Пилотируемый транспортный корабль нового поколения (Россия)ИсторияО том, что России нужен корабль на смену "Союзам", говорили давно. В 1980-х шла работа над интересным проектом "Заря", но из-за финансовых проблем ее не довели до конца. В 2000 году РКК "Энергия" (основное предприятие по пилотируемым полетам в России) в инициативном порядке начала разработку двухразового крылатого корабля "Клипер". Работать он бы мог в основном как паром для отправки туристов на низкую орбиту. Надежды на большой пассажиропоток не оправдались, и в 2005 году Роскосмос проект зарубил. Тем временем, в США появилась амбициозная программа "Созвездие" - НАСА запланировало вернуться на Луну на новой сверхтяжелой ракете "Арес" и многоразовом корабле "Орион". В качестве весьма странного ответа Роскосмос объявил в 2009 году конкурс на создание своей Перспективной Пилотируемой Транспортной Системы (ППТС) - ракеты Русь-М и корабля нового поколения (ПТК НП). Корабль за свою схожесть с "Орионом" получил прозвище Orionsky. В настоящий момент, впрочем, проекты весьма разошлись. Когда президент США Барак Обама закрыл программу "Созвездие", вместе с ней, после окончания эскизного проекта, повисла в воздухе и ППТС. К счастью для любителей космонавтики, американский корабль "Орион" пережил свою программу. Американцы отказались от Луны, но не от дальнего космоса. На смену "Аресу" пришла новая ракета, SLS (Space Launch System), а новой целью пилотируемой программы НАСА был выбран астероид. Судьба ППТС оказалась схожей. Владимир Поповкин, возглавивший Роскосмос после Анатолия Перминова, остановил работы над ракетой Русь-М. По его мнению, весь проект ППТС не представлял для космонавтики интереса, поскольку не позволял решать новых задач. Как и в США, пилотируемый корабль выжил, но Поповкин потребовал изменить проект, чтобы придать ему смысл. Основной стала не низкоорбитальная, а лунная версия корабля. Переделка задержала работу примерно на год.
В декабре 2012-го новый технический проект корабля был готов. Экспертизу Роскосмоса и ЦНИИМаш-а он прошел летом 2013 года. В ходе этой процедуры он потерял реактивную систему спуска с орбиты, которая превратилась в простую систему обеспечения мягой посадки. Если ранее предполагалось, что ПТК НП будет остреливать парашут на высоте около километра и далее спускаться на двигателях, то теперь твердотполивная двигательная установка будет включаться только в 10-12 метрах от земли. Разумеется, это ухудшило точность посадки корабля.
Ранее гендиректор РКК "Энергия" Виталий Лопота несколько раз заявлял, что при достаточном финансировании первый пилотируемый полет на ПТК НП может состояться уже в 2020 году. Беспилотные испытательные пуски, по мнению Лопоты, должны начаться в 2017-2018 годах с использованием ракет "Зенит" или "Протон" (второй вариант теперь более вероятен). 5 марта 2014 года глава Роскосмоса Олег Остапенко сказал в интервью "Российской газете", что новый корабль появится у России до 2025 года.
Новый поворот история создания ПТК НП получила на круглом столе "Исследование космоса: новые задачи, новые проекты" 8 апреля 2014 года. Замглавы Роскосмоса Денис Лысков не только воскресил низкоорбитальный орбитальный корабль, но и заявил, что для него будет разрабатываться новая ракета-носитель среднего класса. В последующих новостных заметках весной 2014 года упоминался только 6-местный корабль, т. е. именно околоземный. Напрашивается вывод о том, что теперь специалисты вновь РКК "Энергия" будут заниматься легким вариантом кора*ля, а не тяжелым.
27 мая о планах испытаний ПТК НП рассказал гендиректор ЦНИИМаш Александр Мильковский. Роскосмос рассчитывал, что летные испытания корабля начнутся в 2021 году. Хотя план и объем испытаний не были уточнены, известно, что в них должна быть использована ракета-носитель «Ангара-А5». По словам Мильковского, перенос срока на три года (с 2018-го) объясняется тем, что проходить лётные испытания начнёт корабль, предназначенный для полётов к Луне, а не для низких околоземных орбит. Следует отметить, что эта информация нивелирует апрельские заявления Лыскова. Позже большая часть информации, озвученной директором ЦНИИМаша, была достаточно оперативно опровергнута, однако впоследствии подтвердилась.
15 июля 2014 года президент РКК «Энергия» Виталий Лопота уточнил нынешний статус разработки нового пилотируемого корабля в беседе с корреспондентом Интерфакса. По его словам, в конце 2013 года между корпорацией и Роскосмосом был заключен контракт на разработку рабочей документации корабля на период до 2015 года. Контракт включает выпуск рабочей документации на все элементы пилотируемого кора*ля, в том числе отдельные приборы и агрегаты; изготовление необходимых макетов, опытных изделий и установок. В рамках контракта «Энергия» обязуется провести наземные автономные испытания изготовленной «материальной части» и отработать основные технологические процессы изготовления корабля.
Летом и осенью 2014 года в РКК «Энергия» продолжалась разрабтока рабочей документации по комплексу кора*ля, выпускались технические задания предприятиям-соисполнителям. С некоторыми из субподрядчиков были заключены договоры.
Текущий статусНекоторые наблюдатели отмечают необъяснимый рост секретности вокруг проекта ПТК НП. Эти политические изменения затрудняют получение актуальных неофициальных новостей о проекте, в то время как официальные пресс-релизы и интервью запаздывают и не позволяют построить всестороннюю картину событий.
21 августа Интерфакс (закрытая лента) опубликовал выдержки из проекта Федеральной космической программы на 2016-2025 годы, включая предполагаемый график летных испытаний ПТК НП. С 2021 по 2023 годы планируется выполнить три беспилотных запуска корабля к МКС в низкоорбитальной модификации. В 2024 году должен состояться первый запуск к станции корабля с экипажем. Первый полет тяжелой версии корабля запланирован только на 2025 год. Испытания со сбросами спускаемого аппарата корабля с самолета могут начаться после 2018 года («Новости космонавтики», №9/2014).
Интерфакс также отмечает, что на разработку корабля за 10 лет планируется потратить чуть более 60 млрд рублей. Ранее представители РКК «Энергия» заявляли, что разработка ПТК НП обойдется в 6 млрд долларов (более 200 млрд рублей по курсу на 21.08.2014). В связи с этим появляются серьезные сомнения в том, что заявленный график работы не претерпит значительных и, конечно, негативных изменений.
14 ноября на заседании экспертного совета коллегии Военно-промышленной комиссии заместитель руководителя ЦНИИМаш, бывший космонавт и руководитель ЦПК Сергей Крикалев заявил, что при сохранении нынешних тенденций ПТК НП никогда не будет построен. Он раскритиковал организационые проблемы в отрасли и посетовал на неоднократные переносы срока начала летных испытаний.
В декабрьском интервью газете «Известия» новый глава РКК «Энергия» Владимир Солнцев рассказал о планах использовать на ПТК НП стыковочный узел, совместимый со стыковочным узлом американского корабля «Орион». Он не исключил проведения в будущем экспериментальной стыковки двух кораблей в космосе. По всей видимости, речь идет о стыковочном узле на основе АПАС, поскольку современные американские и европейские узлы разрабатываются совместимыми с этим форматом, изначально разработанным советскими и американскими инженерами для проекта «Союз-Аполлон». «Мы с американцами обсудили и возможности освоения Луны как промежуточной платформы в программе освоения дальнего космоса», – отметил Солнцев. – «Наше видение перспектив во многом совпадает, там наверху границ не проведено, и мы будем в любом случае осваивать космос в содружестве с другими космическими державами, в том числе и США».
Некоторая сложность заключается в том, что стыковочные блоки семейства «Курс», установленные на модулях станции МКС, включая находящиеся на Земле модули МЛМ и УМ, не совместимы с андрогинно-периферийными узлами. Космический корабль, оснащенный подобным механизмом, не сможет совершать полеты к российскому сегменту МКС или к станции, состоящей из разработанных для него модулей. Единственным выходом является разработка двух модификаций корабля ПТК НП с разными стыковочными узлами.
Известно, что несколько лет назад РКК «Энергия» совместно с компанией Boeing прорабатывала проект космической станции в точке Лагранжа или на орбите Луны (презентация, pdf), однако идея не получила поддержки государственных космических агентств.
ОписаниеКорабль состоит из спускаемого аппарата (СА) и двигательного отсека (ДО). Возможность создания дополнительного бытового отсека, аналогичного такому же у кораблей серии "Союз", прорабатывалась на ранних этапах развития проекта, но ее реализация не планируется - во всяком случае, сейчас. Спускаемый аппарат является многоразовым. Он может использоваться до 10 раз в низкоорбитальном корабле и до 3 раз при полетах за пределы земной орбиты. Для удобства межполетного обслуживания СА разделяется на три части. Чтобы избежать повреждений конструкций корабля при посадке, СА оборудован твердотопливной посадочной двигательной установкой и раскладными опорами. Специально для спускаемого аппарата ПТК НП были разработаны новые виды теплозащитных материалов.
ПТК НП - Пилотируемый транспортный корабль нового поколенияМакет корабля (фотоальбом) был продемонстрирован на авиасалоне МАКС-2013. Благодаря этому событию мы узнали несколько особенностей об интерьере ПТК НП. Обновленную панель управления планируется установить в середине салона корабля. В отличие от "Союза", управлять кораблем смогут со своих мест сразу два человека. Для санузла предусмотрен небольшой отсек за раздвижной шторкой. Амортизаторы сделают новые ложементы "Чегет", которые придут на замену "Казбекам", универсальными (на "Союзах" ложементы создаются индивидуально для каждого космонавта). К сожалению, ширина новых ложементов не позволяет вместить в салон корабля шесть мест. Роскосмос настаивает именно на шестиместном корабле, поэтому нельзя исключать возврата к старым "Казбекам". Также существует мнение, что ПТК НП сможет поднимать на орбиту четырех космонавтов, и только возвращать на Землю - благодаря установленным на станции дополнительным ложементам - шестерых.
Сомнения1. Не ясны цели создания нового корабля. Хотя созданный 45 лет назад "Союз" морально устарел, новый низкоорбитальный корабль не позволяет решать никаких принципиально новых задач. Кроме того, на 2017 год запланирован первый полет модернизированного корабля "Союз-МС". Эта модернизация "Союза" станет для него последней.
2. Для лунной модификации корабля необходима сверхтяжелая ракета-носитель, которая на данный момент в России не проектируется.
3. В ПТК НП планировалось использовать значительное количество зарубежных комплектующих и материалов, что по политическим причинам может стать невозможным на многие годы. Как следствие, разработка корабля может растянуться на много лет или даже десятилетия.Программа летных испытаний и предполагаемый план эксплуатацииПроект Федеральной космической программы, выдержки из которого были опубликованы в сентябре 2014 года, включает всего пять полетов корабля нового поколения. На первом этапе летных испытаний предполагается запускать низкоорбитальную модификацию ПТК НП » в автоматическом варианте при помощи ракеты-носителя «Ангара-А5» или ее пилотируемой версии «Амур» к МКС. Всего запланировано по одному полету в 2021, 2022 и 2023 году. Запуск экипажа на станцию запланирован на 2024 год. На втором этапе, который начинается 2025 году, летные испытания будет проходить тяжелая версия корабля. Единственный вошедший в ФКП полет 20-тонного беспилотного корабля планируется совершить по траектории облета Луны без выхода на орбиту. В ходе миссии могут быть использованы одна ракета «Амур» для вывода на орбиту ПТК НП и одна «Ангара» с разгонным блоком семейства «ДМ» производства РКК «Энергия».
Дальнейшие планы использования ПТК НП не описаны в документах, обязательных к исполнению, однако ведущие организации космической отрасли и РАН подготовили предложения по использованию корабля в рамках «лунной программы». Эта программа, разработанная при ведущем участии Института космических исследований РАН, предполагает пилотируемые полеты в окололунной пространство в 2028-2030 годах и кратковременные высадки на поверхность спутника Земли в 2030-х годах. В рамках предложений рассматривается возможность осуществить несколько полетов корабля после в 2025 года, как с использованием сверхтяжелой ракеты, так и без нее.
Первой миссией, не описанной в ФКП, станет пилотируемый облет Луны. Остальные миссии усложняются по нарастающей, причем последняя из них – «подхват» образцов грунта с взлетно-посадочной платформы и доставка их на Землю. Экспедиция такого типа предполагает, что на Луну заранее будет отправлена многоразовая платформа (Луна-Грунт-2), а на орбиту спутника, кроме ПТК НП, дополнительная ракета доставит топливный модуль. Космонавты отработают стыковку на орбите Луны с посадочным модулем и его дозаправку для повторной посадки. Для высадки людей на Луну останется всего лишь доработать этот посадочный аппарат. В наиболее оптимистичном варианте, в случае принятия политического решения, российские космонавты могут оказаться на Луне до 2030 года.
