свободу.
Более того – некоторые из них были реабилитированы, вернулись на свои посты и даже… получили повышение в званиях! Именно турецкий генералитет, считает Александр Васильев, предлагает вести более активную внешнюю политику, намекая даже о потребности Турции в собственном ядерном оружии.
«Не исключено, что они предлагают готовиться к открытой аннексии туркоманских районов Сирии, – отмечает эксперт, добавляя, что турецкие власти сейчас активно развивают в прессе мысль о несправедливости границ с Сирией, установленных после Первой мировой войны, о "разделе" турецкого народа».
Кстати, в числе причин, по которым Эрдоган и правящие круги в Анкаре могут решиться на вторжение в Сирию, ряд аналитиков называют банальное обострение внутриполитической обстановки в Турции. Так, российский эксперт Андрей Князев обращает внимание на то, что по турецкой экономике сейчас ударил реальный кризис, усиливаемый российскими санкциями.
В частности, как заявили недавно в парламенте Турции, только из-за санкций России турецкая экономика будет терять до $20 млрд ежегодно, что составляет не менее 3 процентов ВВП страны.
«Все это вызывает недовольство населения и социальную напряженность. Как следствие – рейтинг турецкого президента падает, – отмечает эксперт. – В такой ситуации Эрдоган хочет переключить внимание своих граждан с внутренних проблем на внешнюю угрозу – создать образ "врага", который виноват во всех проблемах Турции».
http://tvzvezda.ru/news/forces/content/201602050749-zzhb.htm