ВОЛЧОК писал(а):
escarcha писал(а):
ВОЛЧОК писал(а):
Стесняюсь спросить, а вы ТЕКСТ того циркуляра читали?
не надо стесняться, - читал. И много чего ещё. За сим и пребываю в полной уверенности в том, что именно деградация образования приводит к деградации государства и ведёт общество в тупик эволюции.
именно.
деградация - и бессмысленное и безрезультатное вкладывание денег в попытки обучить разного рода оболтусов с целью получения из них квалифицированные кадры, пригодные для дальнейшего обучения и использования.
из которых в итоге вырастают Васисуалии Лоханкины, ибо до выпускного класса гимназии дотянуть они не могут.
на всякий случай - сколько сейчас в РФ продавцов всякой лабуды с дипломами? и чего стоят те дипломы?
ну а для пущего интереса - посмотрите биографию "безвинной жертвы царского произвола и сегрегации" гр-на Корнейчука, более известного в народе под
кличкой псевдонимом Чуковский.
и посчитайте, за сколько лет он ухитрился закончить аж четыре класса гимназии.
потому как из пятого - его выперли. исключительно по
пятому пункту причине происхождения, естественно...
и что-то мне подсказывает, что подобных корнейчуков, ухитрившихся к 16 годам закончить аж 4 класса - было много.
кстати...в СССР подобных пэрсонажей, помнится, после 8 класса в ПТУ вышибали...а оно - государство всеобщего и наисправедливейшего равенства было..
Ну давайте тут тогда про "кухаркиных детей" что-ли продолжим.
Так как обсуждение раздвоилось:
https://sevpolitforum.ru/viewtopic.php?p=20606509#p20606509Совершенно верно, до 9 класса дотягивали далеко не все. Дальше родителям говорили, что "ваш ребенок не сможет освоить программу 9 и 10 классов и лучше вам с ним пойти по линии профтехобразования". Ну действительно, нафига тому, кто с трудом умножает, нужны интегралы, дифференциалы и разложения в ряды? Или латынь и греческий?
Это ровно то же, что было сделано этим пресловутым указом про "кухаркиных детей".
ВОт описание структуры образования на то время:
Цитата:
Классическая гимназия существует с Устава 1864 года, который разделил гимназии на два типа: классические и реальные. Классическая гимназия давала беспрепятственный доступ в университет. Здесь было пять главных предметов (латынь, греческий, математика, русская словесность, Закон Божий) и несколько второстепенных (история, география вместе с космографией, чистописание, рисование, один новый язык).
Реальное училище — это второй тип общегражданского образования. Ученики специализировались по общему, технологическому и коммерческому направлениям. Дополнительный 7-й класс готовил реалистов для поступления в высшие технические учебные заведения. В университет их не пускали, особенно на гуманитарные факультеты, но в политехнические вузы реалист мог сдавать экзамен наравне с гимназистом.
Земские школы — это преимущественно начальные училища. Они были очень разными, вплоть до 6-летнего курса, достаточно серьезного и продолжительного. Этот тип больше всего похож на советскую школу, здесь преподавались грамота, арифметика, некоторый объем математики, нужный для практических нужд и некоторые сведения по истории, словесности, естественным наукам.
Серьезно обсуждать проблему начального и среднего образования начали при Александре II, когда готовили пакет документов 60-х годов: 1863 год — выходит университетский устав, 1864 — гимназический устав. Была сознательно отвергнута идея всеобщей начальной школы, ее сочли нереализуемой. Министр народного просвещения граф Дмитрий Андреевич Толстой считал так: у нас есть какое-то количество ресурсов… Опыт показал, что крестьяне хорошо реагировали на благоустроенную школу и плохо на дурно устроенную.
В упор не вижу тут деградации системы образования в Империи. Наоборот - налицо рост, развитие.
Теперь что пишут в этой же статье про Указ.
Цитата:
Если говорить о плате за обучение в школе, то для гимназии периода Александа II и Александра III это порядка 25 рублей в год. Это месячный заработок рабочего или самого низшего служащего. Властями ставился вопрос о повышении платы для того, чтобы сделать гимназии менее доступными для выходцев из бедной среды, которых родители пытались вывести в люди. Отсюда — знаменитый «Циркуляр о кухаркиных детях» 1887 года, который предписывал не брать в гимназию детей обслуживающего персонала. Интересна предистория этого циркуляра. Началось всё в Новочеркасске. Там произошел случай абсолютно из ряда вон: взорвали бомбу, заложенную в нишу в здании Новочеркасской гимназии рядом с кабинетом директора. Кроме того, один из народовольцев, арестованных и казненных, Василий Генералов, был выпускником этой гимназии. Тогда и было разработано несколько мер с целью затруднить для низших слоев доступ в гимназии. Первая мера была «циркуляр о кухаркиных детях», но вторая (менее известная) была более эффективной — это закрытие приготовительного класса, он давал как раз преимущество детям из бедных семей. И если при Толстом гимназическая система росла, то при министре народного просвещения Иване Давыдовиче Делянове во время Александа III несколько сократилась: гимназии открывались, но гимназистов стало меньше.
https://mel.fm/blog/aleksey-lyubzhin/9613-russkaya-shkola-do-1917-godaЧто, шелкоперы пишут то. Типичное коммунистическое пропагандонство.
То, что гимназистов стало меньше - они подтверждают, но ведь больше стало реалистов, что прямо следует из Указа! Шла техническая эпоха, нужны были технари, а не гуманитарии, которых преимущественно и готовила классическая гимназия. И выпускники реальных училищ могли поступать в политехнические вузы наравне с гимназистом.
Цитата:
Если сравнивать русскую дореволюционную и советскую школу, это абсолютно противоположные типы. Для советской школы характерен подход «всеобуча» (единая модель школы). В то время как общеобразовательная школа имела в императорской России много укладов. И ни одному из крупных образовательных деятелей не приходило мысли вводить единую школу. Подобные проекты встречались с ожесточенным сопротивлением. Василий Розанов говорил, что у нас мало типов образования, а нужно их тысячи. Что бы он сказал, увидев советскую школу… Привилегированным учебным заведением Российской Империи была классическая гимназия, и именно этот тип был невоспроизводимым для советской системы. Были попытки Сталина вводить изучение латыни в школах. Но классическая гимназия — это целый ансамбль дисциплин, а не только латынь…
То есть гибкая и разветвленная система дореволюционного образования по-коммунистически была убита и приведена к качеству земской школы.
Охренетительное достижение!
Потом Сталин так и не смог сделать из этого д*бильного учреждения что-то приличное. В советской школе неспособные были смешаны со способными учениками, что вредило всем. "Неспособным" преподавали то, что они в принципе понять не могли (по крайней мере в том темпе и по тем методикам, что были.), чем рождали в них понимание ущербности. "Неспособных" нет, просто им нужны были иные акценты, иное обучение, чего советская дубовая школа дать не могла.
Способным не давали больше, да и задние ряды им серьезно осложняли не только обучение но и жизнь в школе.
Как раз советское образование - это деградация российской системы образования, которая глубоко продумывалась и качественно планировалась. И всеобщая грамотность бы лет на 15 раньше в Россию бы пришла, не говоря об остальном.
А посему тезис "именно деградация образования приводит к деградации государства" совершенно не верен ни в отношении указа о "кухаркиных детях", ни в отношении образования в Российской Империи. А вот в отношении советского образования он более подходит что-ли, но так же не точен.