Советский опыт показывает, что пускать нужно много и часто. С 1958 по 1976 год к Луне было запущено 45 советских АМС, 31 пуск закончился неудачей по разным причинам — от аварии ракеты-носителя, до ошибок уже на орбите Луны. Те из них, что упали на старте из-за аварии ракеты-носителя, так и остались в списке под именами «Е-# номер #», вышедшие на околоземную орбиту получили обозначение «Космос-###" как искусственные спутники Земли, те, что смогли улететь к Луне, получали уже лунную нумерацию — „Луна-##“, но и на этом этапе не все добивались успеха — аварии происходили и из-за дефектов тормозных двигателей, и из-за ошибок в управлении.
Причем процент неудач оставался высоким и на поздних этапах. Если брать третье поколение советских лунных АМС, Е-8, то с 1969 по 1975 год было запущено 16 станций. Удачных попыток было шесть, одна оказалась частично удачной, девять завершились потерей аппаратов.
Три Е-8 — носителей „Луноходов“, в 1969, 70, 73 годах. Первый пуск неудачный — потеря „Протона“ на 52-й секунде полета, два стали миссиями „Луна-17“ и „Луна-21“, доставив на поверхность Луны „Луноход-1“ и „Луноход-2“ соответственно.
Два Е-8ЛС — тяжелые спутники Луны в 1971 и 1974 годах. Оба пуска успешны, „Луна-19“ и „Луна-22“ вышли на окололунную орбиту.
Но орбита „Луны-19“ оказалась нерасчетной, отчего миссию можно считать лишь частично успешной, а „Луна-22“ отработала свое, прислав серию телевизионных панорам Луны, что сильно помогло уже в решении задач „луночерпалок“.
А „луночерпалок“ было 11 штук. Е-8-5 и Е-8-5 М — станции для доставки лунного грунта. Они запускались с 1969 по 1976 год, успешными были три — „Луна-16“, „Луна-20“, „Луна-24“.
Еще три — „Луна-15“, „Луна-18“, „Луна-23“ — потерпели неудачу при посадке, но получили номера, поскольку в СМИ успели сообщить о пуске.
Две потерпели неудачу на стадии работы разгонного блока и вышли на околоземную орбиту как „Космос-300“ и „Космос-305“.
И три остались под индексами Е-8-5 N 402, 405, 412 — не выйдя на орбиту.
Космос — это дорого. А если прекратить „потому, что не получается“, то будет еще дороже — вероятность аварии после длительного перерыва всегда выше».
Источник:
https://rusvesna.su/news/1692594406