v.tcepesh Wrote:
VIST57 Wrote:
Здравый смысл подсказывает, что в жидком... Нет?
Да хоть в твердом. Все гипотетические преимущества криогенного топлива напрочь съедаются технологическими издержками. Для распила бабла и запусков сфероконей в вакуум, криотопливо - самое то.
Распиловщик Королев.
ДОКЛАДНАЯ ЗАПИСКА
"О НЕЦЕЛЕСООБРАЗНОСТИ РАЗРАБОТКИ
ДВИГАТЕЛЕЙ НА АТ + НДМГ С ТЯГОЙ 600 т
ДЛЯ ТЯЖЕЛЫХ РАКЕТ-НОСИТЕЛЕЙ,
ВЫВОДЯЩИХ НА ОРБИТУ ИСЗ
ПОЛЕЗНЫЕ ГРУЗЫ ВЕСОМ 150-200 т" [1965 г.]Кусок из нее:
Quote:
ПЕРСПЕКТИВЫ ПОВЫШЕНИЯ ВЕСА ПОЛЕЗНОГО ГРУЗА
НА ОРБИТЕ ИСЗ С ПОМОЩЬЮ НОСИТЕЛЯ Н-I
Одним из основных направлений увеличения веса полезного груза, доставляемого ракетой-носителем, является применение на II и III ступенях топлива кислород-водород.
Кроме того, реальной является следующая модификация ракеты. Двигатели допускают форсирование со 150 до 175 т. При замене двигателей на форсированные и частичном увеличении топлива на II и III ступенях за счет цилиндрических вставок в емкостях вес полезного груза может быть доведен до 105 т, а при использовании топлива кислород-водород одновременно на II и III ступенях вес полезного груза увеличится еще существеннее (Н-IФ — форсированный вариант).
Существует еще одно направление существенного увеличения веса полезного груза. Проработки показывают, что возможна модернизация двигателя с доведением тяги до 250 т в габаритах имеющегося двигателя с тягой 150 т. Замена двигателя на модернизированный позволит значительно увеличить стартовый вес блоков А и Б. Причем увеличение стартового веса этих блоков может быть достигнуто при использовании на модернизированном блоке А трех кислородных емкостей блока А штатного варианта ракеты Н-I, одна из которых будет емкостью для горючего, а две другие — для окислителя.
На модернизированном блоке Б могут быть применены: емкость горючего блока А — для окислителя и емкость окислителя блока Б — для горючего. Такая комбинация использования разрабатываемых сейчас емкостей позволит сохранить практически всю технологическую оснастку для изготовления новых, модернизированных блоков (вариант Н-IМ).
Из таблицы видно, что на ракете Н-I могут быть достигнуты следующие значения относительного веса полезного груза:
Н-I
0,034
Н-I B.III
0,04
Н-IФ B.II.III
0,045
На трехступенчатом носителе с топливом на ступенях АТ + НДМГ относительный вес полезного груза составляет 0,026 (по данным эскизного проекта Н-I и эскизного проекта УР-500К).
Таким образом, в модернизированном варианте ракеты Н-I с применением топлива кислород-водород на III [Н-I, В.III] ступени вес полезного груза, доставляемого на орбиту ИСЗ, может быть доведен до 195 т.
В вариантах с водородными блоками носителя требовалось сравнительно небольшое количество водорода: на блоке III ступени — 45 т и на блоке II ступени — 95 т. Учитывая возможные большие потери водорода в начальный период его применения при работе на космодроме в связи с дальней доставкой его с заводов, длительным хранением и т.д., потребное количество водорода на один пуск составит 450 т при применении только на III ступени и до 1300 т при применении на II и III [Н-IФ, В.II, III] ступенях (такие потери водорода будут только в первый год, а дальше они будут падать). А при темпе пусков шесть изделий в год производительность заводов должна составить 2100 и 7800 т в год.
Постановлением от 3 августа 1964 г. предусмотрено следующее наращивание мощностей жидкого водорода (по годам):
Тыс. т
1965 2,3
1966 3,8
1967 7,8
1968 17,8
1969 22,8
1970 32,8
Необходимо отметить, что в США в настоящее время производится около 35 тыс. т жидкого водорода в год и планируется увеличение производства до 65 тыс. т в год.
Реально добиться к концу 1965 г. производства жидкого водорода не менее 1500 т в год. Даже такого количества водорода достаточно, чтобы начать работы с водородным блоком III ступени. Необходимый для этого двигатель успешно разрабатывается.
При всех этих модификациях носителя конструкция первого блока (компоновка, размеры) не меняется. Это позволяет использовать во всех случаях стартовое устройство, разрабатываемое для ракеты Н-I.
При эксплуатации модернизированных вариантов ракеты могут быть использованы также и другие основные сооружения стартовой позиции. Но нужно ли дальнейшее наращивание мощности носителя с целью вывода на орбиту Земли еще большего полезного груза?
В настоящее время эскизными разработками показано, что при начальном весе космической ракетной системы на орбите Земли, равном 90-95 т, возможно осуществление высадки экипажа на поверхность Луны и его возвращения на Землю. При этом на ракетных блоках используются компоненты топлива кислород-керосин и АТ + НДМГ. Этого веса достаточно, чтобы в грузовом варианте доставить на поверхность Луны полезный груз весом 6-7 т.
Применение топлива кислород-водород на космических ракетных блоках может увеличить вес полезного груза на 20% при использовании его на блоке Г и дополнительно на 12% при использовании на тормозном блоке Д в случае прямой посадки.
АРКК, д. 23891.
В примечании указано:
Quote:
Публикуемый документ — докладная записка, направленная С.П. Королевым 29 сентября 1965 г. в МОМ. Вместе с С.П. Королевым записку подписали его заместители — руководители тематических направлений В.П. Мишин, С.С. Крюков, К.Д. Бушуев, М.В. Мельников. Этот факт подчеркивал единство мнений ответственных руководителей ОКБ-1 относительно принципов совершенствования РКТ и перспектив исследования космического пространства. Этот документ, относящийся к последнему году жизни С.П. Королева, имеет большое историческое значение как своеобразное напутствие главного конструктора.
Цитирую по:
http://www.epizodsspace.narod.ru/bibl/vetrov/korolev-delo/04-07.html