ВОЛЧОК Wrote:
Quote:
ExxonMobil оценила свои максимально возможные убытки от приостановки совместных проектов с «Роснефтью» на конец 2014 года в миллиард долларов. Об этом сообщает «Интерфакс» со ссылкой на данные компании.
Из-за санкций в отношении России ExxonMobil остановила работы по девяти проектам в рамках соглашения о стратегическом сотрудничестве с «Роснефтью», за исключением проекта в Карском море.
Ну это только начало, еще вопрос - кто больше пострадает от экономических санкций… (ниже поверхностный анализ неспециалиста)
1. В международном разделении труда Россия является поставщиком энергоресурсов, удобрений, военной техники и отдельных позиций с/х продукции. Военная техника имеет крайне высокую добавленную стоимость, остальная номенклатура экспорта – товары низкой степени переработки. В течение нескольких десятилетий (!) формировался баланс товарооборота между Европой и Россией – энергоресурсы в обмен на продовольствие и так называемые товары "народного потребления".
2. Санкции ударили по технологическому аспекту добычи и инвестициям в экономику, препятствуя росту поставок энергоресурсов в среднесрочной перспективе. Задумка была простая и проверенная – за счет падения мировых цен на энергоносители и сокращения притока иностранных инвестиций, добиться сокращения валютных поступлений (1) и добычи энергоносителей в среднесрочной перспективе (2) с целью дестабилизировать социально-политическую ситуацию в России (1) и освободить для себя кусочек европейского рынка (2). Дополнительно, каждый из участников сформированного "кооператива" достигал своих локальных целей. Все незаладилось с самого начала… первой сдулась российская оппозиция, вторыми свою игру начали арабы, а дальше понеслось... Украина – очень незначительный, но показательный элемент цепи.
3. При введении санкций Запад переоценил степень влияния продовольственного вопроса на суверенитет России и не дооценил возможности маневра сократившимися валютными ресурсами. Роль итальянских вин, французских сыров, польских яблок. Голландской зелени и цветов в жизни россиян оказалась сильно переоценена, с другой стороны, чилийские вина оказались не хуже итальянских (это я подтверждаю), как впрочем и аргентинское мясо и много чего другого не из стран Европы. Тогда как "ответный удар" пришёлся ниже пояса. Европа выступила благодетелем своих будущих конкурентов, главным из которых является российский частный производитель с/х продукции. С энергоресурсами сложилась еще более печальная картина. Первоначальный расчёт, что Россия не сможет долго "держать удар", сменился постепенно переходящим в панику… опасением потери российского рынка сбыта, т.к. развитие конфликта может закончится не только быстрым (в течение 3-4 лет) подъемом с/х, но и разрывом газовых контрактов, тогда как новые будут подписываться уже в рублях… результатом станет дисбаланс валютных расчётов, со всеми вытекающими последствиями.
4. Запад не только ничего не сэкономил, он потерял и в тактическом и в стратегическом плане. Вопрос в том, а что Запад приобрел?
5. В тактическом плане экономические санкции России вредны, т.к. в условиях международного разделения труда, политически мотивированный разрыв между производством и потреблением, провоцирует социально-экономическую нестабильность. Различные слои общества имеют различный "запас прочности", но как ни странно, наибольший запас имеют беднейшие слои, т.е. санкции направлены против элиты, привыкшей к более высокому уровню жизни.
6. От экономических санкций страдают элиты всех сторон конфликта, однако, в неравной степени. В большей степени санкции затрагивают элементы технологической цепи, создающие большую часть добавленной стоимости (как правило, конечная переработка, ноу-хау и т.п.). Именно европейские страны и США являются держателями наиболее рентабельных переделов в системе международного разделения труда.
А выводы… делайте сами. Лично я думаю, что договорятся, и даже догадываюсь за чей счет… ведь речь идёт о бизнесе (за счёт слабого, а слабее Украины в этой истории только прибалты).