17 октября 2014 года Х-37В совершил посадку на базе ВВС США «Ванденберг» в штате Калифорния, проведя на орбите 674 дня http://www.arms-expo.ru/news/weapons_in_the_world/sekretnyy_bespilotnyy_kosmicheskiy_korabl_vvs_ssha_sovershil_posadku_v_kalifornii/
Что этот необычный корабль означает?
http://www.buran.ru/htm/x-37b.htmQuote:
Этот запуск многоразового крылатого аппарата, разработанного в рамках секретной программы Агентством по перспективным оборонным научно-исследовательским разработкам (DAPRA), был осуществлен силами Министерства обороны США на фоне завершения полетов шаттлов и прекращения национальной программы "Constellation" по американским планам возвращения на Луну.
Распад СССР в начале 1990-х годов и последовавшее прекращение гонки вооружений закрыло военную составляющую как у "Бурана", так и у шаттла, оставив только незначительные и редкие военно-прикладные эксперименты. Как следствие, отсутствие больших военных задач в космосе поставило крест на "Буране" и резко сузило сферу использования шаттлов. Военно-прикладные эксперименты, в силу их эпизодичности, в СССР проводились на одноразовых "Союзах", автоматических "Прогрессах" и орбитальных станциях, а шаттлы были переориентированы на гражданское применение. Отметим, что военно-прикладные эксперименты все же иногда проводились на шаттлах в силу отсутствия других пилотируемых кораблей, но "погоду" в судьбе шаттлов они уже не делали, и оправдать их существование в долгосрочной перспективе не могли. И если "Буран" с отказом от него основного заказчика - Министерства обороны СССР в начале 1988 года - был обречен еще до своего единственного полета, то шаттлу все-таки повезло с реализацией проекта Международной космической станции (МКС). Но даже в этом случае, выполняя по 4-5 гражданских полетов ежегодно, шаттл стал не нужен. С учетом того, что каждый из шаттлов, рассчитанный на 100 полетов, успел отлетать от трети до четверти своего проектного ресурса, речь идет о существенно досрочном прекращении полетов.
Понимая, что шаттлл сильно переразмерен для своих нынешних задач (что привело к существенным финансовым издержкам в их эксплуатации), NASA инициировало программу крылатого многоразового аппарата Х-37, который впоследствии должен был стать "маленьким" шаттлом. Но в ходе ее реализации NASA отказалась от этих планов, так же, как и от планов создания гражданского крылатого аппарата Х-38 CRV, призванного играть роль корабля-спасателя для МКС.
А в России как обстоят дела?
Quote:
В постсоветской России ситуация только ухудшилась: "высотная специализация" космонавтики, перешедшей под управление Федерального космического агентства, осталась, но отрасль развивается, используя инерцию советских времен, и какая-либо обоснованная долгосрочная космическая стратегия отсутствует. Ее заменяет вялая рефлексия на американские действия с постоянным переписыванием Федеральной космической программы (ФКП), отражающей лишь ближайшие тактические цели, направленные в основном на выживание отдельных предприятий и контролируемость финансовых потоков. Последнее можно по праву поставить на первое по значимости место, хотя это очень далеко от космонавтики как таковой.
Проекты различных многоразовых систем рассматривались в НПО "Молния", РККЭ, Центре им.Хруничева, ОКБ им. Туполева, ФГУП РСК "МиГ" и в ЦНИИМАШе. Среди множества проектов наиболее продвинутым на сегодняшний день является проект многоцелевой авиационно-космической системы МАКС (9А-10485), прорабатывавшийся в НПО "Молния" - единственной отечественной аэрокосмической фирме.
Специалисты "Молнии" двигались к созданию полноценной аэрокосмической авиации в той же последовательности, что и их нынешние американские оппоненты. В качестве примера можно привести существовавшие еще в начале 1970-х годов планы запуска экспериментальных пилотируемых орбитальных самолетов "Спираль" на ракете-носителе "Союз" из-за неготовности гиперзвукового самолета-разгонщика. Это, кстати, отвечает на недоуменные вопросы о причинах запуска многоразового Х-37В под головным обтекателем на "обычной" ракете-носителе "Атлас"
Однако этим планам не суждено было сбыться - из-за близорукой военно-технической политики и бездарного управления космической отраслью все наши преимущества фактически потеряны. Руководство космической отрасли в лице Федерального космического агентства планомерно похоронило все проекты крылатых космических кораблей: сначала были отвергнуты проекты "Клипер" и МАКС в рамках позорно "несостоявшегося" конкурса по "Клиперу", затем были отвергнуты предложения РККЭ по трансформируемому кораблю со складным крылом на его основе. В итоге отрасли и стране была навязана концепция нового космического корабля с капсульным спускаемым аппаратом, использующим неоднозначные технические решения на участке приземления.
В связи с этим сегодняшняя реализация капсульного проекта нового российского пилотируемого корабля в его нынешнем облике - это консервация нашего отставания в наиболее наукоемких космических технологиях (идеологически - это повторение старенького "Союза" в большем масштабе и вторая попытка реализации проекта корабля "Заря", отвергнутого в 1980-х годах) и создание предпосылок будущей деградации в космосе.
Причем у нас как-то обходиться именно очень важная военная составляющая, словно и это не ожидается.
ЗЫ. Информация об этом уже была в этой ветке, только очередной этап такой программы снова обратил на это внимание.