Инвестиции «мировым опытом». Как «Нафтогаз» решил, что украинская «труба» надежней российской
Что общего у Ивано-Франковской, Львовской, Донецкой, Киевской, Херсонской, Ровненской, Закарпатской и Полтавской областями Украины? За последние годы здесь происходили аварии на газопроводах. И вот 17 июня на газопроводе Уренгой — Помары — Ужгород в Полтавской области произошёл взрыв. Второй за год. Украина поспешила объявить, что её газопровод супернадёжен, незалежные силовики заявили о теракте, а «Нафтогаз» разродился нелепым пресс-релизом, в котором уверенно доказывал, что его газотранспортная сеть в 7,8 раза лучше газпромовской. Беспокойство украинской стороны понятно: в то время как происходят аварии, а коллеги из «Газпрома» сообщают, что украинская ГТС находится в крайне изношенном состоянии, правительство страны отчаянно стремится продать управление «трубой» американцам и европейцам.
Сидели на трубе
В середине июня кабинет министров Украины разработал и подал в Раду законопроект, согласно которому компаниям из ЕС и США разрешается участвовать в управлении газотранспортной системой страны (включая подземные хранилища газа) — на срочной платной основе. Речь, подчеркнём, не идёт о передаче «трубы» в собственность иностранцам. В таком случае покупателя можно было бы обязать провести на свои деньги модернизацию мощностей. Операторская функция таких обязательств не накладывает. Зато оператор будет платить Украине какие-никакие, но деньги. И вдруг на фоне разработки такого хитрого плана происходит взрыв. Второй — с мая.
Беспокойство «Нафтогаза» в сложившихся обстоятельствах вполне понятно. С одной стороны, правительство хочет денег от западных компаний, а с другой, происходит слишком заметная авария, да ещё «Газпром» считает украинскую ГТС ненадёжной и прогнозирует грядущие отказы. Конечно, в этой ситуации логично было бы обнародовать объём проведённых ремонтов, реконструкций и модернизаций газотранспортной сети. Хорошо бы в погонных метрах, но можно и в денежном выражении. Но «Нафтогаз» решил выступить в стиле «сам дурак», опубликовав на своём сайте комментарий «Украинская газотранспортная система почти в 8 раз надёжнее, чем российская». Мы разберём его подробней ниже.
Интересно, что годовые отчёты «Нафтогаза», доступные на его сайте, кокетливо заканчиваются 2011 годом. Как, кстати, и новости о планах по модернизации и реконструкции газотранспортной сети с привлечением иностранных инвесторов. Только «Укртрансгаз» озаботился тем, чтобы предоставить общественности актуальную информацию. Судя по этой информации, головная компания не зря старается избегать публикации своей отчётности. К примеру, чистая прибыль газотранспортной дочки «Нафтогаза» в первом квартале 2014 года оказалась в пять раз меньше, чем за аналогичный период годом ранее, — 210,7 млн гривен (1,09 млрд гривен в 2013-м). Даже если не учитывать падение курса гривны в первом квартале текущего года, снижение прибыли выглядит впечатляюще.
А ведь ещё три-четыре года назад «Укртрансгаз» заявлял об увеличении объёмов финансирования в реконструкцию ГТС. Так, в 2011 году на эти цели планировалось направить 3,1 млрд гривен (примерно 387 млн долларов). При суммарной протяжённости системы в 35,71 тыс. км это, скажем прямо, не очень много. По мнению проводивших соответствующее исследование экспертов Mott MacDonald, требовалось минимум в 1,8 раза больше (4,8 млрд долларов за 7 лет).
Интересно, кстати, что в 1990 году протяжённость украинской ГТС составляла около 30 тыс. км, сейчас 35,71 тыс. км. А вот протяжённость российской в 2007 году составляла 156,3 тыс. км, а к настоящему моменту достигла порядка 169 тыс. км. Кстати, с августа отечественная ГТС начнёт прирастать ещё на 3,8 тыс. км, когда будет сварен первый стык «Силы Сибири».
http://oko-planet.su/finances/financesn ... yskoy.html
Россия может подняться с колен и как следует огреть. В. В. Путин