Последний советский триумф или проклятие "Бурана"Вряд ли в истории мировой космонавтики найдется более мистическая страница, нежели советская программа корабля многоразового использования “Буран”.
Странные происшествия преследовали эту программу с самого начала набора первого отряда космонавтов под этот корабль. Практически все кандидаты на полет на этом корабле так или иначе погибали…
Первый отряд испытателей "Бурана" был отобран в июле 1977 года для совершенно секретной работы на “Буране”. Отобрали 8 летчиков из более чем 500 претендентов. Тогда многие летчики стремились попасть в элитный отряд — "волчью стаю", как их назвали по имени лидера, а потом и командира отряда Игоря Волка.
Отбирал космонавтов-испытателей Игорь Волк - тогда никто из них даже не мог предположить что этот выбор станет для них роковым.
Первая восьмерка космонавтов-испытателей "Бурана" (слева направо):

- Игорь Волк (командир отряда)
- Олег Каноненко
- Анатолий Левченко
- Римантас Станкявичюс
- Александр Щукин
- Николай Садовников
- Виктор Букреев
- Александр Лысенко.
Потери начались вначале формирования отряда — 17 мая 1977 года Виктор Букреев совершал обычный тренировочный полет на МиГ-25ПУ, когда тот загорелся - во время разгона у него подломилась передняя стойка шасси. Еще живого c сильнейшими ожогами его вытащили из самолета, но 22 мая Букреев скончался в госпитале (по некоторым данным его даже не успели довезти до госпиталя).
Вторым, буквально через месяц, 23 июня 1977 года погиб Александр Лысенко. Вместе со вторым пилотом они испытывали на истр*бителе МиГ-23УБ новый пилотажный прибор. Прибор отказал и самолет рухнул на землю. Второй пилот (не имевший к "Бурану" никакого отношения) выжил, успешно вылечился и летал дальше, а вот Александр Лысенко погиб.
Этим двум смертям никто не придал особого значения - ведь летчики испытатели часто гибнут при испытаниях новых машин.
8 сентября 1980 года отряд теряет Олега Каноненко. Он работал по тематике вертикального палубного взлета самолета Як-38. При испытаниях в Усурийском заливе при взлете с палубы авианесущего крейсера "Минск" самолет валится с палубы в море. Но в результате катапультирования Олег Каноненко спасается и после “купания” в море все заканчивается обычной простудой. Но после аварии Олег решает вообще уйти из “волчьей стаи”, но товарищи его отговорили. Через пол-года его опять позвали испытывать тот же самолет (буквально на неделю). Истпытания проходили в Южно-Китайском море (в тропических условиях). У его ЯК-38 не раскрылись сопла, и самолет рухнул в море буквально с палубы - так же как и в прошлый раз. Каноненко не успел катапультировался - самолет затонул вместе с пилотом на глубине около 100 метров.
На полугодовых поминках Олега Каноненко по традиции на столе поставили приборы и стаканы для погибших товарищей по отряду, а кандидат в отряд Владимир Туровец написал на салфетке стихотворение, которое заканчивалось словами "кто следующий?". Он и стал следующим.
Но сперва (сразу после гибели Каноненко) был объявлен новый набор в отряд, но после последней смерти среди суеверных летчиков пошли слухи о "проклятии "Бурана" и они уже не так стремились попасть в элитный отряд — "волчью стаю". Были даже отказы, но не захотели (а может не смогли под напористосью Волка) отказаться от “заманчивого” предложения:

- Владимир Туровец
- Виктор Заболоцкий
- Урал Султанов
- Магомед Толбоев
- Сергей Тресвятский
- Юрий Шеффер
- Юрий Приходько.
Владимир Туровец, который только успел пройти медкомиссию в отряд Волка. Но 8 февраля 1981 года он погиб при испытании вертолета Ми-8, и это была четвертая смерть в отряде - буквально через 10 дней после тех роковых поминок.
То что члены "волчьей стаи" непрерывно гибнут один за другим, казалось странным ЦК КПСС и КГБ с ГРУ. Они не верили ни в мистику, ни в инопланетян, но они верили во вражеские спецслужбы и специальная смешанная комиссия повторно исследовала каждую аварию с участием испытателей отряда Волка. Но расследование установило, что все летчики погибли случайно, иностранные разведки тут не причем - виноват человеческий фактор. Проект продолжился.
Испытания "Бурана" подходили к завершению, когда было решено для начала отправить в космос членов “волчьей стаи” на обычных кораблях "Союз", и сразу после приземления посадив их в кресла пилотов настоящих самолетов и проверить смогут ли они управлять самолетом после нескольких дней невесомости. Испытания летных моделей “Бурана” переместили на космодром Байконур, где для посадки “Бурана” была построена почти пятикилометровая идеальная взлетно-посадочная полоса. Главный конструктор “Бурана” Глеб Лозинский ставил на капот своей машины стакан с водой и гонял по полосе под 100 км в час - там где стакан проливался, полосу полировали алмазными штифтам и фрезами, ибо в силу высокой посадочной скорости корабля любая неровность грозила ему опасностью перевернуться.
Первым в космос в 1984 году в составе экипажа Джанибекова и Савицкой отправился Игорь Волк. Экипаж приземлился нормально, и Волк подтвердил, что посадить "Буран" в ручном режиме после 12 суток невесомости вполне возможно. Если Джанибекова и Савицкую вытаскивали спасатели, то Волк после посадки вылез сам и сел в вертолет (ползком) и повел его на аэродром (босиком - ему забыли привезти его летные вещи). На аэродроме он пересаживается на Ту-154, чья кабина переделана под кабину “Бурана” - успешно прилетает в Актубинск. Там он садится на МиГ-25 и на нем возвращается на космодром.
В 1987 году с аналогичной программой на очередном корабле "Союз" в космос полетел Анатолий Левченко. В полет он идет с Титовым и Манаровым, которые летели на год космического полета. Левченко после нескольких дней полета возвращается со станции “Мир” с Романенко и Александровым.
Посадка происходила в буран и Романенко еще в воздухе пошутил что пилот “Бурана” должен и садиться в буран. Но в результате посадка “Союза” на этот раз была аварийной - корабль сильно ударило о землю и экипаж увозят в ближайший госпиталь с сильными ушибами. Левченко отказывается и полностью выполняет программу полета на самолетах несмотря на то что врачи определили его физическое состояние после приземления как нестабильное..
НО! То ли в результате жесткой посадки, то ли врачи прогляыдели, но у Левченко образовалась опухоль головного мозга и через шесть месяцев, 6 августа 1988, года Анатолий Левченко скоропостижно умирает. Летающие на орбите Титов и Манаров еще пол-года передают с орбиты приветы Левченко, но только по возвращению они узнают о его смерти.
Поминки справляли в том же самом офицерском клубе, где поминали Каноненко и Туровца, а за столом было уже пять пустых стаканов. Полета “Бурана” еще только планировался, причем даже без космонавтов, а погибло уже 5 летчиков-испытателей этого многоразового корабля.
В отряде поползли слухи, что космонавт стал жертвой эксперимента по применению новых лекарств в условиях невесомости, но официально это никем не подтверждено. Летчики-испытатели обходят проклятый отряд стороной.
На поминках Волк произносит роковую фразу: “Я не знал что зову Вас на смерть - ребята, простите меня”...
Шестым стал Александр Щукин, который 18 августа 1988 года разбился на спортивном самолете Су-26М в Жуковском. Он готовился к показательным фигурам высшего пилотажа на дне авиации и до вывода самолета из штопора ему не хватило буквально ста метров.
Щукин очень остро переживал смерть Левченко - они заканчивали одно летное училище и служили в одной воинской части. Они всегда летали вместе - Щукин был вторым пилотом у Левченко. На “Буране” они тоже должны были лететь вместе. Все члены “волчьей стаи” считали красивого, образованного и культурного Щукина самым талантливым среди них. Он сам организовывал похороны Левченко и на кладбище неосторожно сказал фразу о том что он хотел лежать бы тут где-то рядом с Левченко. Так оно и вышло - почти все летчики “Бурана” лежат на военном кладбище в Жуковском. Он погиб через 12 дней после смерти своего командира - Левченко.
Во время его похорон Щукина по старой летной традиции проход над ним в небе сделал Римантас Станкявичюс, который через два года, 9 сентября 1990-го, разобьется на Су-27 во время показательного выступления на авиасалоне Сальгареда в Италии, и станет седьмым.
Первый полет "Буран" состоялся 15 ноября 1988 года - он прошел нормально и приземлился пустой "Буран" идеально. Следующий полет "Бурана", уже с космонавтами на борту, Волк требовал уже в пилотируемом режиме и был запланировали на 1991 год. Но... страны не стало...
Многоразовый "Буран" оказался одноразовым и программа была закрыта. Но проклятие над испытателями “Бурана” не исчезло.
Николай Садовников в конце 1977 года ушел из программы, и работал в другом летном отряде. Дважды катапультировался из аварийных самолётов, после полученных травм был списан, и умер от их последствий в 1994 году.
В июне 2001 года неожиданно умрет испытатель "Бурана" Юрий Шеффер — его сердце остановил тромб прямо за рабочим столом.
Через полтора месяца от рака скончается летчик-испытатель Юрий Приходько.
12 марта 2002 года на космодроме Байконур погибнет и единственный летавший в космос "Буран", но не один: бетонная крыша монтажно-испытательного комплекса c высоты 60 метров похоронит под собой и сам челнок, и 8 человек из ремонтной бригады.
Игорь Волк единственный кто дожил до преклонных лет. Его списали по здоровью в 2002 году в возрасте 65 лет. Он всю жизнь как заговоренный - ни единой аварии. С его уходом "волчья стая" перестала существовать - отряд не был расформирован или закрыт - он просто исчез.
Мистика, но с исчезновением самого мощного и самого дорогого советского космического кора*ля, исчезнет и его "проклятие" — с гибелью "Бурана" прекратятся и неожиданные смерти его испытателей.
_________________________________________________________
Здесь кратко описана только судьба испытателей. Уникальный “Буран” - это отдельная песня.
И день полета “Бурана” 15 ноября 1988 надо всегда вспоминать как последний наш всемирный триумф в качестве великой нации. Будем надеяться - не последний.