Южное Хыльчую: нефть идет (фото)
ЛУКОЙЛ, В конце минувшей недели «ЛУКОЙЛ» ввел в эксплуатацию первую очередь Южно-Хыльчуюского месторождения (Тимано-Печора, Ненецкий автономный округ). Таким образом, компанией был завершен начальный этап ее самого крупного и амбициозного нефтяного проекта в России.
Достаточно крупного и амбициозного, чтобы в его презентации принял глава ЛУКОЙЛа Вагит Алекперов, в чем никто не сомневался ни минуты. Более того, еще накануне события администрация Ненецкого автономного округа находилась в легком шоке, потому что появилась информация, что на открытие Южного Хыльчую может прибыть сам премьер Владимир Путин.
Правда, один из высокопоставленных чиновников окружной администрации в беседе с корреспондентом «Росбалта» сразу же отмел такую возможность. По его словам, проект получился не столько амбициозным, сколько нескромным — для частной нефтяной структуры. «Алекперову удалось то, чего в свое время не получилось у Ходорковского (экс-глава ЮКОСа – ред)», — сказал собеседник агентства.
Как отметил эксперт, все, что сделал ЛУКОЙЛ, — укладывается в рамки российского законодательства, но при этом частная компания, минуя государственную систему транспортировки нефти – «Транснефть», получила возможность экспортировать углеводороды за рубеж.
Более того, по его мнению, ввод системы «Южное Хыльчую – Варандейский терминал» угрожает интересам той же государственной «Транснефти», которая планирует в будущем создать трубопроводную систему на Индигу (Северо-Запад НАО, побережье Баренцева моря) со строительством своего нефтяного терминала и морского порта. «И об этом уже можно говорить со всей ответственностью», — заметил чиновник.
Как сообщалось, ООО «Нарьянмарнефтегаз», совместное предприятие ОАО «ЛУКОЙЛ» и ConocoPhillips (США), запустило в пятницу в эксплуатацию первую очередь Южно-Хыльчуюского месторождения в Ненецком автономном округе.
Принял месторождение первый вице-президент ОАО «ЛУКОЙЛ» Равиль Маганов, который заявил, что уже к концу этого года здесь будет достигнут уровень добычи 3,8-4 млн тонн нефти в год. При этом он высказал надежду, что уже в декабре 2008 года сможет принять участие в открытии второй очереди месторождения, которая позволит довести уровень добычи с Хыльчую до 7,0-7,5 млн тонн нефти в год.
«Сегодня большой день не только для работников «Нарьянмарнефтегаза», но и в целом для компании «ЛУКОЙЛ», — сказал первый исполнительный вице-президент компании. — Получена первая нефть с Южно-Хыльчуюского месторождения. Начал функционировать самый крупный, самый сложный и самый интересный проект, который реализовала компания за годы своего существования».
Маганов также проинформировал, что специально для данного месторождения компанией введена и сертифицирована принципиально новая марка нефти — Arctic light. Говоря о ее характеристиках, Маганов заметил, что — за счет подготовки — содержание серы в ней составляет 0,7% против 1,3% в нефти российской марки Urals и, как следствие, она дороже последней на $3-4.
В состав первой очереди месторождения входят 32 эксплуатационные скважины, установка подготовки нефти мощностью 3,8 млн тонн в год, установка очистки нефти от сероводорода, резервуарный парк общим объемом 40 тыс. кубометров, насосная станция внешней перекачки, газопровод высокого давления «Ярейю-Южное Хыльчую», диаметром 273 мм протяженностью 27,8 км, установка подготовки газа, производительностью 370 млн кубометров в год, энергоцентр проектной мощностью 125 мВт и высоковольтные линии 220 кВ протяженностью 287 км.
С вводом второй очереди месторождения мощность установки подготовки нефти будет увеличена еще на 3,8 млн тонн в год, в эксплуатацию будут введены 32 новых скважины. Будут также построены компрессорная станция высокого давления, объекты утилизации и складирования серы.
Нефть, добываемая на месторождении, транспортируется по нефтепроводу, диаметром 530 мм, протяженностью 158 км, до принадлежащего компании Варандейского нефтяного отгрузочного терминала на берегу Баренцева моря, откуда танкерами пойдет на европейский и североамериканский рынки.
Как заявил Маганов, принцип «месторождение-трубопровод-терминал-танкер-покупатель — это вполне окупаемая система». «Мы не платим транспортный тариф, правда, мы несем свои транспортные затраты, — сказал Маганов. — Мы также сохраняем качество нефти, поскольку нефть гораздо лучше, чем Urals, а это, примерно, $ 3-4 премии. Поэтому мы считаем, что данная система вполне себя окупит».
Также он напомнил, что в проект по реализации первой очереди Южно-Хыльчуюского месторождения было инвестировано 93,5 млрд рублей, в Варанедейский терминал — 30 млрд рублей.
Первую крупнотоннажную отгрузку нефти на танкер усиленного ледового класса дедвейтом 70 тыс. тонн через стационарный морской ледостойкий отгрузочный причал (СМЛОП) Варандейского нефтеотгрузочного терминала (ВНОТ) ЛУКОЙЛ осуществил 9 июня этого года.
Танкер «Василий Динков», сооруженный для нужд компании на «Адмиралтейских верфях» (Санкт-Петербург), доставит нефть в канадский порт Come By Chance. Пропускная способность терминала — до 12 млн тонн нефти в год (240 тыс. баррелей в сутки). Он предназначен для экспорта морским путем нефти, добываемой «ЛУКОЙЛом» в Тимано-Печорской нефтегазоносной провинции.
ВНОТ состоит из берегового резервуарного парка общей проектной вместимостью 325 тыс. кубометров, стационарного морского ледостойкого отгрузочного причала, установленного на расстоянии 22 км от берега. Отгрузочный причал представляет собой конструкцию высотой более 50 м весом более 11 тыс. тонн и состоит из опорного основания с жилым модулем, швартово-грузового устройства (ШГУ) со стрелой и вертолетной площадкой. СМЛОП построен на заводе металлоконструкций ООО «ЛУКОЙЛ-Калининградморнефть».
Береговой резервуарный парк и СМЛОП соединяют две нитки подводного трубопровода диаметром 820 мм. В непосредственной близости от СМЛОП постоянное дежурство будут нести вспомогательный ледокол и ледокольный буксир. Система экологической безопасности СМЛОП имеет три уровня защиты и работает в автоматическом режиме. Она гарантирует стопроцентную безопасность окружающей среды, утверждают в компании.
СМЛОП работает по принципу «нулевого сброса», который предусматривает, что все производственные и бытовые отходы собираются в специальные контейнеры и вывозятся на берег для последующей утилизации.
Южно-Хыльчуюское месторождение, доказанные запасы которого составляют порядка 70 млн тонн нефти (более 0,5 млрд баррелей), является крупнейшим месторождением «ЛУКОЙЛа» в Тимано-Печорской нефтегазоносной провинции. Первоначально запуск в эксплуатацию Южно-Хыльчуюского месторождения планировался в 2007 году.
Однако, как ранее сообщал журналистам начальник департамента инвестиционного анализа «ЛУКОЙЛа» Андрей Гайдамак, из-за аномально теплой зимы прошлого года компания не смогла завершить строительство необходимой инфраструктуры и перенесла срок начала добычи на 2008 год.
«ЛУКОЙЛ» — одна из крупнейших международных вертикально интегрированных нефтегазовых компаний. Основными видами деятельности компании являются разведка и добыча нефти и газа, производство нефтепродуктов и нефтехимической продукции, а также сбыт произведенной продукции. Основная часть деятельности компании в секторе разведки и добычи осуществляется на территории Российской Федерации, основной ресурсной базой является Западная Сибирь.
«ЛУКОЙЛ» является второй крупнейшей частной нефтегазовой компанией в мире по размеру доказанных запасов углеводородов. Доля компании в общемировых запасах нефти составляет около 1,3%, в общемировой добыче нефти — около 2,3%. Компания играет ключевую роль в энергетическом секторе России, на ее долю приходится почти 19% общероссийской добычи нефти и 18% общероссийской переработки нефти.
В 2005 году с введением в эксплуатацию Находкинского месторождения компания начала реализацию газовой программы, в соответствии с которой добыча газа будет расти ускоренными темпами. Ресурсной базой для реализации этой программы являются месторождения Большехетской впадины, Каспийского моря и Центрально-Астраханское месторождение в России, а также международные газовые проекты: Кандым – Хаузак – Шады в Узбекистане и Шах-Дениз в Азербайджане. В России компании принадлежат четыре крупных НПЗ — в Перми, Волгограде, Ухте и Нижнем Новгороде, и два мини-НПЗ.
Совокупная мощность российских НПЗ составляет 44,1 млн т/год нефти. Зарубежные НПЗ расположены на Украине, в Болгарии и Румынии, их совокупная мощность составляет 14 млн т/год нефти. Сбытовая сеть компании охватывает порядка 20 стран мира, включая Россию, страны ближнего зарубежья и государства Европы (Азербайджан, Беларусь, Грузия, Молдова, Украина, Болгария, Венгрия, Финляндия, Эстония, Латвия, Литва, Польша, Сербия, Румыния, Македония, Кипр, Турция), а также США, и насчитывает 200 объектов нефтебазового хозяйства и около 5 тыс. 800 автозаправочных станций.
Дмитрий Ребров
http://www.rosbaltnord.ru/2008/07/16/496406.html