| offline |
| 12k сообщений+ |
 |
|
Зарегистрирован: 26 июн, 2013, 6:58 Сообщения: 29069 Откуда: Медвежий лес, Россия
|
Похоже газовые войны начинают новый виток.... Первое - отнять у Украины газовую трубу.... Яценюк: Украина готова отдать ЕС и США свою ГТСQuote: Quote: "Лучшим ответом на энергетическую зависимость Украины от России будет присутствие на Украине европейских и американских инвесторов. В том числе мы готовы рассматривать вопрос совместной эксплуатации и модернизации украинской ГТС", - заявил Яценюк по итогам встречи с вице-президентом США Джозефом Байденом. Украина также готова к широкому сотрудничеству в энергетике с американскими и европейскими компаниями. "Нам нужны инвестиции в наш энергетический сектор. И наилучшим ответом на энергетическую зависимость Украины от России будет присутствие здесь, на Украине, европейских и американских инвесторов", - отметил Яценюк.
ГТС Украины состоит из магистральных газопроводов, распределительных сетей, газохранилищ, компрессионных и газоизмерительных станций, является второй по величине в Европе и одной из крупнейших в мире. Протяженность магистральных газопроводов ГТС Украины составляет 37,6 тыс. км, общая мощность 72 компрессорных станций составляет 5405 МВт.
Пропускная способность ГТС на границе Украины с Россией составляет 288 млрд куб. м газа в год, на границе Украины с Польшей, Румынией, Белоруссией и Молдавией - 178,5 млрд куб. м газа в год, в том числе со странами ЕС - 142,5 млрд куб. м газа в год.
"Самым основным и наиболее успешным способом модернизации ГТС Украины как с точки зрения экономики, так и с точки зрения эффективности работы может быть только решение на долгосрочную перспективу. Такое решение подразумевает реформирование работы "Укртрансгаза", наем западных европейских управленческих специалистов, выведение компании на международные биржи Лондона или Нью-Йорка, продажа половины компании через публичную оферту.
Это может принести от $15 млрд до $25 млрд, а деньги могут быть использованы для погашения долгов Украины перед Россией, для модернизации ГТС. И это будет благоприятным решением и для Европы, и для России", - полагает управляющий директор Pelicourt Роберт Бенш. (Халва?)
Что касается вопроса взаимоотношений Украины с "Газпромом", то это главным образом экономические вопросы. "Газпром" намерен получать оплату за поставленный газ, хотя компания беспокоится и о геополитических аспектах, связанных с реверсными поставками, полагает Бенш.
Но основным в отношениях "Газпрома" и Украины является все-таки экономический вопрос. И если "Газпром" будет получать согласованную оплату по согласованным объемам, то не должно возникать никаких проблем, связанных с поставками газа на Украину из других стран, заключает эксперт.
В конце 2013 г. премьер-министр Украины Николай Азаров заявил, что Украина возмущена тем, что Евросоюз не проявляет интереса к модернизации украинской ГТС. Брюссель так и не представил Украине приемлемых предложений и по другим финансовым и политическим вопросам, отметил Азаров.
"Уникальная мировая газотранспортная система, которая может транспортировать 100, 120, 150 млрд кубометров газа при условии модернизации, обеспечивать потребности Европы, она уже 30 лет не модернизируется. Почему эта система, которая имеет стратегическое значение для Европы, не вызывает интереса у европейцев?" - задавался вопросом Азаров.
Теперь же все становится на свои места. Зачем Евросоюзу в то время покупать ГТС Украины? Не нужно это и США. А при нынешней украинской власти забрать ГТС Украины можно бесплатно. США и ЕС получают возможность "сесть" на трубу и сразу же получать доход, да еще и диктовать России в лице "Газпрома" цены на транзит. Ведь 33% экспорта "Газпрома" в Европу по-прежнему осуществляется через ГТС Украины. Появляются и другие рычаги воздействия на "Газпром" и Россию, и набор этих рычагов ограничивается лишь фантазией США и ЕС.Далее... Quote: Против России готовится газовый крестовый походПольский премьер Дональд Туск не оставляет идеи нанесения по России смертельного экономического удара силами ЕС. В его статье в The Financial Times содержится фактический призыв к газовому крестовому походу против России объединенными силами Европы. Туск указывает на то, что Россия как основной поставщик газа в целый ряд стран ЕС имеет возможность диктовать цены на экспортируемый газ и его объемы. "Независимо от развития событий на Украине, один урок уже ясен – крайне высокая зависимость от российских энергоносителей делает Европу слабой. В свою очередь, Россия продает свои товары дорого, по крайней мере большинству европейских стран. Это является экономической аксиомой: доминирующий поставщик может поднимать цены и сокращать объемы поставок", – пишет польский премьер.
Оптимальным выходом из существующего положения он считает создание в Европе общего механизма энергетического взаимодействия с РФ. В качестве примера подобных совместных действий Туск приводит созданное в 1951 г. Европейское объединение угля и стали, собравшее воедино угольную и металлургическую промышленность ряда европейских стран. Именно оно послужило прообразом дальнейшей европейской интеграции, приведшей к появлению ЕС. "В основе создания Евросоюза лежала простая идея – общий контроль над производством стали и добычей угля. Пора перенести эту идею на области энергетики. В нынешней ситуации, когда новые технологии позволяют, а старые проблемы требуют от нас сделать это, мы просто не можем поступить иначе", – пишет премьер Польши.
Туск выделяет ряд принципов, по которым должна быть выстроена модель общеевропейского энергетического союза. Прежде всего, это выработка единого механизма заключения прозрачных газовых контрактов, исключающего внерыночные факторы. Всем участникам союза должна быть гарантирована поддержка в случае возникновения экстренных ситуаций, таких как прекращение подачи газа из России.
Для тех стран, которые зависят от поставок "Газпрома" практически полностью, решением проблемы должна стать помощь в создании газовых хранилищ и газопроводов, позволяющих получать топливо от других поставщиков. При этом доля ЕС в расходах на строительство таких объектов должна доходить до 75%.
Также европейские страны должны отказаться от практики заключения с "Газпромом" конфиденциальных двухсторонних соглашений и не выторговывать для себя особые условия поставок. Должен быть выработан единый для всех шаблон газового соглашения, а заключение таких соглашений передается в ведение Еврокомиссии.
Если ЕС действительно удастся реализовать подобный сценарий, положение России на европейском рынке газа заметно ухудшится. Ситуация чем-то может напоминать происходящее сегодня в отношениях с Китаем. Единый крупный и платежеспособный потр*битель, к тому же диверсифицировавший свои закупки, уже много лет жестко прессует Россию по цене, делая экспорт газа маловыгодным, а то и просто невыгодным.
Впрочем, к счастью для "Газпрома", пропагандируемый польским премьером "крестовый поход" в обозримой перспективе кажется нереализуемым.
Как правильно заметил Туск, многие страны Европы имеют особые отношения с Россией, позволяющие им получать пусть и незначительные, но вполне реальные скидки. Создание единого европейского агрегатора – процесс небыстрый, а уже имеющиеся преимущества могут быть потеряны сразу после заявления о его создании. Помимо этого, строительство новых хранилищ, трубопроводов и СПГ терминалов потребует огромного количества средств, которыми ЕС сегодня определенно не располагает.
Ситуация может измениться с подключением к процессу США, обладающих средствами, избытком газа и желанием (по крайней мере, гипотетическим) его экспортировать в ЕС. Однако это также потребует значительного времени.
Таким образом, пропагандируемый польским премьером поход против "Газпрома" видится пока больше как некая идея, а не реальное и полностью проработанное руководство к действиям. Впрочем, ничего постоянного в жизни нет, и отсутствие на просторах ЕС политической воли к объединению против России в любой момент может смениться ее появлением. Благо Украина еще долго будет оставаться генератором напряженности и яблоком раздора на всем европейском континенте Опять санкции..и опять за счет Европы... Сенат США может в ближайшее время рассмотреть вопрос ужесточения санкций против России, и в первую очередь против российского газового гиганта "Газпрома". Правда эти ссанкции могут обернуться и против США... Quote: Санкции серьезно ударят по позициям "Газпрома" только в том случае, если власти Европы примут решение включиться в этот процесс, проигнорировав экономический ущерб. Однако вероятность столь жесткого сценария маловероятна: ни один европейский политик не рискнет хрупким процессом восстановления экономики в регионе ради геополитических планов американских партнеров. 1. РОСТ ЦЕН НА НЕФТЬ И ГАЗ Санкции против "Газпрома" могут спровоцировать рост цен на нефть и газ. Даже американский рынок, который обособлен от европейского, кажется, застрахован от роста цен на газ.
В случае значительного повышения стоимости голубого топлива добыча сланцевого газа может стать рентабельной, что хорошо для компаний операторов, но в то же время плохо для потр*бителей. Рост цен на внутреннем рынке сейчас вряд ли в интересах США. Не стоит забывать, что именно "сланцевая революция", которая открыла доступ к дешевым энергоносителям, позволила значительно сократить разрыв в затратах для промышленников между США и Китаем.
В результате этого многие компании пересмотрели свое решение о переносе производственных мощностей в Китай, и сейчас наблюдается процесс их возвращения, что важно для экономики США. Однако настроения промышленников могут измениться, если США увеличат экспорт газа.
2. ПРОВАЛ ПРОГРАММЫ СПАСЕНИЯ ЭКОНОМИКИ УКРАИНЫ Отказ от российского газа практически мгновенно спровоцирует рост цен на газ в Европе.
В этом случае под ударом окажется проект "Украина", поскольку для финансирования высоких цен на газ Киеву понадобится куда больше средств. Попытка в очередной раз повысить стоимость цен на газ для конечных потр*бителей в Украине может стать причиной роста неплатежей, но, что важнее и опаснее, социальной напряженности, так как при снижающихся доходах население страны не в состоянии будет оплачивать значительно подорожавший газ.
3. СНИЖЕНИЕ ДОЛИ ДОЛЛАРА НА ГЛОБАЛЬНОМ РЫНКЕ СЫРЬЯ Введение нефтяных санкций против России создаст серьезные затруднения для европейского рынка, но при этом российский газовый гигант активнее переориентироваться на восточное направление. Возможно, даже с увеличением доходов за счет роста цен, что вообще лишает санкций практического смысла.
Что опаснее для США, так это то, что такие действия могут стать причиной увеличение объемов мировой торговли в локальных валютах, что снизит зависимость этих стран от доллара. Китай активно развивает торговлю в национальных валютах, на аналогичные меры со временем может согласиться и Япония, которая скупает газ по рекордно высоким ценам из-за отказа от атомной энергии.
4. УДАР ПО ПОЗИЦИЯМ ГЛОБАЛЬНЫХ НЕФТЕГАЗОВЫХ КОНЦЕРНОВ Несмотря на то что "Газпром" имеет довольно мало точек пересечения с американскими компаниями, в то же время есть ряд совместных крупных проектов, в которых принимают участие крупные нефтегазовые концерны мира, такие как Royal Dutch Shell, Exxon Mobil.
Санкции против "Газпрома" и других российских компаний могут серьезно ударить по позициям мировых гигантов, лишить их доступа к интересным российским проектам, таким как "Сахалин-2". В случае же их вынужденного отказа от участия в совместных проектах с "Газпромом" и другими компаниями их место займут китайские нефтяники.
Геополитические интересы США могут стоить слишком дорого крупных компаниям, проще покупать мнение сенаторов и конгрессменов - это дешевле, чем терять перспективные рынки.
5. ПОТЕРЯ ПОДДЕРЖКИ В ЕВРОПЕ Участие европейских политиков в санкциях против "Газпрома" станет причиной роста цен на газ. Рост цен зависит от мер, на которые пойдет Европа, чтобы снизить долю "Газпрома" на локальном рынке. Если будут введены ограничения поставок, то перед странами региона встанет вопрос: где взять дополнительные объемы газа?
При этом Нидерланды сообщили недавно, что добыча газа будет значительно уменьшаться, что связано с экологическими причинами и необратимым снижением запасов, так как власти страны намерены сохранить объем запасов для обеспечения внутреннего потребления как можно дольше. И стоимость норвежского газа будет расти, так как разрабатывать новые запасы становится все сложнее и дороже, а Великобритания, которая является крупнейшим импортером газа из Норвегии, планирует увеличить объемы поставок до 30%.
Одновременно Катар увеличивает экспорт на японском направлении, где он может получить почти на 80% больше за счет цены при экспорте эквивалента 1 тыс. млрд куб. м сжиженного природного газа.
Кроме этого, Алжир наращивает собственный внутренний спрос, в то время как он также пытается сохранить тесные связи с "Газпромом" для реализации будущих совместных проектов, а объем извлекаемых запасов в стране, судя по всему, достиг максимального уровня.
Весь объем запасов в Алжире составляет около 4 трлн куб. м, что эквивалентно 5-6 годам потребления на Украине или в Турции. То есть эти запасы точно не решат проблемы ЕС со стратегической долгосрочной точки зрения.
Тот же Азербайджан, хотя глубоко вовлечен в открытие "Южного коридора" и поставки в Турцию и ЕС через систему трубопроводов TANAP – TAP, имеет только 1 трлн куб. м в виде доказанных запасов при росте внутреннего потребления. То есть газ может быть предложен Грузии, Турции и даже Греции и Болгарии, но поставлять его в ЕС страна не сможет в среднесрочной перспективе.
Другие крупные игроки, такие как Туркмения и Узбекистан, ориентированы на гигантский китайский рынок.
Европа может оказаться в довольно сложной ситуации, в результате чего политики, поддержавшие США, могут лишиться поддержки, в результате чего ряд крупных постов в Европе могут занять пророссийски настроенные политики или же прагматики, которые не будут настроены поддерживать США в ущерб собственным интересам.
6. ПОТЕРЯ ГЕОПОЛИТИЧЕСКОГО ВЛИЯНИЯ В РЕГИОНЕ Геополитическое влияние США в средиземноморском регионе может оказаться под угрозой. Уже на данный момент власти Турции, крайне недовольные действиями США, начали собственную игру, где отдельным пунктом знаится тактическое сближение с Россией. Причем газовый вопрос является основным способом подкрепить экономическое партнерство.
Уже было принято решение между турецкой и российской сторонами о повышении пропускной способности трубопровода “Голубой поток” до 19 млн куб. м с нынешних 16 млн куб. м. Возможно, будет принято решение о прокладке газопровода "Южный поток" по территории Турции, в том случае если власти Европы все же заблокируют его строительство.
Потеря расположения Турции для США будет означать трудности на ближневосточном направлении. Пока не решена проблема Сирии, это чревато для Вашингтона. Кроме того, страна, которая контролирует проливы в Черное море для США в нынешних условиях очень важна.
|
|