Oleg Korney Wrote:
2
AistИ что? Опубликована по результатам Международной лунной конференции в LPI в Хьюстоне. Там и наши работы есть и по сов. "Лунам". Исследования один фик выполнялись зарубежными учеными. По Вашему исследования становятся "зависимыми от пендосов" (с), если доклад о них произошел на территории США?

Да при чём тут в Хьюстоне, не в Хьюстоне... Ещё раз повторяю -
"непосредственных исследований сего грунта независимыми от пиндосов исследователями". А Вы приводите ссылки на документы NASA. Ну ведь несерьёзно же это... Вы сами исследования представьте, и обоснуйте их независимость от NASA. Ибо в науке, на веру ничего не принимается. Если Вы утверждаете, что некое исследование независимо от пиндосов, то будьте любезны это доказать.
Йедиджи Ходжа Wrote:
NASA Astrophysics Data System - это электронная база астрономических статей, читай, библиотека. На колонтитуле стоит автоматически проставляемое в копии электронного документа название базы данных (библиотеки), из которой статья извлечена. Те же статьи доступны (в т. ч. в бумажном виде) в других библиотеках, тогда на них стоит другой штамп.
Может оно и так. Да вот только пока, ничего из этого видеть не доводилось. Работы со ссылками (относительно грунта) на американские источники тут были, назаровские "весёлые картинки" были, "мурзилки" всевозможные тоже были, а вот того о чём Вы пишите, почему-то не было, ХЗ почему...
Йедиджи Ходжа Wrote:
Как же отсутствуют, если присутствуют? Присутствуют, и в заметном количестве. Но если вам эти исследования показать, вы сразу объявите их подделкой, не так ли?
Ну так Вы их для начала представьте, а там видно будет. Только сначала ветку почитайте, а то тут такого было уже немеряно. Это чтоб не повторяться.
Йедиджи Ходжа Wrote:
Aist Wrote:
Ну а то обстоятельство, что в атмосфере (работа первой ступени) удельный импульс двигателя можно увеличивать только за счёт высокого давления в камере сгорания, приводит к тому, что этот удельный импульс определяется не сколько разновидностью топлива, а сколько схемой двигателя.
Как же вы объясните то, что у любого используемого на практике водородного двигателя УИ выше, чем у любого керосинового, независимо от давления?
Удельный импульс (эффективная скорость истечения газа на срезе сопла) определяется многими факторами, и среди прочего, расширением газа в сопле, и его плотностью. Уд. импульс тем больше, чем меньше плотность газа, и чем больше его расширение в сопле. Что до плотности истекающего газа, то тут водород имеет преимущество перед керосином, ибо истекает только вода (пар разумеется) с молекулярной массой 18, а в случае керосина, её смесь с углекислым газом с мол. массой 44. Кроме того, у водорода лучшая энергетика. Что до расширения газа в сопле, то оно естественно, определяется отношением давлений в камере сгорания (КС) и на срезе сопла. И имеет ту особенность, что давление на срезе сопла нельзя делать ниже атмосферного - иначе разорвёт. Так вот, вне атмосферы, где отсутствует это ограничение, в полной мере сказывается примущества водорода, даже при невысоком давлении в КС, поскольку газ в сопле может разширяться до весьма низких давлений. Ну и всё это вместе, и даёт тот весьма высокий (более 400 с) уд. импульс. Ну а на земле, расширение газа в сопле можно повышать только увеличивая давление в КС. В результате, всё это приводит к тому, что в атмосфере, уд. импульс водородных двигателей, хотя и выше чем у "замкнутых" керосиновых, но весьма не сильно.
Иначе говоря, по уд. импульсу
в атмосфере (первые ступени), у водородных двигателей преимуществ почти нет. Однако есть огромный недостаток - крайне низкая плотность топлива (и не только), приводящая к кратному росту массы и габаритов баков (балласта) и большой куче прочих проблем, что с большим запасом перекрывает тот небольшой выигрыш по уд. импульсу. Кстати, следует напомнить, что большая часть топлива (массы всего носителя) вырабатывается именно при работе первой ступени.
Йедиджи Ходжа Wrote:
Aist Wrote:
И вот тут, РД-180 и прочие керосиновые двигатели с замкнутым контуром (дожиганием генераторного газа), остаются вне конкуренции - как по причине в разы более плотного топлива, так и по причине более высокого давления в камере сгорания.
Как же "вне конкуренции", если кроме России (и вот сейчас Маска в Америке) никто больше керосинок уже не делает? Все, кто могут, делают водород, а кто не может, летает на "вонючке". Чем вы это объясните?
Вне конкуренции потому, что на земле "замкнутые" керосинки существенно эффективней (по совокупности) "водорода".
А "водород" делают не все кто могут, а все кто не могут делать "замкнутые" керосинки. Ну а почему не могут, я не знаю. Судя по всему, ума не хватает.
Кстати, водород у нас тоже умеют делать (РД-0120, РД-0146), да не хотят, бо мороки от него много, а толку мало.
Йедиджи Ходжа Wrote:
Aist Wrote:
А делать такие двигатели, что пиндосы, что прочие буржуины, как не умели, так и не умеют.
И что же именно у них не получается? Расскажите, пожалуйста.
Такие двигатели у них не получаются. А что именно, в тех двигателях у них не получается, то мне не ведомо. Про это Вам лучше спросить у них самих.
Йедиджи Ходжа Wrote:
Aist Wrote:
Ну а если ещё вспомнить стоимость жидкого водорода, и огромную кучу технологических и эксплуатационных заморочек с ним связанных, то становится совсем печально.
Однако заметьте: все технологически развитые страны делают "водородники", и Россия тоже всё собирается снова делать, да никак не соберется.
Ну и каких практических результатов они достигли делая "водородники"?... Чем их водородные носители лучше наших керосиновых?...
В России их не делают потому, что их просто незачем делать, т.к. те-же, и даже лучшие результаты, достигаются на означенных керосиновых и даже гептиловых ("Протон") двигателях, при меньшей стоимости, существенно более высокой надёжности и удобстве эксплуатации. Ну а делать "водородники" только лишь потому что это типа круто и модно, то как-то не очень умно (мягко выражаясь).
Йедиджи Ходжа Wrote:
Aist Wrote:
Вот поэтому, они и лепят к своим "Шатлам" да "Арианам" твердотопливные первые ступени
Что же плохого в твердотопливных первых ступенях? Расскажите.
Они практически неуправляемы (если завёлся, пока полностью не выгорит, не остановишь), малонадёжны, имеют малый уд. импульс (Что правда, компенсируется высокой плотностью топлива. Отчего их и используют.), невозможны полноценные испытания конкретного используемого двигателя, имеют очень сильные вибрации, опасны (Высокое давление во всём объёме. Если разорвёт, то...) и т.д. и т.п. Кстати, использование этой хрени при пилотируемых полётах, у нас нахлухо запрещено.
Йедиджи Ходжа Wrote:
Aist Wrote:
Ну а вне атмосферы, водородные двигатели действительно оказываются несколько эффективней керосиновых, но несущественно.
Правда? Тогда, быть может, вы сможете подсказать: какой груз мог бы доставить "Протон" с кислородным разгонным блоком, скажем, к Плутону, или к Юпитеру, например? Чтобы мы сравнили с водородным "Центавром" и убедились в вашей правоте.
Чушь какая-то... "Протон" может вывести на низкую опорную орбиту порядка 22-24 т. груза, а что там будет разгонять Ваш груз до Юпитера или Плутона, то уже совсем другая песня. Кстати, на такое дело, помимо древнего "Протона", способны только "Ариан-5" и "Дельта-4 Хеви" (которая похоже сдохла), при в разы большей стоимости и меньшей надёжности.
Йедиджи Ходжа Wrote:
Aist Wrote:
А поскольку делать двигатели по замкнутой схеме буржуины не умеют, то и корячатся с водородными
Вас не смущает то, что обычно водородные двигатели, начиная от RL-10 до шаттловского SSME, сделаны именно по замкнутой схеме?
Совершенно не смущает. Поскольку по замкнутой схеме сделан только SSME, который ввиду своей "водородности" мог эффективно летать только с твердотопливными ускорителями.
Ну а RL-10, тут вообще не в тему, ибо это чисто вакуумный двигатель, что и позволяет ему иметь очень высокий уд. импульс, да и тяга у него всего-то порядка 10 т. Т.е. это скорей для разгонных блоков, а не для вывода на орбиту. Кстати, ему есть весьма достойный конкурент - РД-0146. Но ни тот ни другой, нельзя сравнивать не SSME ни с РД-0120, ибо это совершенно разные по назначению двигатели. Ну это всё равно что сравнивать, например, "Феррари" с карьерным самосвалом.
Да даже для разгонных блоков, водород не без заморочек. Ибо очень быстро испаряется, что приводит к сильному сокращению времени пребывания на опорной орбите.
Йедиджи Ходжа Wrote:
Aist Wrote:
Кстати, те водородные двигатели второй ступени "Энергии" - РД-0120, по удельному импульсу (эффективности) - 455 с. (источник), насколько мне известно, до сих пор никто не превзошел.
Ну как же, у современных модификаций RL-10 на десяток с гаком секунд выше будет, впрочем, это высотники. У шаттловских SSME на пару-тройку секунд меньше, конечно. Но при этом они многоразовые и обладают тягой на 30 тонн больше при почти той же массе (а УИ в атмосфере у них даже выше).
Насчёт RL-10, см. ответ выше. А что до SSME и РД-0120, то ни тот ни другой сейчас нахрен никому не нужны. Хотя, может быть, пиндосы свой куда и прилепят, но врят-ли, ибо он по цене зашкаливает.
А упомянул РД-0120 я не к тому, что собирался пиписьками меряться, а к тому, что и у нас, в случае нужды, тоже умеют делать водородные двигатели. Да вот только они нам нахрен нам нужны, ибо есть керосиновые с замкнутым контуром. А у водородных, по совокупности, преимуществ относительно них с гулькин хрен, если вообще есть, а мороки от водорода выше крыши.
Можно сравнить, на практическом примере: сравнимые по грузовым характеристикам, чисто водородный носитель "Дельта-4 Хеви" и гептиловый "Протон". Как легко заметить, даже несмотря на то, что используемые в "Протоне" НДМГ+АТ, которые по удельному импульсу ещё меньше чем даже керосин+кислород (не говоря уже о водороде), использование двигателей с замкнутым контуром позволяет ему иметь практически те-же грузовые характеристики что и хвалёный водород в "Дельте", при несравнимой цене, надёжности и удобстве эксплуатации. Вот потому, та хвалёная водородная "Дельта", та что "Хеви", за всю свою историй совершила лишь четыре удачных запуска, и похоже сдохла, несмотря на очень модный водород.
Йедиджи Ходжа Wrote:
Aist Wrote:
Теперь вспоминаем, что на РД-180 выводится примерно половина (если не изменяет память) американских военных спутников (например, хвалёный X-37, по поводу чего НОМС регулярно закатывает истерики), и приходим к очевидному выводу - за несколько десятков миллионов долларов в год, США поставили в прямую зависимость от своего главного врага, свою военную космическую программу!!!
Какая же это зависимость? Вы думаете, "Боинг" отказался бы увеличить производство "Дельты-4"?
А зависимость крайне простая - если, по любым причинам, Россия прекратит поставки РД-180, то куча спутников, включая военные, остаётся на земле. Только и всего.
Что до "Дельты", то см. выше. Ну а судя по статистике запусков, с сей "Дельтой" Боингу нужно не выпуск увеличивать, а до ума её доводить, как по надёжности, так и по цене. На что нужны не только деньги (много денег), но и время, и весьма немало. А тут, похоже, пичалька великая... Ну "не выходит каменный цветок", сколько не тужатся...
Конечно, наряду с прочим, причина и экономическая, но выражаемая не в жалких десятках миллионов, как пытаются утверждать НАСАроги и фсёпросральщики, а в ХЗ скольких миллиардах (если не десятках, а то и сотнях), как на сам носитель, так и на потерянные спутники (из-за низкой надёжности).
Йедиджи Ходжа Wrote:
Aist Wrote:
Т.о. - версия о экономических причинах закупок в России РД-180 - решительно несостоятельна!!!
А какая же версия состоятельна, расскажите? Американцы просто решили досадить "Боингу", или другие варианты?

Так известно какая - нет у пиндосов соответствующих ЖРД для первых ступеней. Если для последующих ступеней, даже несмотря на цену и всякие заморочки, водородные двигатели ещё пригодны, то для первых ступеней, ну никак... А насчёт "Боинга" с его "Дельтой" см. выше.
П.С.
Следует понимать, что целью всей этой ракетно-космической кухни, является не достижение отдельных рекордных характеристик отдельных узлов, а решение задачи - [b]доставить нужный груз на нужную орбиту, при максимальной надёжности и минимальной цене. Так вот с этой задачей наши носители справляются существенно лучше, несмотря на немодный керосин, и даже гептил.
skroznik Wrote:
Юра - ты уже Аиста напоминаешь. Ему говоришь что Счетная палата посчитала недостачу, а он сует в ответ арифметические действия, которые якобы опроврегают Счетную палату. При этом ему плевать на то что завление и подсчеты Счетной палаты никто не опроверг.
"Так вот оно чё, Михалыч"(ц)
Оказывается, до Вас, до сих пор, так и не допёрло, что я и не думал опровергать Счетную палату, и означенный в её отчёте попилинг с откатингом. Недопёрло, что я всего лишь взял с того самого отчета данные по тем двигателям, и просто посчитал -
сколько пиндосы наварили на этом откатинге. Недопёрло, даже не смотря вот на это:
Aist Wrote:
... за несколько десятков миллионов долларов в год, США поставили в прямую зависимость от своего главного врага, свою [u]военную космическую программу!!![/b] Надеюсь, что сравнивать эти жалкие десятки миллионов, ну хотя-бы в военным бюджетом США - излишне. Может быть пиндосы и тупые, но блин, явно не настолько!...
Т.о. - версия о экономических причинах закупок в России РД-180 - решительно несостоятельна!!!
И даже на это:
Aist Wrote:
Oleg Korney Wrote:
Я Вас никак пойму.

Мало что ли спи..дили? Ну дык, не "Газпром", звиняйте.
А причём тут "спи..дили"?... А тем более, причём тут "Газпром"?...
Речь здесь не о "спи..дили" и не о "Газпроме", а о смехотворности сумм ради которых пиндосы, по версии НАСАрогов, поставили в зависимость от своего главного врага свои космические программы (в том числе военные), используя его двигатель, поставки которого могут быть прекращены когда угодно, по каким угодно причинам. Неужели это так сложно понять?...
Феноменальное, просто сказочное тугодумство!!! Жесть!!!
skroznik Wrote:
Надежность Фалкон-9 с ее 9 камерами на первой ступении ну никак не ниже против наших двадцати камер на СОЮЗ-е - а вместе с рулевыми двигателями при старте СОЮЗ-а работают 32 (!) камеры. Так что с Фалкон-9 все нормально в смысле надежности по сравнению с нашим СОЮЗ-ом.
Разглагольствования о высокой надёжности девайса
три раза(!!!) слетавшего в космос, являются феерической ересью и дилетантством.
gorgona-meduza Wrote:
А можно ли советских ученых считать незавимсимыми?

Ну если Вы полагаете что нельзя, то исследования американского лунного грунта, можно вообще не рассматривать как аргумент.