200 лет тому назад, в конце 1795 года в Париже свет увидел труд польского графа Яна Потоцкого (1761-1815) «ИСТОРИКО-ГЕОГРАФИЧЕСКИЕ ФРАГМЕНТЫ О СКИФИИ, САРМАТИИ И СЛАВЯНАХ» («FRAGMENTS HISTORIQUES ET GEOGRAPHIQUES SUR LA SCYTHIE, LA SARMATIE ET LE SLAVES»). Сам Потоцкий – личность в истории весьма примечательная. Поляк, родился и умер на Подолии, под Винницой, образование получил в Швейцарии, свои труды писал по-французски, объездил полмира – Европу, Северную Америку, Турцию, доехал даже до Монголии. Написал всемирно известный авантюрный роман «Рукопись, найденная в Сарогоссе», который вдохновил Пушкина на незаконченную поэму. Именно там этот человек, несмотря на свою кажущуюся космополитичность, не забывший своих польских корней, первым в истории высказал мысль о том, что украинцы – совершенно особый народ, отличный от русского. Это было продиктовано исторической ситуацией. Только что завершились разделы Польши, Речи Посполитой между Пруссией, Австрией и Россией. Императрица Екатерина II всячески подчёркивала, что Россия не посягала на чужие земли, а всего лишь вернула исконные древнерусские территории. Тем самым воссоединились части единого народа. Вот с этим-то и спорили поляки. Причём, первым мысль о том, что именно поляк Потоцкий стал пионером украинской идеи, высказал известный учёный-филолог, профессор Берлинского университета, автор весьма авторитетного и популярного «Этимологического словаря польского языка» Александр Брюкнер (1856-1939), кстати, сам уроженец Галичины (конкретно, Тернополя). Знаток южнорусской истории А. Стороженко писал об этом: «Настали разделы Польши, и вот, тогда польские учёные заговорили об особой, украинской национальности. Им хотелось доказать, что русских нет в границах погибшей Польши, и что Екатерина II напрасно приказала вычеканить на медали в память разделов «отторженная возвратих». А. Стороженко приводит в пример ещё одного поляка, Фаддея Чацкого, большого радетеля за украинскую идею. Чацкий, основатель Кременецкого лицея, в книжке «O naswisku Ukrainy I poczatku kosakov» выводит Украину от неких укров, которые были будто бы «славянской ордой», пришедшей на Днепр из Заволжья в начале нашей эры. Очень любопытно то, что поначалу украинская (тогда ещё малороссийская) общественность, даже та её часть, которая ратовала за большую самостоятельность в отношениях с Москвой, тем не менее в штыки восприняла польские «открытия» в области украинского генезиса. До сих пор не установленный автор весьма популярной «Истории руссов», которого сейчас украинские националисты считают одним из предтеч самостийности, пишет: «С сожалением должен сказать, внесены некоторые нелепости и клеветы в самые летописи малороссийские, по несчастью, творцами оных природными русскими, следовавшими по неосторожности бесстыдным и злобным польским и литовским баснословцам. Так, например, в одной учёной историйке выводится на сцену из древней Руси или нынешней Малой России новая, некая земля при Днепре, называемая тут Украиной, а в ней заводятся польскими королями украинские казаки, а до того будто бы сия земля была пуста и необитаема и казаков в Руси не бывало. Но, видно, г. писатель такой робкой историйки не бывал нигде из своей школы и не видал в той стране, называемой им Украиной, русских городов, самых древних и, по крайней мере, гораздо старейших от его королей польских». Свой очерк, посвящённый зарождению украинской идеи (опубликованной в Одессе в 1919 году), историк А.Стороженко заканчивает так: «В первой четверти 19 века появилась особая «украинская» школа польских учёных и поэтов, давшая чрезвычайно талантливых представителей: К.Свидзинский, С.Гощинский, М.Гробовский, Э.Гуликовский, Б.Залесский и мн. Другие продолжали развивать начала, заложенные гр. Я.Потоцким и Ф.Чацким, и подготовили тот идейный фундамент, на котором создалось здание современного нам украинства. Всеми своими корнями украинская идеология вросла в польскую почву». _________________
|