Обсуждалось уже. Один форумчанин достаточно подробно осветил вопрос территориальных претензий:
По моему мнению, все аргументы можно разделить на следующие группы: историко-правовые, юридические, процессуальные и дипломатические.
1. Историко-правовые.
Указ Президиума Верховного Совета РСФСР от 29 октября 1948 г. "О выделении города Севастополя в самостоятельный административно-хозяйственный центр" указал: "Выделить город Севастополь в самостоятельный административно-хозяйственный центр со своим особым бюджетом и отнести его к категории городов республиканского подчинения". Обращаю внимание на слова "административно-хозяйственный"
Действовавшая на тот момент Конституция РСФСР 1937 года не устанавливала понятия «города республиканского подчинения» как самостоятельной территориальной единицы. Таким образом, считаю, что отнесение Севастополя к категории городов республиканского подчинения в качестве «самостоятельного административно-хозяйственного центра» касалось именно административно-хозяйственных вопросов - бюджета и т.д. и город территориально не выделялся из состава Крымской области.
Идем дальше. Постановление Президиума Верховного Совета РСФСР от 05.02.1954г "О передаче Крымской области из состава РСФСР в состав Украинской ССР" , Указ Президиума Верховного Совета СССР от 19.02.1954 г "О передаче Крымской области из состава РСФСР в состав УССР", и Закон о передаче Крымской области из состава РСФСР в состав Украинской ССР от 26.04.1954 .
Действительно, по действовавшей в то время Конституции СССР, утверждение изменения границ между союзными республиками относилось к ведению Союза, а не РСФСР. И казалось бы РСФСР не имела права ничего никуда передавать. Но не будем забывать про Закон.
Поэтому в законе и было сказано: "Утвердить совместное представление Президиума Верховного Совета РСФСР и Президиума Верховного Совета УССР о передаче Крымской области из состава Российской Советской Федеративной Социалистической Республики в состав Украинской Советской Социалистической Республики."
Идем дальше. Конституция РСФСР 1978 года установила, что в РСФСР помимо автономных республик, краев, областей, и т.д. имеются "города республиканского подчинения", и был закреплен исчерпывающий перечень городов этой категориию Но Севастополь там не фигурировал. Тем самым на конституционном уровне было определено, что этот город не относится к числу городов РСФСР республиканского подчинения. Соответственно в Конституции УССР 1978 года указывалось, что городами республиканского подчинения являются Киев и Севастополь.
2. Юридические.
Пресловутый "Большой договор" не является единственным документом, в котором Россия признала целостность территориии Украины. Рекомендую также ознакомиться с:
Трехсторонним заявлением Президентов Украины, США и России" от 14.01.1994г.
Президенты Б. Клинтон и Б.Ельцин проинформировали Президента Л. Кравчука, что США и Россия готовы предоставить Украине гарантии безопасности. В частности, как только Договор по СНВ-1 вступит в силу и Украина станет участником Договора о нераспространении ядерного оружия как государство, которое не владеет ядерным оружием, США и Россия:
- подтвердят Украине их обязательства, в соответствии с принципами Заключительного Акта ОБСЕ, уважать независимость и суверенитет и существующие границы государств - участниц ОБСЕ и признавать, что изменение границ может быть осуществлено только мирным путем по взаимному согласию; и подтвердят их обязательство воздерживаться от угрозы силой или ее использования против территориальной целостности или политической независимости любого государства, и что никакое их оружие никогда не будет использоваться кроме целей самообороны или любым иным образом в соответствии с Уставом Организации Объединенных Наций;
и "Меморандумом о гарантиях безопасности в связи с присоединением Украины к Договору о нераспространении ядерного оружия" от 05.12.1994:
1.Российская Федерация, Соединенное Королевство Великобритании и Северной Ирландии и Соединенные Штаты Америки подтверждают Украине их обязательства в соответствии с принципами Заключительного акта ОБСЕ уважать независимость и суверенитет и существующие границы Украины.
2. Российская Федерация, Соединенное Королевство Великобритании и Северной Ирландии и Соединенные Штаты Америки подтверждают их обязательство воздерживаться от угрозы силой или ее использование против территориальной целостности или политической независимости Украины, и что никакая их оружие никогда не будет использоваться против Украины, кроме целей самообороны или любым другим образом в соответствии с Уставом Организации Объединенных Наций.
СНВ-1 вступил в силу 5 декабря 1994 года. В 1994 же году Украина присоединилась к Договору о нераспространении ядерного оружия, соответственно вступили в силу вышеуказанные документы.
Кроме того, Россия признала статус Севастополя как украинского города посредством подписания "Договора о статусе и порядке пребывания ЧФ...".
Так что денонсация "Большого Договора" в сущности - просто страшилка.
3. Процессуальные.
В нынешней Конституции РФ от 1993 года как вы знаете, статус Севастополя не определен.
Кроме того, 27.09.1995г. Конституционный Суд Российской Федерации отказал в принятии к рассмотрению по причине неподведомственности запроса Госдумы РФ о соответствии Конституции РФ Указа Президиума Верховного Совета РСФСР от 29.10.1948 г. «О выделении города Севастополя в самостоятельный административно-хозяйственный центр» и Постановления Верховного Совета Российской Федерации от 09.07. 1993 г. № 5359-1 «О статусе города Севастополя».
http://www.ksrf.ru/doc/opred/o97_95.htmТо есть, Конституционный Суд РФ указал, что это дело не относится к его компетенции.
А к компетенции какого же суда относится дело???
Г-н Лужков (то самый, который великий юрист и "не дилетант" ) считает, что это Международный Суд ООН.
Да вот незадача... Международный Суд может рассматривать дело лишь в том случае, если оба государства определенным образом дали согласие на то, чтобы стать стороной разбирательства в данном Суде.
Государство может выразить свое согласие следующими тремя разными способами:
- Специальное соглашение двух или более государств;
- Статья в международном договоре, в которой государство–участник заранее обязуется признать юрисдикцию Суда в случае возникновения спора с другим государством–участником относительно толкования или применения договора в будущем;
- Одностороннее заявление: государства — участники Статута Суда могут сделать одностороннее заявление о признании юрисдикции Суда обязательной в отношении любого другого государства, взявшего на себя такое же обязательство. Сложилась группа государств, которые на взаимной основе наделили Суд юрисдикцией решать споры между ними, которые могут возникнуть в будущем. Каждое государство, принадлежащее к этой группе, имеет, в принципе, право возбуждать в Суде дело против любого другого государства, входящего в эту группу. Из пяти постоянных членов Совета Безопасности лишь один (Англия) сделал такое заявление, которое в настоящее время действует. Ранее это сделали Франция и Соединенные Штаты, однако они отозвали его, в то время как Китай и Россия никогда не делали такие заявления.
То есть сама Россия в настоящее время не признает юрисдикцию МС ООН в отношении споров с Украиной. А как Лужков собрался в этот суд иск подавать???
Ну, а уж Украина, как Вы понимаете, в данном случае юрисдикцию МС не признает никогда.
4. Дипломатические.
20 июля 1993 года Председатель СБ ООН сделал заявление от имени СБ (Документ S/26118) в соответствии с которым СБ указал, что недоброй памяти Постановление Верховного Совета РФ "О статусе города-героя Севастополя" противоречит международным обязательствам России и уставу ООН, и не имеет силы. Россия, как участник СБ, с этим согласилась.
Далее. В международной практике существует понятие "эстоппель", означающий означает утрату государством права ссылаться на какие-либо факты или обстоятельства в обоснование своих международных притязаний, если государство определенно или молчаливо согласилось с действующим статус-кво.
Иными словами, если Россия на протяжении некоего времени признавала действующие границы Украины - она утрачивает право их обжаловать. А она их признавала на протяжении весьма длительного времени (см.п.2)...
... 9&start=25