Зарегистрирован: 14 окт, 2012, 17:20 Сообщения: 1026
|
Попросили документальную тему про европейцев  перенести в "европейскую тему" что было в дикой европе совсем не давно... Первая ночь или право первой ночи (Jus primae noctis, Recht der ersten Nacht, Herrenrecht, Droit de cuissage, Droit de prélibation) — обычное право феодалов пользоваться первой брачной ночью своих крепостных женщин при выходе их замуж. Оно было распространено почти во всех странах Европы; пережитки его доходят до нашего века. Даже лица, принадлежавшие к духовенству, в качестве феодалов широко пользовались этим правом, на что имеется много указаний у ревностного исследователя этого вопроса, Collin de Plancy, в его "Dictionnaire féodal" (П., 1826). Так, например, каноникам собора Сен-Виктор в Марселе официально разрешалось пользоваться первой брачной ночью их крепостных девушек. Тот же Collin de Plancy приводит факт продажи права первой ночи одним владельцем в Орлеане за 5 су, другим феодалом — за 9½ су. Относительно происхождения этого права существуют различные мнения. Некоторые, как Вольтер, видят в нем неизбежное следствие рабства: "человек, могущий распоряжаться другим человеком, как животным, имеющий власть над его жизнью, может столь же легко спать с его женой". Другие объясняют происхождение права П. ночи тем, что крепостные могли жениться и выходить замуж не иначе, как с разрешения своего господина. Известно что Священная Обязанность господина- право первой ночи- обязанность и право лишать девственности невесту вассала бытовало в Европе все средние века ( в Польше вплоть до 19 века). Известно, что Право это распростронялось и на церковных феодалов - в частности на монастыри ( монастыри имели своих крепостных, и монахи обязаны были дефлорировать невест своих крепостных подданых. Известно письмо одного из монастырей Лиона Папе, В письме монахи просят Папу освободить их от обязанности исполнять право первой ночи с креполстными девками, ибо девок много, монахов мало и не остаётся сил на служение в храме. Папа милостливо пощёл навстречу монахам и заменил им обязанность исполнения права первой ночи на денежный сбор.
«Jungferzins» (по́дать девственности), сохранившаяся до самых последних дней господства феодализма, самим своим названием свидетельствует, что она явилась прямым продолжением jus primae noctis. Знаменателен также обряд, по которому господин в день свадьбы своих крепостных после венчания должен был перешагнуть через брачную кровать или поставить на неё свою ногу. К этому символическому подтверждению права на Первую брачную ночь относится характерный указ 1486 года, изданный Фердинандом Католиком и подтверждающий сам факт существования jus primae noctis; «мы полагаем и объявляем, — гласит указ, — что господа (сеньоры) не могут также, когда крестьянин женится, спать Первую ночь с его женой и в знак своего господства в брачную ночь, когда невеста легла в кровать, шагать через кровать и через упомянутую женщину; не могут также господа пользоваться против воли дочерью или сыном крестьянина, за плату или без платы».
Когда вышло из употребления право Первой ночи — сказать трудно, так как не во всех странах оно удержалось одинаково долго. Во Франции, этой классической стране феодализма, ещё в 1789 году были случаи пользования этим правом . В пьесе Бомарше «Женитьба Фигаро» (1784), действие которой происходит в современной автору Испании, граф Альмавива особым постановлением отказывается в честь своей юной невесты от этого права относительно своих подданных
1. Юридического "Права первой ночи" в России никогда не было. 2. В отличие от Западной Европы, где такое право было кодифицировано, предусмотрена ответственность за недопущение женихом сюзерена к невесте, компенсации за неисполнение им своего права по согласию с новобрачными (выкуп) и т.п. - в России никогда ничего подобного юридически не устанавливалось, а морально осуждалось. 3. Владелец, обладая на селе всей полнотой власти, мог принудить свою крепостную силой, но, строго по закону, он подлежал за это каторжным работам или строгому церковному покаянию (что, вообще-то, потяжелее будет...). 4. Крестьянину было трудно добиться справедливости - суд и администрация были сословны, но случаи осуждения барина-насильника (а именно как насильника, а никак не как "осуществляющего древнее право" его трактовал закон) были. 5. Чаще в случае такого требования со стороны барина имел место обыкновенный бунт так как барин не имел юридического права на это, в отличии от европы. 6. Возможен был также вариант, когда, в случае подобных эксцессов помещика, имение "брали в опеку", т.е., не лишая его права собственности, лишали его возможности распоряжаться. Сам помещик мог быть отправлен в монастырь или под надзор родственников. 7. С подобным не следует смешивать ни гарем из дворовых девок, который создавали помещики, как правило, с согласия самих девок (освобождённых от работы и получающих подарки), хотя были и случаи перевода в дворовые без согласия самой девки (подобный гарем осуждался, но более морально), ни практику выдачи замуж подобных девок за крестьян (как правило, вдовцов и т.п.) с выдачей им приданого - подобная выдача не сопровождалась "правом первой ночи", а знаменовала прекращение статуса барской наложницы. 8. Факт рождения ребёнка от барина был известен, и наличие общего отца, разумеется, была препятствием для браков. 9. Как утверждают, подобный обычай имел место в "европейских окраинах России" - Польше, Ливонии и т.п.
Литература: Цитата: Schmidt, "Jus primae noctis" (Фрейбург, 1881); его же, "Slavische Geschichtsquellen zur Streitfrage des jus primae noctis" (Познань, 1886); Bachofen, "Das Mutterrecht"; Kulischer "Die kommunale Zeitebe und ihre Ueberreste" (в "Archiv für Antropologie"); Энгельс, "Происхождение семьи и собственности ".
|
|