Sevpolitforum.info

Севастопольский Политфорум
Текущее время: 27 июн, 2025, 20:38

Часовой пояс: UTC + 3 часа



Начать новую тему Ответить на тему  [ Сообщений: 66156 ]  На страницу Пред.  1 ... 1627, 1628, 1629, 1630, 1631, 1632, 1633 ... 2647  След.
Автор Сообщение
СообщениеДобавлено: 05 сен, 2016, 19:49
Заголовок сообщения: Re: Американцы проиграли «лунную гонку»?!
offline
*******

Зарегистрирован: 27 июн, 2008, 22:02
Сообщения: 4173
Banned: by 2 warnings
yaros66 Wrote:
Quote:
РКК «Энергия» приступила к разработке нового транспортного космического корабля
5 сентября 2016, 19:02
РКК «Энергия» приступила к созданию нового транспортного космического корабля повышенной грузоподъемности, который обеспечит доставку грузов для трех членов экипажа, говорится в квартальном отчете корпорации.
«С целью модернизации транспортно-технического обеспечения российского сегмента Международной космической станции в корпорации начата разработка транспортного грузового корабля повышенной грузоподъемности», - передает ТАСС текст документа.
Согласно отчету, новый корабль позволит обеспечить доставку грузов для трех членов экипажа. При этом потребуется проводить до трех запусков кораблей в год, в то время как грузовики «Прогресс» запускают четыре раза в год. Также использование нового корабля позволит снизить стоимость доставки грузов на станцию, отмечают в корпорации.
Как сообщается на сайте компании, уже до конца 2016 года планируется завершить эскизное проектирование грузового космического корабля повышенной грузоподъемности для транспортно-технического обеспечения Международной космической станции (МКС).

http://www.vz.ru/news/2016/9/5/830752.html

Я так понимаю, это эволюция "Прогресса"? Просто громко звучит "новый транспортный корабль". Принципиально другой он может быть только на базе другой РН.
А вообще, я согласен тут со skroznik, что только орбитальные станции - это тупиковая ветвь развития космонавтики. В свое время Чертоком и Рукавишниковым за спиной у Мишина такое направление было принято, как попытка отвлечь от явного провала с лунной гонкой и отказа от идей Королева с комплексным развитием космонавтики, в том числе с полетами на Марс.


 
 Профиль Отправить email  
 
СообщениеДобавлено: 05 сен, 2016, 19:53
Заголовок сообщения: Re: Американцы проиграли «лунную гонку»?!
offline
Кот, гуляющий сам по себе
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 23 сен, 2013, 1:19
Сообщения: 14561
Откуда: C пyтинcкиx гaлeр
Warnings: 1
«Розетта» сфотографировала потерянный зонд «Филы»

05.09.2016

Изображение

Quote:
Менее чем за месяц до окончании миссии камера высокого разрешения на борту космического зонда «Розетта» обнаружила пропавший почти два года назад посадочный зонд «Филы». Об этом сообщает Европейское космическое агентство. Снимок, на котором виден зонд, лежащий на боку, был сделан 2 сентября камерой OSIRIS во время прохождения орбитера в 2,7 км над поверхностью.

«Миссия «Розетты» завершится всего через месяц, и мы счастливы, что нам удалось наконец заснять «Филы» и разглядеть его в мельчайших деталях», — комментирует Сесилия Тубиана, первая увидевшая изображения, загруженные вчера с «Розетты». Миссия завершится 30 сентября.


 
 Профиль Отправить email  
 
СообщениеДобавлено: 05 сен, 2016, 20:04
Заголовок сообщения: Re: Американцы проиграли «лунную гонку»?!
offline
Кот, гуляющий сам по себе
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 23 сен, 2013, 1:19
Сообщения: 14561
Откуда: C пyтинcкиx гaлeр
Warnings: 1
Китай объявил о новой попытке достигнуть Марса через 4 года

01 сентября 2016

Quote:
Китай настойчиво продолжает свою программу исследования Марса и неудача 2011 года их ничуть не разочаровала. Тогда, напомним, исследователей из Поднебесной подвели россияне. Наш аппарат «Фобос-Грунт» так и не смог доставить разработанный китайцами «Юингхуо-1» (Yinghuo) на орбиту Марса.

В начале 2016-го Китай проанонсировал намерение продолжить программу. В середине весны были обнародованы и некоторые детали нового полёта. А в конце лета были представлены уже конструкции готовящихся к запуску аппаратов и детали новой попытки.

Как сообщило Космическое агентство Китая (CNSA - China National Space Administration), теперь для доставки будет использоваться собственная ракета-носитель - Long March-5, которая возьмёт старт с собственного космодрома Вэнчань. На полёт и выход на стационарную орбиту вокруг Марса уйдёт семь месяцев.

На следующем этапе от орбитальной станции отделится спускаемый аппарат - посадка намечена в экваториальной зоне Планеты. Аппарат будет предназначен для исследования геологии Марса, для чего он оснащён полутора десятками всевозможных инструментов – от камеры для дистанционного анализа до радара, способного проникать в глубь поверхности.

Но самое главное, спускаемый аппарат доставит на Марс 200-килограммовый марсоход с четырьмя солнечными батареями. Его задача всё та же – в течение расчётного времени работы в 3 месяца он должен заняться поиском признаков льда и подземной воды.

Передача данных будет производиться через ретранслятор, расположенный на орбитальной станции.


 
 Профиль Отправить email  
 
СообщениеДобавлено: 05 сен, 2016, 20:05
Заголовок сообщения: Re: Американцы проиграли «лунную гонку»?!
offline
Кот, гуляющий сам по себе
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 23 сен, 2013, 1:19
Сообщения: 14561
Откуда: C пyтинcкиx гaлeр
Warnings: 1
Крупнейший в мире радиотелескоп с сентября будет у Китая

01 сентября 2016

Quote:
До сих пор самым крупным радиотелескопом в мире с закрытой апертурой считался телескоп, открытый больше 50 лет назад (точнее, 53 года) в Пуэрто-Рико. Его диаметр – 304 метра (наш РАТАН-600 ещё больше – 576, но у него апертура открытая). Телескоп является Национальным астрономическим центром Соединённых Штатов. Именно здесь был обнаружен двойной пульсар, за что авторы открытия получили Нобелевскую премию. Здесь обнаружены первые планеты вне Солнечной системы. Успехи и популярность телескопа обсерватории Аресибо (здесь побывал даже Джеймс Бонд) привели к тому, что американцы рядом воздвигают ещё более масштабное сооружение подобного рода – уже диаметром в 500 метров. В сентябре 2016-го намечается его открытие.

Но тут уже начнётся настоящая борьба другого рода – кто самый большой.

Дело в том, что такой же примерно по диаметру радиотелескоп запускают в сентябре и китайцы, по крайней мере, уже объявлено о завершении его строительства. Именно китайский прозвали самым крупным в мире.

У китайского телескопа по сравнению с пуэрториканскими будет одно существенное преимущество – он расположен значительно выше, на юге Китая, в горной провинции Гуйчжоу, где только средняя высота над уровнем моря превышает 1000 метров (телескопы в Пуэрто-Рико расположены на высоте меньше 500 метров).

Агентство Синьхуа приводит и некоторые параметры будущего инструмента. Итак, диаметр – 500 метров, периметр – 1600 метров, площадь – 785 тысяч квадратных метров. Для сравнения, площадь стандартного футбольного поля 100 на 60 метров – 6 тысяч. Таким образом, в китайский телескоп поместится 130 футбольных полей.

Не скрывают китайцы и размер затрат на своё детище – 1,2 миллиарда юаней. Курс юаня на 1 сентября 2016-го по отношению к доллару составляет 0,15, а к рублю – 9,77. Нетрудно подсчитать, что затраты в долларах 180 миллионов, в рублях – больше 11,7 миллиардов.

Приводятся и ещё некоторые, уже житейские, факты о возведении телескопа в Китае. Не случайно, видимо, эти земли в стране называют «дорого оплаченные кровью». Для сооружения телескопа властям провинции пришлось переселить всё население, а это 8 тысяч человек, в радиусе 5 км ещё на 5 км дальше и создать два новых поселения с 600 домами. Зато им предоставлены рабочие места в службах телескопа.

Что же касается научных планов, то само собой они грандиозны, под стать самому аппарату – поиск жизни во Вселенной. А пока на повестке дня – подключение к компьютерной системе Sky Eye-1, самой быстродействующей на сегодняшний день в мире.


 
 Профиль Отправить email  
 
СообщениеДобавлено: 05 сен, 2016, 20:08
Заголовок сообщения: Re: Американцы проиграли «лунную гонку»?!
offline
Кот, гуляющий сам по себе
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 23 сен, 2013, 1:19
Сообщения: 14561
Откуда: C пyтинcкиx гaлeр
Warnings: 1
Европейский спутник Sentinel-1A под атакой космического мусора

02 сентября 2016

Изображение

Quote:
К чему может привести столкновение космического аппарата с песчинкой размером не более одного миллиметра продемонстрировало Европейское космическое агентство.

Агентством опубликованы фотографии последствий столкновения, которого избежать не удалось, хотя, как уверяют специалисты, сделать это было крайне сложно.

Атаке подвергся спутник Sentinel-1A и, как уверяют, ему очень повезло – миллиметр космического мусора врезался в плоскость солнечной батареи, на которой образовалось повреждение уже в 40 сантиметров. Ещё раз наглядно были продемонстрированы все опасности, которым подвергаются земные космические аппараты при столкновениях с мусором в космосе, летящим на невероятных скоростях – этот летел со скоростью более 40000 км/ч, другими словами, такая песчинка облетела бы Землю по экватору за 50 минут.

Как заявили европейские специалисты, избежать столкновения было невозможно по одной простой причине – они просто не отслеживают такие объекты в космосе, в их поле зрения попадают только объекты размеров не менее 5 сантиметров. Нетрудно предположить, какое было бы повреждение, если бы в аппарат врезался не миллиметровый мусор, а размером с те же 5 см.

Спутник ЕКА Sentinel-1A был запущен с помощью российской ракеты-носителя Союз-СТ-А 3 апреля 2014 года с космодрома в Куру и предназначен для углублённого изучения Гималаев.

После столкновения центр управления полётом зафиксировал изменение ориентации и орбиты спутника. Правда, не сообщается связано ли это было с воздействием песчинки или стало результатом мощного землетрясения, произошедшего в Непале в 2015 году. Почему-то специалисты Агентства связывают обнаруженные изменения ещё и с землетрясением.


 
 Профиль Отправить email  
 
СообщениеДобавлено: 05 сен, 2016, 20:09
Заголовок сообщения: Re: Американцы проиграли «лунную гонку»?!
offline
Кот, гуляющий сам по себе
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 23 сен, 2013, 1:19
Сообщения: 14561
Откуда: C пyтинcкиx гaлeр
Warnings: 1
Метановые снежные шапки на Плутоне

01.09.2016

Изображение

Quote:
Наиболее южная часть Плутона, которую космический аппарат New Horizons («Новые горизонты») мог сфотографировать во время краткого пролета около этой планеты 14 июля 2015 года, содержит много любопытных геологических деталей.

На фотографии выше показана южная часть области, неофициально названной Регионом Ктулху (Cthulhu Regio). Она находится на юго-западе от более известной равнины Спутник (Sputnik Planum), которая покрыта азотным льдом. В западной (левой) части снимка хорошо видна цепь светлых гор. Светлые вершины напоминают снежные шапки, которые покрывают горы на Земле. Однако спектральный анализ свидетельствует о том, что вершины гор в этом регионе Плутона покрыты метаном, который, вероятно, на большой высоте конденсируется из атмосферы и замерзает.

Между некоторыми горами обнаружены резко прорезанные долины. Они показаны на снимке белыми стрелками. Каждая достигает нескольких км в ширину и многих десятков км в длину. Похожая система долин есть в равнинной местности на востоке (синяя стрелка). По мнению планетологов, в прошлом эту местность покрывал текучий азотный лед. Именно он своим течением мог сформировать вытянутые долины.

Наконец, в Регионе Ктулху выделяются низменности неправильной формы с ровной поверхностью дна – две из них показаны зелеными стрелками. Они могут достигать 80 км в ширину и нескольких км в глубину. Размеры и глубина свидетельствуют о том, что понижения рельефа скорее образовались при глобальном провале поверхности, чем при сублимации подповерхностного льда в атмосферу, как это происходило в экваториальных регионах.


 
 Профиль Отправить email  
 
СообщениеДобавлено: 05 сен, 2016, 20:11
Заголовок сообщения: Re: Американцы проиграли «лунную гонку»?!
offline
*******

Зарегистрирован: 01 окт, 2015, 16:34
Сообщения: 3336
Warnings: 1
kv739 Wrote:
В свое время Чертоком и Рукавишниковым за спиной у Мишина такое направление было принято
Вот это заявка! Вот это знаток истории космонавтики! Черток, оказывается, принимал решения по направлениям развития советской космонавтики! Да ладно бы Черток, так ещё и Рукавишников... Он-то кем тогда был?
И ещё, как Вы представляете подготовку полёта к Марсу без программы ДОС?


 
 Профиль  
 
СообщениеДобавлено: 05 сен, 2016, 20:16
Заголовок сообщения: Re: Американцы проиграли «лунную гонку»?!
offline
Кот, гуляющий сам по себе
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 23 сен, 2013, 1:19
Сообщения: 14561
Откуда: C пyтинcкиx гaлeр
Warnings: 1
Как уже неоднократно отмечалось строительство гигантских телескопов является пожалуй главным показателем технологической мощи государства по всем направлениям.
И в мире продолжается строительство гигантских телескопов - не столько ради исследования Вселенной, сколь, главным образом, ради дальнейшего технологического прогресса гоcударств.


Large Synoptic Survey Telescope

Диаметр главного зеркала: 8,4 метра
Местонахождение: Чили, пик горы Серо-Пачон, 2682 метра над уровнем моря
Тип: рефлектор, оптический


Изображение

Хотя LSST будет располагаться в Чили, это проект США и его строительство целиком финансируют американцы, в том числе Билл Гейтс (лично вложил 10 миллионов долларов из необходимых 400).

Предназначение телескопа - фотографирование всего доступного ночного неба раз в несколько ночей, для этого аппарат оснащен 3,2 гигапиксельной фотокамерой. LSST выделяется очень широким углом обзора в 3,5 градуса (для сравнения – Луна и Солнце, как они видны с Земли, занимают всего 0,5 градуса). Подобные возможности объясняются не только внушающим диаметром главного зеркала, но и уникальностью конструкции: вместо двух стандартных зеркал LSST использует три.

Среди научных целей проекта заявлены поиск проявлений темной материи и темной энергии, картографирование Млечного пути, детектирование кратковременных событий вроде взрывов новых или сверхновых, а также регистрация малых объектов Солнечной системы вроде астероидов и комет, в частности, вблизи Земли и в Поясе Койпера.

Ожидается, что LSST увидит «первый свет» (распространенный на Западе термин, означает момент, когда телескоп впервые используется по прямому назначению) в 2020 году. На данный момент идет строительство, выход аппарата на полное функционирование запланирован на 2022 год.

Thirty Meter Telescope

Диаметр главного зеркала: 30 метров
Местонахождение: США, Гавайи, гора Мауна Кеа, 4050 метров над уровнем моря
Тип: рефлектор, оптический


 
Изображение

Изображение

По своим целям и характеристикам TMT похож на GMT и гавайские телескопы Keck. Именно на успехе Keck и основан более крупный TMT с той же технологией разделенного на множество шестиугольных элементов главного зеркала (только в этот раз его диаметр в три раза больше), а заявленные исследовательские цели проекта почти полностью совпадают с задачами GMT, вплоть до фотографирования самых ранних галактик чуть ли не на краю Вселенной.

СМИ называют разную стоимость проекта, она варьируется от 900 миллионов до 1,3 миллиарда долларов. Известно, что желание участвовать в TMT выразили Индия и Китай, которые согласны взять на себя часть финансовых обязательств.

В данный момент выбрано место для строительства, однако до сих пор ведется противодействие некоторых сил в администрации Гавайев. Гора Мауна Кеа является священным местом для коренных гавайцев, и многие среди них категорически против строительства сверхкрупного телескопа.

Предполагается, что все административные проблемы уже очень скоро будут решены, а полностью завершить строительство планируется примерно к 2022 году.


Square Kilometer Array

Диаметр главного зеркала: 200 или 90 метров
Местонахождение: Австралия и Южная Африка
Тип: радиоинтерферометр


 
Изображение

Если этот интерферометр будет построен, то он станет в 50 раз более мощным астрономическим инструментом, чем крупнейшие радиотелескопы Земли. Дело в том, что своими антеннами SKA должен покрыть площадь примерно в 1 квадратный километр, что обеспечит ему беспрецедентную чувствительность.

По структуре SKA очень напоминает проект ALMA, правда, по габаритам будет значительно превосходить своего чилийского собрата. На данный момент есть две формулы: либо строить 30 радиотелескопов с антеннами в 200 метров, либо 150 с диаметром в 90 метров. Так или иначе, протяженность, на которой будут размещены телескопы, будет составлять, согласно планам ученых, 3000 км.

Чтобы выбрать страну, где будет строиться телескоп, был проведен своего рода конкурс. В «финал» вышли Австралия и ЮАР, и в 2012 году специальная комиссия объявила свое решение: антенны будут распределены между Африкой и Австралией в общую систему, то есть SKA будет размещен на территории обеих стран.

Заявленная стоимость мегапроекта – 2 миллиарда долларов. Сумма разделена между целым рядом стран: Великобританией, Германией, Китаем, Австралией, Новой Зеландией, Нидерландами, ЮАР, Италией, Канадой и даже Швецией. Предполагается, что строительство будет полностью завершено к 2020 году.


European Extremely Large Telescope

Диаметр главного зеркала: 39.3 метра
Местонахождение: Чили, вершина горы Серро Армазонес, 3060 метров
Тип: рефлектор, оптический


 
Изображение

Изображение

Авторы проекта Thirty Meter Telescope заявляют, что их астрономический инструмент будет крупнейшим оптическим телескопом в мире.

На пару лет - возможно. Однако к 2025 году на полную мощность выйдет телескоп, который превзойдет TMT на целый десяток метров и который, в отличии от гавайского проекта, уже находится на стадии строительства. Речь идет о бесспорном лидере среди новейшего поколения крупных телескопов, а именно о Европейском очень большом телескопе, или E-ELT.

Его главное почти 40-метровое зеркало будет состоять из 798 подвижных элементов диаметром в 1,45 метра. Это вместе с самой современной системой адаптивной оптики позволит сделать телескоп настолько мощным, что он, по мнению ученых, сможет не только находить планеты, подобные Земле по размерам, но и сможет с помощью спектрографа изучить состав их атмосферы, что открывает совершенно новые перспективы в изучении планет вне солнечной системы.

Помимо поиска экзопланет, E-ELT займется исследованием ранних стадий развития космоса, попробует измерить точное ускорение расширения Вселенной, проверит физические константы на, собственно, постоянство во времени; также этот телескоп позволит ученым глубже чем когда-либо погрузиться в процессы формирования планет и их первичный химический состав в поисках воды и органики – то есть, E-ELT поможет ответить на целый ряд фундаментальных вопросов науки, включая те, что затрагивают возникновение жизни.

Заявленная представителями Европейской южной обсерватории (авторами проекта) стоимость телескопа - 1 миллиард евро.


 
 Профиль Отправить email  
 
СообщениеДобавлено: 05 сен, 2016, 20:23
Заголовок сообщения: Re: Американцы проиграли «лунную гонку»?!
offline
Кот, гуляющий сам по себе
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 23 сен, 2013, 1:19
Сообщения: 14561
Откуда: C пyтинcкиx гaлeр
Warnings: 1
Из истории советской и российской косммонавтики

СТЫКОВКИ КОСМИЧЕСКИХ АППАРАТОВ, ДРАМЫ НА ОРБИТЕ И НА ЗЕМЛЕ

Стыковка — одна из наиболее сложных и ответственных технических операций, которые проводятся в космосе. Для того чтобы состыковать вместе два космических аппарата, необходимо их предварительно сблизить, причем очень аккуратно с малой скоростью особенно на конечном участке, чтобы исключить соударение друг с другом.

Первая автоматическая стыковка на орбите была выполнена космическими аппаратами «Космос-186» и «Космос-188» 30 октября 1967 г. Правда, полной стыковки тогда не получилось — корабли выполнили лишь жесткий механический захват, но и это была уже победа.

Первая успешная стыковка пилотируемых космических средств состоялась 16 января 1969 г. Это были ТПК серии 11Ф615А8 «Союз-4» и «Союз-5», в составе экипажей которых входили: В.А. Шаталов, Б.В. Волынов, А.С. Елисеев и Е.В. Хрунов. При этом Е.В. Хрунов и А.С. Елисеев осуществили переход из корабля в корабль через открытый космос.

19 апреля 1971 г. на орбиту была выведена первая орбитальная станция «Салют», а 23 апреля 1971 г. к ней стартовал ТПК «Союз-10» с первой экспедицией в составе В.А. Шаталова, А.С. Елисеева и Н.Н. Рукавишникова. Эта экспедиция должна была работать на ОС «Салют» в течение 22–24 суток. ТПК «Союз-10» состыковался к орбитальной станции «Салют», но из-за повреждения стыковочного агрегата пилотируемого корабля во время стыковки, космонавты не смогли перейти на борт станции.

6 июня 1971 г. ТПК «Союз-11» успешно доставил на орбитальную станцию «Салют» первый экипаж.

Для обеспечения сближения и стыковки космических средств вначале применялась аппаратура «Игла» и ее модификации. Первые пилотируемые корабли были оборудованы аналоговой системой управления, реализующей автономное сближение по методу параллельного наведения с дальности около 20 км.

С 1979 г. на ТПК «Союз Т» (11Ф732) был установлен бортовой цифровой вычислительный комплекс «Аргон», программное обеспечение которого позволило оптимизировать процесс сближения космических аппаратов.

Отработка систем сближения «Игла» на космодроме Байконур проводилась испытателями 1-го НИУ, которые внесли огромный вклад в процесс повышения эксплуатационных характеристик систем сближения. Заметную роль при этом сыграли такие специалисты своего дела как Д.А.Меркулов, А.Н.Чемакин, Д.А.Боголюбов, Ю.Г.Никитин, А.Ф.Комков, В.В.Павлов, А.А.Жеребцов, А.И.Даньшов, В.С.Сиченко, А.В.Скиба.

Система сближения «Игла» и ее модификации эксплуатировались до 1986 г. после чего она была заменена аппаратурой современной разработки — «Курс», которая впервые успешно прошла отработку и испытания в составе ТПК «Союз ТМ» (11Ф732А51 № 51), а затем ТГК «Прогресс М» (11Ф615А55) и продолжает обеспечивать успешную стыковку космических средств и в настоящее время.

К ОК «Мир» совершили полеты и стыковались с ним 100 советских (российских) космических средств. В их числе:
  • — ТПК серии «Союз Т» (11Ф732) — 1;
  • — ТПК серии «Союз ТМ» (11Ф732А51) — 30 (один беспилотный);
  • — ТГК серии «Прогресс» (11Ф615А15) — 18;
  • — ТГК серии «Прогресс М» (11Ф615 А55) — 43;
  • — ТГК серии «Прогресс М1» (11Ф615А55) — 3;
  • — Модули серии 77К — 5.
Кроме этого, с 1995 г. к ОК «Мир» девять стыковок осуществлено МТКС «Шаттл».
При эксплуатации ОК «Мир» стыковка ТПК «Союз Т», «Союз ТМ», ТГК «Прогресс», «Прогресс М», «Прогресс М1» и модулей осуществлялась с помощью систем сближения различной модификации разработки НИИ ТП (Главные конструкторы направления — А.С. Моргулев, В.В. Сусленников, С.Б. Медведев): «Игла 1Г» (11Л929Г), «Игла 1Р», «Игла 2-Р », «Игла 2-Р2», «Мера» (17Р62А, 17Р62П), «Курс» (17Р64, 17Р64–01, 17Р64 — 03, 17Р65, 17Р66), оптический «Курс» (17Р616Э), которые обладали не только высокими характеристиками измерений параметров относительного движения космических аппаратов, но и достаточно высокой степенью надежности. Необходимо заметить, что в отличие от системы сближения «Игла» (измерительный канал, которой работал с 20 км), измерения системы «Курс» могут использоваться системой управления с дальности 400 км.

Отработка и испытания систем сближения космических аппаратов с целью моделирования условий космического полета проводилась в специальных сооружениях — безэховых камерах: «ЭХО-3» на ТП-2Т, «БЭК-35» на ТП 11П592, внутренние стены, потолок и пол, которых были облицованы специальным радиопоглощающим покрытием «Луч-100» («ЭХО-3») и «Дон» («БЭК-35»), которое позволяло в процессе испытаний систем сближения исключить отражение сигналов бортовой аппаратуры от конструкций сооружения, стендов и наземного оборудования. Все эти меры позволяли исключить влияние «паразитного» отраженного сигнала от конструкций технологических подставок и стендов на сигналы каналов угловых параметров бортовой аппаратуры.

Для более точного восприятия процесса сближения космических средств необходимо остановиться на ряде моментов, которые предшествуют тому конечному результату, ради которого нацелен всегда и труд испытателей космодрома и экипажей космического корабля — доклад: «Есть касание!».

Процесс сближения космических аппаратов можно разделить на два участка:

1-й — баллистическое сближение, которое осуществляется с помощью импульсов, рассчитываемых баллистиками. Время старта космического аппарата выбирается так, чтобы после выведения в космос плоскость, его орбиты максимально совпадала с плоскостью орбиты орбитальной станции;

2-й — автономный участок, на котором сближение осуществляется автоматически с помощью алгоритмов, заложенных в БЦВК, с определенной дальности, использующих измерения бортовой системы сближения.

Автономный участок, в свою очередь состоит из четырех этапов:

 ПРОДОЛЖЕНИЕ
  • а) дальнего автономного сближения, завершающегося на дальности около 400 м;
  • б) облета кооперируемой станции по направлению к заданному стыковочному узлу;
  • в) зависания (на этой стадии скорость космического средства относительно станции равна нулю);
  • г) причаливания к кооперируемой станции.

Стыковка ТПК серии «Союз ТМ» и ОК «Мир», в большинстве случаев, планировалась в начале третьих суток полета корабля (на втором витке третьих суток, т.е. 34-й виток).

На 3–4-м витках полета корабль выполняет двухимпульсный маневр по подъему своей орбиты. Импульсы рассчитываются так, чтобы после их выполнения разность средних величин высот ТПК «Союз ТМ» и ОК «Мир» обеспечивала прибытие его к ОК «Мир» на дальность от 300 до 900 км в середине 32-го витка. Величина импульсов рассчитывается баллистическими службами, обеспечивающими полет. Информацию об орбитах корабля и ОК «Мир» для расчетов получают при помощи наземных измерительных пунктов (НИП) с использованием систем радиоконтроля орбиты (РКО) 20Г6 или 38Г6. Посредством радиотехнических средств НИП проводится контроль обмена различной информацией между бортом корабля и ОК «Мир».
Рассчитанные на Земле, импульсы коррекции орбиты вводятся в БЦВК кора*ля, который с помощью бортовых приборов системы управления реализует их исполнение.

На 17-м витке, в соответствии с последними измерениями РКО, уточняющими необходимую орбиту ТПК, выполняется еще один импульс.

На 32-м витке система управления ТПК «Союз ТМ» приступает к выполнению процесса автономного автоматического сближения, для реализации которого в БЦВК корабля вводятся параметры орбит ТПК «Союз ТМ» и ОК «Мир», рассчитанные баллистической службой на момент начала автономного управления сближением по последним измерениям РКО. После этого алгоритмы БЦВК ТПК «Союз ТМ» самостоятельно рассчитывают необходимые импульсы для выполнения процесса сближения по энергетическим оптимальные траекториям и для их реализации выдают необходимые команды в бортовые системы.

С дальности около 200 км БЦВК (как указывалось выше) использует поступающие от системы сближения «Курс» параметры движения космического аппарата относительно ОК «Мир».

В процессе сближения экипаж осуществляет визуальный контроль стыковки по стыковочной мишени на ОК «Мир», которая подсвечивается Солнцем или фарой, расположенной на кооперируемом ТПК «Союз ТМ».

С дальности 400 м ТПК «Союз ТМ» осуществляет облет ОК «Мир» для выхода в зону стыковки к заданному стыковочному узлу ОК «Мир».

После облета и зависания напротив заданного стыковочного узла, выдается экипажем разрешение на выполнение режима «Причаливание» и затем осуществляется механическое соединение космического аппарата с ОК «Мир» в единый объект.

В процессе отработки и испытаний бортовой аппаратуры сближения были апробированы многие передовые методы, которые позволили в дальнейшем оптимизировать процесс испытаний сложных систем сближения космических средств. Многие предложения инженеров-испытателей 1-го НИУ и Центра 12Ц были реализованы в новых методиках проверки параметров бортовых систем сближения космических средств. Отдельные предложения были реализованы в качестве изобретений, что позволило сократить время проведения испытаний бортовой аппаратуры не в ущерб качеству и расходу ресурса бортовой аппаратуры. В качестве примера, можно констатировать, что сначала время наработки бортовой аппаратуры «Курс» в составе ТПК «Союз ТМ-2» в процессе подготовки и испытаний» в БЭК «Эхо-3» составляло около 36 часов, а уже на ТПК «Союз ТМ-3» этот процесс подготовки составил 9 часов, что позволило значительно сократить ресурс бортовой аппаратуры при наземной отработке на ТП-2Т без ущерба качеству испытаний.

Неоценимую помощь при отработке и испытаниях бортовой аппаратуры систем сближения, разработке новых методик и их проверок на космодроме Байконур оказывали: специалисты предприятий-разработчиков аппаратуры. Среди них можно назвать: от НИИ ТП — В.В. Сусленников, С.И. Нейман, А.И. Бурдин, В.Ю. Галион, В.С. Широков, А.В. Пахомов, Р.А. Парецкий, М.Ю. Мицмахер, В.А. Володин, И.А. Рожков, а от ГКБ НПО (РКК «Энергия») — А.П. Перегонцев, Л.Н. Уставщиков, Г.В. Руднев, В.И. Трофимов, Э.В. Захаржевская. Плодотворную помощь при комплектовании рабочих мест испытаний бортовой аппаратуры наземным оборудованием и при отработке систем сближения на технических комплексах оказывали и руководители направления: В.П. Легостаев, В.Н. Бранец, П.Н. Куприянчик.

К сожалению, их огромный опыт по испытаниям различных систем сближения и запас знаний со временем становится не востребованным, т.к. молодежь все меньше и меньше стремится к этой профессии. Не малую роль в этом сыграло и то, что оплата специалистов такого уровня оставляет желать лучшего. Вот и создается ситуация, когда ветераны уходят, а на замену им порой некому прийти.

Таблица 7. Стыковки космических аппаратов с ОК «Мир»

Изображение

Всего за время полета ОК «Мир» было осуществлено 142 стыковки, включая перестыковки кораблей и модулей с одного узла на другой.

Следует заметить, что операции стыковки космических аппаратов проходили не всегда гладко. Так, стыковка модуля «Квант» удалась только со второй попытки, т.к. первая не удалась из-за ошибки в алгоритмах работы системы управления. Но когда модуль состыковался, процесс стягивания стыковочных механизмов остановился, т.к. стягиванию помешал посторонний предмет (мешок с отходами), вклинившийся между модулем и базовым блоком, для удаления которого потребовался выход в открытый космос.

Модуль «Квант-2» тоже стыковался со второй попытки (отключение системы сближения «Курс» на модуле «Квант-2»), а его автономный полет принес немало волнений.
Также со второй попытки была проведена стыковка к ОК «Мир» и стыковочно-технологического модуля «Кристалл».

В процессе полетов на ОК «Мир» произошло много различных ситуаций, которые ставили под угрозу не только выполнение задач программы полета, но и жизнь членов экипажа. На некоторых ситуациях, которые позволяют оценить сложность и опасность создавшегося положения, но и грамотные действия экипажа, хотелось бы остановиться.

При возвращении на Землю экипажа ТПК «Союз ТМ-5» в составе В.А. Ляхова и А. Моманда (Афганистан) создалась аварийная ситуация, которая могла бы привести к трагическим последствиям. Посадка ТПК «Союз ТМ-5» планировалась на 06.09.1988 г. В соответствии с циклограммой спуска командир экипажа В.А. Ляхов вручную отстрелил бытовой отсек. Эта операция на ТПК серии «Союз Т» и «Союз ТМ» проводилась еще на орбите до выдачи тормозного импульса, что позволяло значительно сэкономить топливо. Вскоре после отстрела бытового отсека и возникла нештатная ситуация, которая быстро переросла в аварийную. Из-за отказа датчика инфракрасной вертикали (ИКВ-1) системы ориентации корабля при прохождении кораблем терминатора загорелась аварийная индикация «Невыполнение ориентации».

Затем снялся признак «Готовность системы ориентации» корабля (это одно из условий включения сближающего — корректирующего двигателя — СКД), и он в расчетное время не включился. БЦВК перешел в режим «ожидания», а В.А.Ляхов анализировал создавшуюся ситуацию. Однако через семь минут ориентация восстановилась, а БЦВК неожиданно выдал команду на запуск СКД. В.А. Ляхов посмотрел на глобус (в ТПК «Союз ТМ» имеется такой маленький глобус, по которому в любой момент космонавты могут определить, куда приземлится спускаемый аппарат, если спуск начнется в текущий момент) и район посадки был обозначен … в Тихом океане! Время включения было нерасчетным, и поэтому командир экипажа через 6 сек, вынужден был выключить двигатель. Спуск был перенесен на следующий (резервный) виток. Во время сеанса связи на борт ТПК «Союз ТМ-5» по командной радиолинии в БЦВК была заложена новая циклограмма спуска. Эта циклограмма была рассчитана на то, что СКД вовсе не включился, поэтому управляющая информация не содержала данные по величине тормозного импульса, на самом деле он включился, но отработал всего 6 сек. Ни экипаж, ни операторы ЦУП этой ошибки не заметили.
Следовательно, по роковому стечению обстоятельств она оказалась ошибочной и двигатель снова включился, но, отработав всего 6 сек, вместо положенных 200 сек для создания полноценного тормозного импульса, снова выключился. Тогда командир экипажа снова включил СКД, но через 14 сек опять произошло выключение СКД. В.А. Ляхов снова включил СКД, пытаясь «дожать» тормозной импульс. Однако когда СКД отработал 33 сек, нарушился режим стабилизации и командир вынужден был прекратить торможение, выключив двигатель. Корабль никак не удавалось свести с орбиты! Но и это было еще не все.

Во время чехарды с включением и выключением двигателя со звуковым сигналом включились термодатчики на разделение спускаемого аппарата и приборно-агрегатного отсека. Именно по их командам спускаемый аппарат отделяется с помощью пиропатронов от приборно-агрегатного отсека. А после последнего выключения двигателя запустился еще и счетчик программно-временного устройства разделения отсеков, которое должно было произойти через 20 минут. Командир вручную отключил термодатчик, но счетчик продолжал отсчитывать роковые минуты, ибо вот-вот должно было произойти разделение спускаемого аппарата и приборно-агрегатного отсека со СКД. А так как СКД не доработал до нужного торможения кора*ля, то спускаемый аппарат с экипажем мог бы остаться на орбите.

Времени в процессе сеанса связи с ЦУП для анализа создавшейся ситуации было очень мало. После того, как засветился транспарант «Программа разделения включена» и «Термодатчик подключен», командир, не дожидаясь разрешения ЦУП, выдал команду «ОДР» (отбой динамических режимов) на запрет выполнения всех динамических режимов, в том числе программы разделения отсеков корабля.

Впоследствии в отряде космонавтов ее так и будут называть «командой Ляхова», в память об этом полете. До отстрела приборно-агрегатного отсека с двигателем оставалось уже чуть больше 1 минуты! Если бы это произошло, то спускаемый аппарат с экипажем остался бы на орбите, и космонавты были бы обречены на неминуемую гибель от удушья. К счастью В.А.Ляхову, проявившему незаурядное самообладание и высокий профессионализм, удалось во время предотвратить разделение спускаемого аппарата и приборно-агрегатного отсека.

Экипаж провел на орбите дополнительные сутки в спускаемом аппарате без бытового отсека, (а значит без пищи, воды и, главное, туалета — облаченные в скафандры, поскольку тесное пространство спускаемого аппарата не позволяло их снять и потом одеть), но с приборно-агрегатном отсеком. А причина возникшей экстремальной ситуации была в следующем. Когда предыдущий экипаж, на корабле которого В.А. Ляхов и А. Моманд возвращались на Землю, шел на стыковку с ОК «Мир», в БЦВК была введена «уставка» на последнее включение двигателя длительностью 6 сек. Эта же уставка (вместо 200 сек) осталась, когда ТПК «Союз ТМ-5» пошел на спуск. Далее, из-за отказа системы ориентации не сложилась ее автоматическая готовность перед торможением, в результате чего СКД и не включился в заданное время. Но после некоторого перерыва, система восстановилась, и СКД готов был отработать в нужном режиме, но посадка при этом могла произойти в акватории Тихого океана. И только после выдачи ОДР «отбились» 200-секундная и 6-секундная программы, а последующие же операции на разделение спускаемого отсека и приборно-агрегатного отсека остались без изменения. Лишь 7 сентября 1988 г. экипаж с третьей попытки наконец-то благополучно вернулся на Землю.

На последующих ТПК «Союз ТМ» вернулись к старой схеме разделения отсеков — уже после выдачи и отработки тормозного импульса.

25.08.1989 г. была осуществлена стыковка ТГК новой модификации — «Прогресс М1» (11Ф615А55 № 201), оснащенного модифицированной аппаратурой сближения 17Р64–03 («Курс»).

В августе 1990 г. была осуществлена стыковка модуля «Кристалл», оборудованного вторым стыковочным агрегатом типа АПАС для обеспечения стыковки к нему МТКС «Буран», что предусматривалось программой эксплуатации ОК «Мир». Но, как оказалось впоследствии, этому не суждено было случиться. После выведения на орбиту модуля «Кристалл» одна из двух солнечных батарей модуля не смогла полностью раскрыться. Это привело не только к дефициту электроэнергии, но и сказалось на инерционных характеристиках модуля.
В 1990 г. произошло повреждение выходного люка шлюзового отсека модуля «Квант-2», в результате чего пришлось оставить этот отсек разгерметизированным и шлюзоваться в резервном отсеке. Ремонт люка удалось провести только через полгода.

В декабре 1990 г. создалась опасная ситуация при стыковке ТГК «Прогресс М-7»: из-за поломки антенны 3АО-ВКА системы сближения «Курс» на модуле «Квант» и ТГК «Прогресс М-7» пролетел мимо ОК «Мир» на очень близком расстоянии.

В рамках летно-конструкторских испытаний (ЛКИ) предполагалось провести десять пусков РН «Энергия» с МТКС «Буран», причем в первых пусках МТКС «Буран» должен был летать в беспилотном режиме. До полета на МТКС «Буран» будущие командиры экипажа (И.П. Волк, А.С. Левченко) приобретали опыт реального космического полета, совершая полеты в составе экипажей транспортных пилотируемых кораблей типа «Союз Т».

И.П. Волк совершил полет на космическом корабле «Союз Т-12» в июле1984 г. А.С.Левченко совершил полет на ОК «Мир» в составе экипажа ТПК «СоюзТМ-4» в декабре 1987 г. Через два часа после возвращения на Землю И.П. Волк и А.С. Левченко провели эксперимент с целью оценки реакции пилота МТКС «Буран» после воздействия факторов космического полета. На самолетах Ту-154 и МиГ-25, оборудованных системой управления ОК «Бурана», пилоты выполнили самостоятельные полеты до аэродрома Подмосковья и обратно на космодром Байконур.

24 мая 1993 г. на ТПК «Союз ТМ-16» (№ 101) стартовал экипаж ЭО-13 (Г.М. Манаков и А.Ф. Полищук), которые провели испытания ТПК «Союза-спасателя» экипажа и проверку причала АПАС по программе «Буран», выполнив стыковку к модулю «Кристалл». Главное отличие ТПК «Союз ТМ-16» (№ 101) данной модификации от обычного ТПК «Союз ТМ» заключалось в том, что на ТПК «Союз ТМ-16» был установлен стыковочный узел новой конструкции: андрогинно-периферийный агрегат стыковки (АПАС-89). Такой же стыковочный узел должен был устанавливаться на шлюзовой камере МТКС «Буран», расположенной в грузовом отсеке кора*ля, что позволило бы стыковать ТПК «Союз ТМ» с МТКС «Буран». Была разработана программа полета ТПК «Союз ТМ» № 101 и МТКС «Буран-2», которая включала в себя следующие элементы:

  • после старта МТКС «Буран-2» в беспилотном режиме производится ее стыковка к модулю «Кристалл» ОК «Мир»; экипаж ОК «Мир» переходит в кабину МТКС «Буран-2» и проводит испытания ее бортовых систем, в том числе дистанционного манипулятора;
  • полет в состыкованном состоянии длится в течение суток; после расстыковки МТКС «Буран-2» и ОК «Мир», стартует ТПК «Союз ТМ» № 101 с экипажем на борту и пристыковывается к МТКС «Буран-2»; экипаж в течение суток работает на борту МТКС «Буран-2»; после расстыковки МТКС «Буран-2» выполняет автоматическую посадку;
  • ТПК «Союз ТМ» № 101 с экипажем осуществляет перелет на ОК «Мир» и выполняет стыковку к модулю «Кристалл». Но уже в 1992 г. стало ясно, что идет процесс сворачивания всех работ по программе «Буран» и поэтому было принято решение использовать «Союз ТМ» № 101 для доставки очередной основной экспедиции на ОК «Мир».

3 июля 1993 г. был впервые осуществлен облет ОК «Мир» ТПК «Союз ТМ-17» и его фотографирование. При этом у причала ОК «Мир» впервые находились три корабля: «Союз ТМ-16», «Прогресс М-17», «Прогресс М-18» (при отходе), а с ТПК «Союз ТМ-17» экипажем проводилась съемка.

14 января 1994 г. после расстыковки ТПК «Союза ТМ-17» с экипажем ЭО-14 (В.В. Циблиев и А.А. Серебров) во время облета ОК «Мир» с ЭО-15 (В.М. Афанасьев, Ю.В.Усачев) произошло нерасчетное сближение и вероятность аварии была очень высока.
Вот как вспоминает об этой ситуации Ю.В. Усачев:

«На транспортном корабле включается тормозной двигатель для схода с орбиты. Он (транспортный корабль) увеличивается в размерах, кажется, начинает раскручиваться какая-то пружина — расстояние между нами сокращается все стремительнее. И я понимаю, что если «этому» суждено случиться, то уход в спускаемый аппарат нас не спасет.

Я замер у иллюминатора. Корабль проносится около нас на расстоянии 30–40 метров!
Это было похоже на фантастику из серии «Звездные войны». Когда он проскочил, я бросился к иллюминатору в каюте командира, увидел удаляющийся транспортный корабль и почувствовал, что мы были близки к…

И, Господь спас нас пятерых — экипажи станции и корабля. Было немного жутковато осознавать, что можно вот так столкнуться, и привет».

Все произошло, как показали результаты разбора, из-за неисправности ручки управления на ТПК «Союза ТМ-17». Но касание с ОК «Мир» все-таки произошло.

В 1994 г. дважды «отказывался» идти к станции ТГК «Прогресс М-24» из-за сбоев в системе автоматического сближения КА. Из-за повышенной флуктуации сигнала в канале измерения угла крена произошло столкновение ТГК «Прогресс М-24» с ОК «Мир» (было 4 касания). После долгих колебаний в ЦУП было принято решение о проведении впервые стыковки в ручном режиме с помощью системы телеоператорного режима управления (ТОРУ) и командир экипажа Ю.В. Маленченко успешно справился с поставленной задачей. В дальнейшем этот режим несколько раз применялся при стыковках ТГК серии «Прогресс».

В феврале 1995 г. к ОК «Миру» был осуществлен подлет МТКС «Дискавери» (полет STS-63) на 11 метров, т.к. стыковка тогда не предусматривалась, и экипажи могли приветствовать друг друга только через иллюминатор.

10 июня 1995 г. во время перестыковки модуля «Кристалл» с бокового стыковочного агрегата (ось «-Y») на осевой стыковочный агрегат (ось «-Х»), которая необходима была для обеспечения стыковки МТКС «Атлантис», было зафиксировано касание шпангоутов модулей.

После перестыковки модуля «Спектр» с осевого стыковочного агрегата на боковой стыковочный агрегат, ранее освобожденный модулем «Кристалл», во время раскрытия солнечных батарей выяснилось, что одна из солнечных батарей не раскрылась. Для определения последствий этой ситуации потребовался дополнительный выход экипажа в открытый космос. В этот критический момент экипаж (В.Н. Дежуров, Г.М. Стрекалов) отказался выходить в открытое космическое пространство (ОКП), объяснив это собственной усталостью (следует отметить, что экипаж совершил к этому времени уже 5 выходов в ОКП).

29 июня 1995 г. МТКС «Атлантис» (полет STS-71) осуществил первую стыковку с ОК «Мир» к стыковочному агрегату модуля «Кристалл». Для этой операции модуль «Кристалл» был перестыкован с бокового стыковочного агрегата (ось «-Y») на осевой стыковочный агрегат (ось «-Х») переходного отсека базового блока ОК «Мир». Следует отметить, МТКС «Атлантис» выполнил за время существования ОК «Мир» еще 6 стыковок и по одной стыковки выполнили МТКС «Дискавери» и «Индевор».

23 апреля 1996 г. при выведении на орбиту модуля «Природа» отказала система энергопитания. Положение усугублялось тем, что в отличие от предыдущих модулей, на этом не было солнечных батарей, и литиевые источники тока были единственным средством обеспечения модуля «Природа» электроэнергией без возможности их подзаряда. В результате этого отказа исключалась возможность повторной стыковки в случае возникновения такой необходимости. Однако, 26 апреля 1996 г. модуль «Природа» благополучно пристыковался к ОК «Мир».

В феврале 1997 г. вышли из строя обе установки по производству кислорода системы «Электрон». Пришлось перейти на резервную систему получения кислорода с помощью твердотопливных генераторов (кислородных шашек). А 23 февраля одна из них загорелась. Отсеки заволокло дымом, так что пришлось надеть противогазы. Но экипаж не растерялся и в короткое время ликвидировал очаг возгорания. В.Г. Корзун и А.Ю. Калери за это были удостоены почетных наград пожарной службы России.

Драматичные моменты были и в процессе проведения операции стыковки с помощью системы ТОРУ. Так, 25 июня 1997 г. при отработке стыковки с помощью ТОРУ с дальних дистанций, ТГК «Прогресс М-34» столкнулся с модулем «Спектр». При этом была повреждена одна из солнечных батарей и нарушена герметичность модуля «Спектр». При создании станции такая ситуация была предусмотрен и если лимит времени у экипажа не превышает пяти минут, то экипажу надо срочно покидать станцию. В данном случае на эвакуацию оставалось почти полчаса.

Разгерметизированный модуль изолировали, и экипаж в составе В.В. Циблиева, А.И. Лазуткина и американского астронавта Майкла Фоэла продолжал работу на ОК «Мир».
Таким образом, была наглядно продемонстрирована высокая степень живучести ОК «Мир». В настоящее время этот режим используют как резервный, и космонавты отработали все операции этого процесса до автоматизма. А тогда еще это было впервые и доставило всем немало волнений.

14 августа 1997 г. при посадке «Союза ТМ-25» с экипажем ЭО-23 (В.В. Циблиев и А.И. Лазуткин) преждевременно, на высоте 5,8 км произошло включение двигателей мягкой посадки. По этой причине посадка СА была жёсткой, (скорость приземления составила 7,5 м/с), но экипаж, к счастью, не пострадал.

5 сентября 1997 г. американский военный спутник пролетел на расстоянии 470 метров от ОК «Мир». Экипаж заранее был об этом предупрежден специалистами ЦУП и переместился в целях безопасности в спускаемый аппарат ТПК «Союз ТМ-26».

В июле 1999 г., из-за попадания молнии в электроподстанцию г. Королева, было обесточено здание ЦУП, что привело к потере связи с экипажем. Экипаж был предупрежден об этом с помощью средств НИП г. Уссурийска, а связь с ним была восстановлена только через 6 часов.

В 1999 г. вышел из строя спутник-ретранслятор «Гелиос» из-за аварии системы терморегулирования спутника, что не позволяло оперативно проводить сеансы связи с ОК «Мир».

25 декабря 2000 г. произошла потеря связи с ОК «Мир». Все попытки установить связь с ОК «Мир» успеха не имели. Только на следующий день сигнал был зафиксирован в сеансе 14:20–14:29 по борту радиотелеметрической системы (РТС) БИТС-2 и через минуту пропал, но в следующем сеансе сигнал вновь появился.

27 декабря того же года произошло самопроизвольное пропадание сигнала с бортового передатчика РТС БР-9ЦУ-5, который при выдаче дополнительных команд не включился. Информацию о режиме работы системы управления движением сотрудники ЦУП получали через режим «ТВ-дисплей», который используется при стыковке.

Закладка базы для построения ориентации тоже была проведена без контроля по телеметрии — только по маркерам с пунктов управления о прохождении команд на борт. Только 30.12.2000 г. удалось построить ориентацию на двигателях, в результате этого приход электроэнергии на модулях «Квант-2» и «Кристалл» стал близок к норме.

31 декабря 2000 г. проведено объединение топливных баков ТГК «Прогресс М-43» и ОК «Мир». Благодаря этому в очередной раз ОК «Мир» удалось спасти.

В январе 2001 г. возникли проблемы с раскруткой гиродинов ОК «Мир» из-за этого пришлось переносить пуск ТГК «Прогресс М1–5».

Немало волнений доставили экипажам во время полета ОК «Мир» утечки теплоносителя из трубопроводов системы обеспечения температурного режима. Поиск нарушений герметичности магистралей этой системы, расположенных в труднодоступных местах, потребовал трудоемкой и кропотливой работы экипажей, с которой они успешно справились. В процессе поиска приходилось отключать магистральные контуры в базовом блоке ОК «Мир» и модуле «Квант», при этом температура в отсеках сразу повышалась. Особенно жарко было в базовом блоке ОК «Мир», в котором температура повышалась порой до 36° С.


Подробнее обо всех этих неприятностях можно ознакомиться в интернет-выпусках «Последних космических новостей» на персональной странице одного из авторов этой книги (http://www.cosmoworld.ru/spaceencyclopedia/).


 
 Профиль Отправить email  
 
СообщениеДобавлено: 05 сен, 2016, 20:39
Заголовок сообщения: Re: Американцы проиграли «лунную гонку»?!
offline
покоритель восьмитысячников +

Зарегистрирован: 18 апр, 2014, 11:56
Сообщения: 9951
Откуда: Питер
 флуд
Изображение


Последний раз редактировалось sobkor 05 сен, 2016, 21:28, всего редактировалось 1 раз.
спойлер


 
 Профиль  
 
СообщениеДобавлено: 05 сен, 2016, 20:41
Заголовок сообщения: Re: Американцы проиграли «лунную гонку»?!
offline
покоритель восьмитысячников +

Зарегистрирован: 18 апр, 2014, 11:56
Сообщения: 9951
Откуда: Питер
 флуд
Изображение


Последний раз редактировалось sobkor 05 сен, 2016, 21:30, всего редактировалось 1 раз.
спойлер


 
 Профиль  
 
СообщениеДобавлено: 05 сен, 2016, 20:42
Заголовок сообщения: Re: Американцы проиграли «лунную гонку»?!
offline
*******

Зарегистрирован: 27 июн, 2008, 22:02
Сообщения: 4173
Banned: by 2 warnings
Vister Wrote:
kv739 Wrote:
В свое время Чертоком и Рукавишниковым за спиной у Мишина такое направление было принято
Вот это заявка! Вот это знаток истории космонавтики! Черток, оказывается, принимал решения по направлениям развития советской космонавтики! Да ладно бы Черток, так ещё и Рукавишников... Он-то кем тогда был?

Да я ошибся с Рукавишниковым. Перепутал с Феоктистовым. Извиняюсь за ошибку.
Quote:
В конце 1969 года по марсианской и лунной программам Королева был нанесен четвертый и весьма ощутимый удар — со стороны жаждущих быстрых и шумных успехов сотрудников нашего же предприятия. К. П. Феоктистов, посоветовавшись с Б. Е. Чертоком, от имени заместителей Мишина К. Д. Бушуева, С. О. Охапкина и С. С. Крюкова обратился к Д. Ф. Устинову с предложением. Но сделал это тайком, за спиной Мишина, дождавшись, когда тот уйдет в отпуск, и в обход нашего министра. Предложение было заманчивым — в течение года создать и впервые в мире запустить на орбиту пилотируемую долговременную орбитальную станцию, взяв для этого у Челомея два корпуса, предназначенных для военной станции «Алмаз», и быстренько начинить их аппаратурой, созданной для кораблей 7К. Ничего похожего на станцию ТОС, которая разрабатывалась Королевым, у этой не было. Мишин и Челомей резко возразили против этой затеи, считая, что станциями должен продолжать заниматься Челомей. Но руководство увидело возможность вскоре порадовать Генерального секретаря Л. И. Брежнева новыми космическими достижениями.
В.Е.Бугров. "Марсианский проект Королева".

Vister Wrote:
И ещё, как Вы представляете подготовку полёта к Марсу без программы ДОС?

Vister, а вы хоть в курсе об идеях Королева по полетам на Марс? Как он видел пути развития космонавтики?


 
 Профиль Отправить email  
 
СообщениеДобавлено: 05 сен, 2016, 20:44
Заголовок сообщения: Re: Американцы проиграли «лунную гонку»?!
offline
покоритель восьмитысячников +

Зарегистрирован: 18 апр, 2014, 11:56
Сообщения: 9951
Откуда: Питер
 флуд
Изображение


Последний раз редактировалось sobkor 05 сен, 2016, 21:31, всего редактировалось 1 раз.
спойлер


 
 Профиль  
 
СообщениеДобавлено: 05 сен, 2016, 21:02
Заголовок сообщения: Re: Американцы проиграли «лунную гонку»?!
offline
Кот, гуляющий сам по себе
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 23 сен, 2013, 1:19
Сообщения: 14561
Откуда: C пyтинcкиx гaлeр
Warnings: 1
 флуд
Четвертый сон Веры Палны... Изображение


Последний раз редактировалось sobkor 05 сен, 2016, 21:33, всего редактировалось 2 раз(а).
спойлер


 
 Профиль Отправить email  
 
СообщениеДобавлено: 05 сен, 2016, 21:14
Заголовок сообщения: Re: Американцы проиграли «лунную гонку»?!
offline
Кот, гуляющий сам по себе
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 23 сен, 2013, 1:19
Сообщения: 14561
Откуда: C пyтинcкиx гaлeр
Warnings: 1
Первые научные результаты и снимки получены от юпитерианского зонда «Юнона»

03 сентября 2016

Quote:
Космический аппарат НАСА «Юнона» передал на Землю первые в истории освоения космоса снимки северного полюса Юпитера, сделанные во время первого пролета зонда мимо Юпитера со включенными научными инструментами. Эти снимки демонстрируют беспрецедентные виды бурь и других погодных явлений, наблюдающихся на крупнейшей планете Солнечной системы.

Миссия «Юнона» успешно совершила первый из 36 запланированных орбитальных облетов Юпитера 27 августа, когда космический аппарат прошел на высоте примерно 4200 километров над вихрящимися облаками Юпитера. Передача на Землю шести мегабайт данных, собранных в течение шести часов пролета, за которые зонд преодолел расстояние от северного полюса Юпитера до его южного полюса, заняло полтора дня. В то время как анализ собранных данных до сих пор продолжается, ученые уже смогли сделать несколько интересных открытий.

Изображение

Вид северного полюса Юпитера (титульное фото) оказался довольно необычным: северный полюс планеты выглядит более голубым, чем остальные её части, и на нем свирепствуют бури. Широтных полос облаков в этой области планеты не наблюдается, что крайне нехарактерно для Юпитера. Облака отбрасывают тени, что говорит о том, что облака находятся на большей высоте, по сравнению с другими элементами, различимыми на снимке.

Изображение

Инструмент The Jovian Infrared Auroral Mapper (JI-RAM) сделал уникальные снимки северного и южного полюсов Юпитера в ИК-диапазоне. Знаменитое полярное сияние Юпитера теперь можно в деталях рассмотреть на новом снимке (фото №2) южного полюса Юпитера, состоящем на самом деле из трех изображений, сделанных зондом с небольшим интервалом.

Изображение

На третьем представленном здесь снимке (фото №3), сделанном при помощи зонда «Юнона», можно наблюдать, как чередование широтных полос близ экватора планеты сменяется при движении в направлении южного полюса на более однородный фон на широте примерно 65 градусов. Этот снимок был сделан при помощи инструмента JunoCam с высоты примерно 38000 километров над облаками Юпитера.


 
 Профиль Отправить email  
 
СообщениеДобавлено: 05 сен, 2016, 21:17
Заголовок сообщения: Re: Американцы проиграли «лунную гонку»?!
offline
*******

Зарегистрирован: 01 окт, 2015, 16:34
Сообщения: 3336
Warnings: 1
kv739 Wrote:
Да я ошибся с Рукавишниковым. Перепутал с Феоктистовым. Извиняюсь за ошибку.
Извинения совершенно излишни. С такими "перепуталами" лучше не спешить с суждениями.
kv739 Wrote:
Vister, а вы хоть в курсе об идеях Королева по полетам на Марс? Как он видел пути развития космонавтики?
Я в курсе. Вы на вопросы не отвечаете принципиально? Буду иметь в виду.


 
 Профиль  
 
СообщениеДобавлено: 05 сен, 2016, 21:26
Заголовок сообщения: Re: Американцы проиграли «лунную гонку»?!
offline
*******

Зарегистрирован: 27 июн, 2008, 22:02
Сообщения: 4173
Banned: by 2 warnings
Так вы же в курсе?
Игру ведете со мной? Что вы тогда ждете?


 
 Профиль Отправить email  
 
СообщениеДобавлено: 05 сен, 2016, 21:48
Заголовок сообщения: Re: Американцы проиграли «лунную гонку»?!
offline
*******

Зарегистрирован: 01 окт, 2015, 16:34
Сообщения: 3336
Warnings: 1
kv739 Wrote:
Игру ведете со мной? Что вы тогда ждете?
Называйте это как хотите. Если человек систематически не отвечает на вопросы - это тоже ответ. Мне с Вами всё понятно. Хочу, чтобы и другим стало ясно. Вот такая вот "игра"...


 
 Профиль  
 
СообщениеДобавлено: 05 сен, 2016, 21:52
Заголовок сообщения: Re: Американцы проиграли «лунную гонку»?!
offline
*******

Зарегистрирован: 27 июн, 2008, 22:02
Сообщения: 4173
Banned: by 2 warnings
Хотите, Vister. Смысл мне вам подыгрывать? Старайтесь.
Рассудят об истине другие.


 
 Профиль Отправить email  
 
СообщениеДобавлено: 05 сен, 2016, 22:59
Заголовок сообщения: Re: Американцы проиграли «лунную гонку»?!
offline
***
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 21 сен, 2014, 1:27
Сообщения: 605
kv739 Wrote:
попытка отвлечь от явного провала с лунной гонкой

Возможно вы хотели сказать что-то другое, но ваш комментарий предполагает, что был какой-то "провал". Я напоминаю, что на момент предполагаемого полета американцев на Луну этот полет был технически невозможен. Не нашими, не американцами, не кем-то либо еще на нашей планете. И, насколько мне известно, он невозможен на сегодняшний день.


 
 Профиль  
 
СообщениеДобавлено: 05 сен, 2016, 23:07
Заголовок сообщения: Re: Американцы проиграли «лунную гонку»?!
offline
12k сообщений+
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 12 окт, 2004, 13:41
Сообщения: 35271
Откуда: Севастополь
Калифорниец Wrote:
Я напоминаю, что на момент предполагаемого полета американцев на Луну этот полет был технически невозможен. Не нашими, не американцами, не кем-то либо еще на нашей планете...

может ещё и Гагарин никуда не летал..? :)

С Россией можно дружить - она добродушная.
C Россией можно сотрудничать - она честная.
У России можно попросить - она щедрая.
Россию можно обмануть - она доверчивая.
Но с Россией нельзя воевать - она НЕПОБЕДИМАЯ!


 
 Профиль  
 
СообщениеДобавлено: 05 сен, 2016, 23:31
Заголовок сообщения: Re: Американцы проиграли «лунную гонку»?!
offline
***
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 21 сен, 2014, 1:27
Сообщения: 605
прохожий Wrote:
Калифорниец Wrote:
Я напоминаю, что на момент предполагаемого полета американцев на Луну этот полет был технически невозможен. Не нашими, не американцами, не кем-то либо еще на нашей планете...

может ещё и Гагарин никуда не летал..? :)

Гагарин летал, эту тему уже много раз обсуждали. Для этого имелись технические предпосылки. До него была целая серия других полетов, все более приближающая возможность полета человека в космос. Завершение этой серии полетом Гагарина была естественной. Его достижение было многократно повторено через короткий промежуток времени. Ситуация с (многократными!) полетами на Луну совершенно другая. Там был ни чем не подтвержденный скачек через несколько поколений технологий. Эти полеты не были перепроверены другими странами, а у самих американцев их технологии оказались "утеряны".

Если вы не гуманитарий, то для вас все, о чем я сказал, должно быть очевидным. В области технических достижений не верят "на слово". Даже если такие утверждения делает американское правительство. Сами американцы по этому поводу говорят: "Если ты такой умный, то почему ты не богатый?"

Тем и удивительна позиция Сквозника и Радиосканнера. Они утверждают, что обладают достаточным уровнем знаний, чтобы делать какие-то умозаключения на эту тему. Значит они сознательно врут. Либо по поводу своей квалификации, либо на тему утверждений о своей вере в полеты американцев на Луну.


Последний раз редактировалось Калифорниец 05 сен, 2016, 23:49, всего редактировалось 1 раз.

 
 Профиль  
 
СообщениеДобавлено: 05 сен, 2016, 23:46
Заголовок сообщения: Re: Американцы проиграли «лунную гонку»?!
offline
*******

Зарегистрирован: 01 окт, 2015, 16:34
Сообщения: 3336
Warnings: 1
Калифорниец Wrote:
Если вы не гуманитарий, то для вас все, о чем я сказал, должно быть очевидным. В области технических достижений не верят "на слово".
Забавно. Да, "на слово" не верят. И "очевидно", в данном случае - не катит. Если Вы не гуманитарий, обоснуйте:
Калифорниец Wrote:
Я напоминаю, что на момент предполагаемого полета американцев на Луну этот полет был технически невозможен.
Какие технические возможности, на тот момент, отсутствовали? Только не все сразу, пожалуйста, лучше по-порядку.


 
 Профиль  
 
СообщениеДобавлено: 05 сен, 2016, 23:53
Заголовок сообщения: Re: Американцы проиграли «лунную гонку»?!
offline
***
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 21 сен, 2014, 1:27
Сообщения: 605
Vister Wrote:
обоснуйте

Эти вопросы многократно обуждались, включая этот форум. Я вам рекомендую начать чтение с его начала. Не вижу никаких разумных причин тратить время на ваше образование. Только того, что вы вмешались в обсуждение, недостаточно.


 
 Профиль  
 
СообщениеДобавлено: 06 сен, 2016, 0:00
Заголовок сообщения: Re: Американцы проиграли «лунную гонку»?!
offline
*******

Зарегистрирован: 01 окт, 2015, 16:34
Сообщения: 3336
Warnings: 1
Калифорниец Wrote:
Гагарин летал, эту тему уже много раз обсуждали. Для этого имелись технические предпосылки. До него была целая серия других полетов, все более приближающая возможность полета человека в космос. Завершение этой серии полетом Гагарина была естественной. Его достижение было многократно повторено через короткий промежуток времени.
Это не так. Да, была серия полётов "Востоков" и "Восходов". Но больше никто и никогда не повторил посадку человека с первой космической скоростью в СА шарообразной формы. Это ж голимая баллистика. Как это возможно? На всякий случай: это не опровержение полёта Гагарина, это демонстрация либо алогичности Ваших умозаключений, либо применения двойных стандартов.


 
 Профиль  
 
Показать сообщения за:  Поле сортировки  
Начать новую тему Ответить на тему  [ Сообщений: 66156 ]  На страницу Пред.  1 ... 1627, 1628, 1629, 1630, 1631, 1632, 1633 ... 2647  След.

Часовой пояс: UTC + 3 часа

Вы не можете начинать темы
Вы не можете отвечать на сообщения
Вы не можете редактировать свои сообщения
Вы не можете удалять свои сообщения


Сейчас этот форум просматривают: l-s, Lennik2009 и гости: 498

Перейти:  
Правила севастопольского политического форума

 

 



Powered by phpBB © 2000-2011 phpBB Group
Русская поддержка phpBB