БПЛА ВСН.
ВПО:
Комплекс беспилотной воздушной разведки и наблюдения с беспилотными летательными аппаратами (БЛА) "Орлан-10" разработан российским предприятием ООО "Специальный технологический центр" (СТЦ).
Комплекс с БПЛА "Орлан-10" позволяет контролировать протяженные объекты в труднодоступной местности. Может использоваться для спасательно-поисковых работ. Сложные метеоусловия не станут помехой при использовании комплекса Орлан-10 благодаря высокой устойчивости беспилотного аппарата. При построении БПЛА Орлан-10 использовалась модульная архитектура, что позволяет менять состав бортового оборудования весьма оперативно, а также перевозить БЛА в разобранном виде.
Беспилотный летательный аппарат Орлан-10 оснащен фотоаппаратом и гиростабилизированной телевизионной камерой.
Наземный пункт управления (НСУ) позволяет одновременно управлять 4 аппаратами. Любой из аппаратов может быть использован в качестве ретранслятора, для передачи сигналов управления более удаленным БЛА.
Беспилотный летательный аппарат "Орлан-10" имеет максимальный взлетный вес до 18 килограмм, до пяти из которых может приходиться на полезную нагрузку. Аппарат смешанной (металл и пластик) конструкции выполнен по схеме высокоплана с передним расположением двигателя и тянущим винтом. Хвостовое оперение тоже выполнено по классической схеме, хотя киль "Орлана" сделан гораздо более развитым, чем стабилизатор. В то же время, это решение выглядит вполне понятным: легкий беспилотник будет менее подвержен воздействию бокового ветра, а для нормальной аэродинамики достаточно и имеющегося сравнительно узкого стабилизатора.
Старт беспилотного аппарата происходит со специальной разборной катапульты. После первоначального разгона полет происходит за счет маломощного бензинового двигателя (рекомендовано топливо АИ-95). Скорость полета может находиться в пределах от 75 до 170 километров в час, в зависимости от тактической необходимости. "Орлан-10" может находиться в воздухе до 18 часов, при этом в большинстве случаев максимальное удаление от пульта управления не должно превышать 180-200 километров, иначе будет невозможно принимать сигнал с видеоаппаратуры беспилотника. Потолок "Орлана" достигает пяти километров.
Посадка после выполнения задания производится при помощи парашюта: оператор выводит аппарат в заданный район, сбрасывает скорость и дает команду на открытие купола. Помимо парашюта имеется еще две системы, обеспечивающие сохранение аппарата при жесткой посадке. Для этого перед касанием надувается пневматический баллон-амортизатор, а при превышении допустимой перегрузки конструктивные элементы "Орлана" отсоединяются друг от друга, что позволяет значительно уменьшить получаемые повреждения.
Конструктивное исполнение БПЛА Орлан 10 с модульной архитектурой позволяет оперативно менять полезные нагрузки и варьировать состав бортового оборудования. Высокая устойчивость и хорошая управляемость допускают использование БПЛА "Орлан-10" в сложных метеоусловиях и с ограниченных площадок.
Компоновочная схема с разборным фюзеляжем, наилучшим образом соответствуют решаемым задачам и обеспечению удобства транспортировки комплекса БПЛА. Дополнительный объем внутри консолей крыла беспилотника позволяет разместить на борту широкий спектр аппаратуры полезной нагрузки.
"Орлан-10" может быть оснащен сразу несколькими типами целевого оборудования. По словам главного конструктора СТЦ Р. Иванова, одновременно на одном беспилотнике могут быть смонтированы фото- и видеокамера, тепловизор, радиопередатчик для передачи изображения на пульт и даже ретранслятор сигнала. Последний будет полезен для единовременного использования нескольких "Орланов", в том числе и за пределами рекомендованного радиуса действия. Благодаря этому можно производить наблюдение несколькими средствами без необходимости возвращения на базу и замены оборудования.
Полезная нагрузка БПЛА "Орлан-10":
Фотокамеры плановые:
Canon EOS 500D
Сanon EOS 50D
Сanon EOS 5D
Видеокамеры:
Плановые (Flir Photon 320, Flir Photon 640, BHV-558 EX)
Курсовые (Flir Photon 320, Flir Photon 640, BHV-558 EX)
Поворотные (Flir Photon 320, Flir Photon 640)
Гиростабилизированные (Controp D-STAMP, U-STAMP)
Тепловизоры:
Flir Photon 320
Flir Photon 640
Интересно, что "Орлан-10" может выполнять те функции, которые в других обстоятельствах возлагались бы на несколько беспилотников других типов. В качестве примера чаще всего приводятся израильские БПЛА Bird-Eye и Searcher. Так, продолжительность полета "Орлана" находится примерно на том же уровне, что и у "Серчера". В то же время, российский беспилотник весит не более 18 килограмм. Взлетный вес аппарата Searcher, в свою очередь может доходить до двухсот килограмм. Что касается Bird-Eye, то его массогабаритные показатели гораздо ближе к "Орлану-10", что не мешает ему, тем не менее, серьезно проигрывать в продолжительности и дальности полета. Bird-Eye, так же, как и "Орлан-10", взлетает с катапульты и садится на парашюте, а Searcher нуждается во взлетно-посадочной полосе.
Правда, не совсем понятно, почему сравнение "Орлана" идет именно с этими аппаратами, ведь они довольно сильно различаются по массе параметров. Некоторое сходство наблюдается только у Bird-Eye и "Орлана": полные комплексы с беспилотником, пультом управления и остальной сопутствующей аппаратурой стоят порядка 30 миллионов рублей. Возможно, причина такого спорного сравнения "Орлана" с зарубежными беспилотниками в том, что именно на Bird-Eye и Searcher "положили глаз" ответственные лица из министерства обороны.
ЛТХ:
Модификация Орлан-10
Размах крыла, м 3.10
Длина, м 1.80
Высота, м
Масса, кг
пустого 12.50
максимальная взлетная 18
Тип двигателя 1 ДВС
Мощность, л.с. 1 х
Крейсерская скорость, км/ч 100-150
Практическая дальность, км 600
Радиус действия, км 50-120
Продолжительность полета, ч 10-18
Практический потолок, м 6000


Источник фото 4 и технической информации:
http://www.airwar.ru/enc/bpla/orlan10.html