Количество электростанций в России постоянно росло, что доказывается доступными нам цифрами и опровергает гипотезу коммунистов, что масштабной электрификацией страны занялись только при большевиках.
В 1905-м году, без учета Финляндии, в стране было 5462 электростанции, из них 5 329 частных станций и 133 центральных. Всего они производили около 482 млн. кВт/час энергии.
В 1913-м году, без учета Финляндии, имелось 9537 электростанций, из них 9221 частная и 316 центральных. Они производили 1,876 млрд кВт/час энергии.
При этом деление на частные/центральные отражают не форму собственности, а распределение произведенной энергии. Первые давали энергию домовым хозяйствам, фабрикам, правительственным объектам и т.д. Центральные предназначались для обеспечения энергией сторонних потр*бителей, как то: трамвайные пути, уличное освещение, освещение многоквартирных домов и т.д. И те, и другие электростанции могли находится как в государственной, так и частной и акционерной собственности.
Итак,
количество электростанций в стране всего за 8 лет увеличилось почти в два раза, когда как их мощность — почти в четыре раза. Фактически, до конца 1920-х страна жила мощностями, построенными при РИ.
Энергетические мощности дореволюционного периода составляли основу заводской энергетики до начала 30-х гг. На 1928 г. возраст 79% механических двигателей в промышленности составлял 15–20 и более лет.
Одной из наиболее развитых отраслей ТП в РИ было паровозостроение, вагоностроение и ж/д. К 1910-му году работало 19 заводов, где производились вагоны.
С 1898 по 1917 г. заводы России построили 16064 паровоза.
В период 1875–1880 гг было построено свыше 36 тысяч товарных вагонов. В 1900-м году было построено 24 162 вагона, но в результате кризиса производство в последующие годы снизилось. В 1913-м году было построено 12 тыс. грузовых вагонов и 1507 пассажирских. Но в 1915-м году выпуск одних только товарных вагонов вырос до 36525 единиц.
Общая протяженность железных дорог в 1917-м году была более 70 тыс. км. Это первое место в Европе и второе в мире (после США). При этом в 1891-м году протяженность была 27200 км, в 1900-м 44900 км, в 1913-м 58500 км.
Российская империя начала собственный выпуск различных бронемашин, в основном на Ижорском и Путиловском заводах, а также совсем небольшими партиями на заводе Руссо-Балт и независимыми конструкторами. Всего было выпущено около 150–160 бронемашин (не считая перебронированных английских бронеавтомобилей “Остин”) с 1914 по 1918-й годы.
Значительный прирост произошел в производстве и добыче чугуна, угля, стали и железа, нефти. С 1887 по 1913-й годы чугуна с 36 млн пудов до 283 млн; угля с 276 млн до 2215 млн пудов; стали и железа с 35,5 млн до 246,5 млн; нефти с 155 млн до 561 млн.
Добыча золота в Российской империи может быть оценена по следующим цифрам: в 1900-м году было добыто 34,7 т ( США в том же году в 3 раза больше — 118,2 тонны, в том числе на Аляске — 33,5 т; в Австралии — 113,2 т; в Канаде в 1900 году добыли 39,1 тонну золота). В 1902-м году было добыто 33,8 т. В 1907-м году было добыто 43,2 тонны золота. В 1909-м уже 56,8 т. В 1910-м был достигнут максимум в 63,6 тонны, Россия по-прежнему находилась на 4-м месте в мире. Этот рекорд добычи был “побит” только в 1935-м году. С 1911-го добыча начала падать: 61,2 т (1911), 58,2 т (1912), 61,8 т (1913), 61,7 т(1914), в 1917-м всего 30,2 т. “Для добычи золота строились новые дороги, поселки, электростанции. Росли сибирские города, они были перевалочными пунктами и базами для развивающейся золотодобычи. Увеличение численности населения повышало спрос на сельскохозяйственную продукцию, в результате развивались сельское хозяйство, торговля”. Источник.
Быстро росла добыча цветных металлов. Добыча только меди с 1906 по 1913-й годы выросла на 380%.
СССР долгое время не мог выйти на уровень добычи цветных металлов РИ.
В производстве льна Россия занимала 80% мирового рынка, а производство хлопка с 1894 по 1911 год выросло на 388%.
По сбору зерна Россия занимала первые места, торговля зерном, яйцами (50% мирового рынка) и сливочным маслом приносила большую часть доходов от экспорта. Относительно развитым было животноводство. “Количество лошадей на 100 жителей: Россия — 19,7, Британия — 3,7, Австро-Венгрия — 7,5, Германия — 4,9. Франция — 5,8, Италия — 2,8. Единственная европейская страна, соперничающая с Россией — Дания. Там на 100 человек приходилось 20,5 лошадей. В целом обеспеченность лошадьми была на уровне Америки, но уступала Аргентине, Канаде и Австралии.
По крупному рогатому скоту Россия не была лидером — скорее, крепким середняком. В среднем на 100 жителей Российской Империи приходилось 29,3 голов крупного рогатого скота. В Австро-Венгрии — 30, в Британии — 26,1, в Германии — 30, в Италии — 18, во Франции — 32,1, в США — 62,2. То есть
дореволюционная Россия была вполне достойно обеспечена крупным рогатым скотом — фактически каждый третий имел корову.
По овцам Россия тоже крепкий середняк: показатели не лучшие, но далеко и не худшие. В среднем — 44,9 овец и баранов на 100 человек. В Австро-Венгрии это число составляло менее 30, в Британии — 60,7, в Германии — 7,5, в Италии — 32,3, во Франции — 30,5, в Америке — 40,8 овец на сто человек. Единственная отрасль, в которой Россия уступала некоторым ведущим державам — свиноводство, оно было не очень распространено. В среднем на 100 человек приходилось 9,5 свиней. В Австро-Венгрии — около 30, в Британии — 8,1, в Германии — 25,5, в Италии — 7,3, во Франции — 11,2. Впрочем, и здесь средний уровень не уступает французскому или британскому”.
Экспорт сливочного масла в 1897 году составил 529 тысяч пудов на сумму 5 миллионов рублей, хотя до этого экспорт почти отсутствовал. В 1900 году — 1189 тысяч пудов на сумму в 13 миллионов рублей, в 1905 году экспорт возрос до 2,5 миллиона пудов на сумму 30 миллионов рублей, а еще через год экспортировалось уже 3 миллиона пудов на сумму 44 миллиона рублей.
Производство сахара увеличилось с 1887-го по 1913-й год с 25,9 млн пудов до 75,4 млн пудов.
Доля в мировом промпроизводстве выросла с 3,4% в 1881-м году до 5,3% в 1913-м году.
С 1909 по 1913-й годы рост в тяжелой промышленности 174%, в легкой 137%.
Таким образом мы видим, что абсолютно по всем параметрам развития экономики Российской империи с конца 1880-х и до 1917-го года, страна делала значительные успехи. Несомненно, что Россия оставалась все еще отстающей от Франции, Германии, Англии, США и даже в некоторых аспектах от Италии и Дании. Но тенденция непрерывного развития очевидна — это позволяет нам сделать вывод, что и после 1917-го года страна делала бы успехи в экономике. Что касается сравнительно низкого уровня жизни большинства населения в 1900-е годы, то Россия в принципе почти всегда отставала от остальной Европы, как отставала и при СССР, и сегодня. Но в РИ мы видим, как доходы населения росли непрерывно и быстрыми темпами, чего не скажешь о быте советских людей.
https://vesparevenge.ru/?p=8244