Утвержден третий этап расширения БАМа и Транссиба
В текущем году ОАО РЖД завершает второй этап расширения БАМа и Транссиба. В этот раз правительство, не дожидаясь его завершения, уже утвердило паспорт третьего этапа, так что компания может уже в нынешнем году инвестировать средства в проектно-изыскательские работы по новому, куда более трудоемкому этапу развития Восточного полигона. В рамках третьего этапа предстоит не только проложить порядка 2 тыс. км новых путей, но и построить четыре крупных и дорогостоящих искусственных сооружения — дублеры трех титульных для магистрали тоннелей и мост через Амур, а также расширить узкие места восточного Транссиба.
Сложные километры
20 апреля правительство РФ своим распоряжением утвердило паспорт третьего этапа модернизации железнодорожной инфраструктуры БАМа и Транссиба. Цель проекта — достижение провозной способности магистралей по итогам 2030 года 210 млн тонн, по итогам 2032 года — 270 млн тонн. Общая стоимость третьего этапа, согласно паспорту, составит 3,74 трлн руб.

«Мы идем от легких побед ко все более и более сложным,— говорил в июле на праздновании 50-летия БАМа в Тынде замгендиректора ОАО РЖД Андрей Макаров.— Мероприятия, наименее затратные с точки зрения денежных ресурсов, были на первом этапе. Второй этап — это уже более тяжелые и трудоемкие. На третий этап у нас осталась самая серьезная работа — фактически сплошные вторые пути по БАМу». В общей сложности речь идет об 1,8–2 тыс. км дополнительных путей, добавил господин Макаров. Также, отметил он, на Транссибе намечается работа по удлинению большого количества станций. «С учетом того, что мы планируем вести сдвоенные контейнерные поезда, практически на всех основных станциях будут укладываться новые пути длиной 2 км»,— рассказал он.
В рамках третьего этапа, согласно паспорту проекта, вся протяженность БАМа от Лены до Ванино, смычки с Транссибом Тында—Бамовская и Комсомольск—Волочаевка, и Транссиб от Тайшета до станции Дунай должны быть расширены так, чтобы пропускать поезда массой 7,1 тыс. тонн. Чуть меньшая мощность запланирована для участков Барановский—Хасан (6,3 тыс. тонн) и Смоляниново—Находка (6,7 тыс. тонн, до строительства его обхода к 2035 году, когда масса поездов подтянется к 7,1 тыс.).
«Компании, работающие на Транссибе и зависящие от него, поддерживают решение о необходимости его расширения. Развитие Транссибирской магистрали в настоящее время жизненно необходимо для транспортной отрасли России в целом, полагает исполнительный директор "ФЕСКО интегрированный транспорт" (входит в группу FESCO) Леонид Шляхтуров (якорный актив FESCO — Владивостокский морской торговый порт).— Модернизация этой железнодорожной артерии особенно актуальна, учитывая текущую высокую нагрузку на сеть ОАО РЖД, низкий уровень контейнеризации грузов и дальнейший рост экономики, как на Дальнем Востоке, так и в других регионах России». «Мы видим актуальным развитие Транссиба как в части магистральной инфраструктуры, так и подходов к портам Приморья,— говорят в "Глобал Портс" (владеют в том числе контейнерным терминалом Восточная стивидорная компания в Находке).— По итогам первого полугодия доля Дальневосточного бассейна в общем контейнерообороте РФ сохранилась на высоком уровне и составила 44%. Существующая пропускная способность Восточного полигона не позволяет обеспечить полную загрузку действующих портовых мощностей». В случае терминалов в порту Восточный, отмечают в «Глобал Портс», остро необходимо увеличение пропускной способности крупнейшей грузовой станции сетевого значения Находка—Восточная в части строительства второго районного парка и обходных путей. Крупный грузоотправитель Находкинского узла говорит о необходимости скорейшего завершения работ по обходу участка Шкотово—Смоляниново (запуск первых поездов запланирован на этот декабрь), а также строительства обходов Смоляниново—Партизанск и Хмыловский—Находка Восточная.
https://www.kommersant.ru/doc/6904868