МОСКВА, 5 октября 2021, Институт РУССТРАТ. Кабинет министров Украины одобрил 29 сентября
план по реализации т. н. «стратегии деоккупации Крыма», подписанной президентом Владимиром
Зеленским еще в марте 2021 года. План представляет собой список из 158 мероприятий, рассчитанных
на ближайшие два года, а также на период до двух лет «после деоккупации Крыма», с перечислением
ответственных ведомств.
Некоторые наблюдатели в России восприняли этот план с шапкозакидательским настроением,
назвав его «упражнениями в фантазии» и «безнадежным фарсом». Однако недооценивать украинский документ,
как и его авторов, ни в коем случае нельзя. Мы имеем дело с циничным, изворотливым противником, который
настойчиво стремится к своей цели — любыми, в том числе и военными способами отнять у России Крым.
Другое дело, что на этом направлении Киев терпит провал за провалом. И все же подписанный план говорит
о том, что он учится на своих ошибках — не без помощи иностранных «учителей».
От старых планов толку нет
Многие пункты украинского плана хорошо нам знакомы: Киев пытается внедрять их в жизнь уже семь лет.
Это и «мониторинг преступлений РФ» с бесконечным подсчетом «ущерба» от деятельности российских компаний
и органов власти в Крыму. И раскрутка темы «оккупации» полуострова на международных площадках: от G7
до ЮНЕСКО. И запугивание новыми санкциями должностных лиц и простых граждан России.
Тут у Киева все плохо. Скажем, попытка Зеленского вернуть крымскую тему в мировую повестку с помощью
одноименной «платформы» провалилась: достаточно взглянуть на состав участников первой встречи в этом
формате, прошедшей в конце августа 2021 года. Другие международные площадки тоже не очень-то рвутся
обсуждать Крым.
С санкциями против российской власти — такая же проблема: сам Киев неспособен чем-то напугать россиян,
а Запад предпочитает находить совсем другие поводы для санкционного давления на Москву, нежели «крымский вопрос».
Не очень впечатляют и некоторые другие прописанные в украинском документе меры, известные нам еще
с 2014 года. Например, попытки увязать тему Крыма с конфликтом в Донбассе или разыгрывание карты
якобы «ущемленных» национальных меньшинств полуострова.
В первом случае, несмотря на периодическое упоминание Крыма на полях Нормандской четверки, немцы
и французы давно уже поняли: для русских «крымский вопрос» закрыт раз и навсегда.
Что касается ставки на нацменьшинства республики, то здесь обращает на себя внимание одно обстоятельство.
Несмотря на заискивания Киева перед запрещенным в РФ «Меджлисом крымскотатарского народа», нигде
в «плане по деоккупации» не говорится о наделении крымских татар территориальной субъектностью.
И это плохой сигнал для лидеров экстремистов.
Несколько пунктов плана посвящены превращению прилегающих к полуострову районов Херсонской области
в своеобразную «витрину процветания» — и это уже кое-что новенькое. По замыслу авторов плана,
крымчане, посещающие приграничные районы Украины, должны увидеть, как там замечательно живется,
и сделать «правильный выбор».
Задумка понятна, вот только она имеет слабое отношение к реальности. Со времен «революции достоинства»
прошло уже несколько лет, однако новые власти Украины так и не смогли мало-мальски поднять уровень жизни
простых граждан — ни в захолустном Херсоне, ни даже в столице. Итогами Евромайдана стали массовое
обнищание населения, повальная коррупция, зашкаливающие тарифы, стремительная деградация
промышленности и отчаянные попытки рядовых украинцев пер*биться заработками за границей.
И просвета не видно: долго выезжать на транзите российского газа у Киева не получится. Конечно, он может
попытаться выстроить вдоль границы с Крымом пару «потемкинских деревень», покрасить траву зеленой краской
и даже залатать кое-где дыры в асфальте. Но вряд ли это произведет впечатление на крымчан.
Новый подход Киева: ставка на трудности в Крыму
Однако среди этого пиара и прожектерства есть в украинском плане ряд новых направлений, которые заслуживают
самого пристального внимания со стороны российских властей. В них Киев, отложив на минуту угрозы, делает ставку
на неизбежные трудности, с которыми столкнулось население республики после десятилетий хозяйничанья
украинской «влады», — и взамен обещает крымчанам манну небесную.
Долгие годы полного пренебрежения интересами Крыма со стороны украинских властей не могли не сказаться
на его инфраструктуре, да и на менталитете кое-кого из числа местных жителей. Украинские власти вели себя
на полуострове как оккупанты, не вкладывая ни гривны в его предприятия, энергетику, дороги, больницы, школы,
объекты культуры, жилой фонд. Даже знаменитые курорты — и те были варварски поделены между «своими».
Но это был оккупант слабый, не ведавший порядка. Он десятки лет приучал своих граждан к тому, что закон —
пустое место и что любой вопрос можно решить, «договорившись, с кем надо». И когда Крым наконец воссоединился
с Россией, ей пришлось не просто поднимать его из руин, но и втолковывать некоторым бывшим украинским гражданам:
взятки, коррупция, кумовство, «распилы», самозахват земель — это неправильно, не по закону.
Теперь же Украина вознамерилась соблазнить жителей республики разнообразными посулами, по полной программе
задействуя все средства пропаганды. Таков «бизнес-план» по-киевски: сперва долгие годы плодить проблемы —
а затем ими же и воспользоваться, чтобы обещать крымчанам «спасение».
Схема не нова и неплохо отработана на других странах и регионах мира: сыграть на сложностях, вызвать в людях
недовольство и спровоцировать их на массовые протесты ради «светлого будущего». Этот же план, из которого явно
торчат уши зарубежных «консультантов», был во многом реализован в 2013-2014 годах на самой Украине.
Как и в случае с Евромайданом, нигде в пунктах киевского плана не говорится, к чему всегда приводят такие «революции».
Впрочем, по Украине все и так прекрасно видно.
Что же нового в этой «разводке»? Да сам факт, что Киев решился полномасштабно применить ее против жителей Крыма.
Деньги, должности, лекарства, путевки
Взглянем на несколько наиболее характерных пунктов киевского «плана по деоккупации».
В частности, всем «пострадавшим от оккупации» в Крыму, согласно этому документу, обещаны компенсации,
в том числе за «отнятую собственность». Тема, что и говорить, животрепещущая. Достаточно взглянуть, с какой
решительностью в последнее время идет борьба с незаконными постройками, облепившими весь Южный берег Крыма.
Недовольные встречаются, и кто-то из них, возможно, посматривает с надеждой в украинскую сторону.
Правда, Киев не упомянул сущую мелочь — место, откуда он возьмет деньги на компенсации. Украинский бюджет такое
явно не потянет. Очередной кредитный транш от Запада? А чем за него расплачиваться, неужто крымской землей — той
самой «отнятой собственностью»?
Другое обещание из уст киевских властей связано с идеей формирования кадрового резерва «будущего украинского Крыма».
Речь идет о госслужащих, сотрудниках правоохранительных органах, судьях и прочих работниках бюджетной сферы,
кресла которых Киев готов отдать купившимся на пропаганду.
Видимо, ставка и тут делается на «несправедливо обиженных». Что ж, в Крыму действительно найдутся такие, которых
«попросили» из органов власти из-за служебного несоответствия. Кто-то из них, возможно, даже поверит Киеву, забыв, как
назначаются чиновники на самой Украине. Там с этим просто: если на ключевой пост не претендует гражданин уважаемой
западной страны, то его занимает очередной балагур из «Квартала-95». Вот и весь «кадровый резерв» по-киевски.
Это не означает, впрочем, что в Крыму с кадровой политикой все в полном порядке. Чем скорее в республике будут отлажены
социальные лифты, тем меньше шансов останется у властей «незалежной» для спекуляции на этой теме.
Еще один посул Киева направлен на пожилых жителей полуострова. Им украинские власти обещают «участие
в государственных программах по получению лекарственных препаратов и медицинских услуг» на территории
Херсонской области, аптечные пункты по программе «Доступные лекарства» прямо на КПП, а также дистанционную
врачебную консультацию.
Тема болезненная — и не только для Крыма, но и для многих других российских регионов. Не секрет, что на пополнение
домашней аптечки россиянам приходится ежемесячно тратить тысячи рублей, тогда как рецепт на бесплатное лекарство
— поди выпиши. Аптечная мафия, часто аффилированная с местными властями, прячет с прилавков доступные средства
из списка жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов, утверждаемого правительством РФ. А вместо них
продает дорогие аналоги, да еще и с наценкой.
Крым эта болезнь тоже не обошла стороной. Но способна ли что-то сделать с этим Украина? Страна, жители которой
боятся заболеть, потому что могут разориться на лекарствах почище россиян?
Берем среднюю украинскую зарплату за июнь 2021 года — 14.313 грн. Это 39.250 руб., что существенно меньше
средней зарплаты в России (58.782 руб.). Сравним и пенсии: 3778 грн (10.360 руб.) на Украине против 17.444 руб.
в России. Цифры говорят сами за себя.
Киев собирается раздавать крымчанам лекарства вообще даром? Что ж, такие аптечные пункты у Перекопа и Чонгара
можно открыть в порядке благотворительности и лишь в одном случае — если самих украинцев не будут подпускать
к ним на пушечный выстрел.
Заграница не поможет
Очередной «медицинский» посул связан с прививками от COVID-19 — Киев грозится вакцинировать непосредственно
на КПП «граждан Украины, проживающих на временно оккупированной территории». Ясно, что речь идет о западных
вакцинах. Но есть одно «но». На самой Украине, где прививают сплошь иностранными «чудо-препаратами»,
полностью вакцинированы лишь 13,53% ее жителей (по состоянию на 2 октября).
Следующий сладкий посул от Киева связан с «мечтой о прекрасной загранице» и обращен к молодежи полуострова.
Юным крымчанам обещается дистанционный доступ к украинскому образованию — по-видимому только «державною
мовою». Но главный пряник здесь — обещание «стажировки за рубежом». Посыл понятен: переходите на нашу сторону,
ребятки, — и сможете свободно учиться на Западе!
Правда, между посулом и реальностью — существенная разница. Киев обещает юным крымчанам то, чего он не может
обеспечить даже собственной молодежи. Из всех западных перспектив для молодых жителей Украины сегодня доступна
разве что низкоквалифицированная и малооплачиваемая работа на сельхозугодьях в соседней Польше. И хотя украинцы
считаются там людьми второго сорта, все же они рады заработать за сбором польской клубники хоть сколько-то евро.
Впрочем, все это не повод нам самим забывать о крымских школьниках и студентах. Да, на полуострове есть собственные
университеты, имеются и филиалы пары московских вузов, но этого недостаточно. В республике регулярно проводятся
детские и молодежные мероприятия для ребят со всей России — но много ли крымчан принимают в них участие?
Будет правильно, если устроители подобных форумов позаботятся о специальных квотах для крымской молодежи.
Сеанс саморазоблачения
Итак, с новыми силами и по новому плану Киев пытается посеять среди крымчан недовольство. Цель — спровоцировать
их на волнения и переманить на свою сторону под маской благодетеля с помощью адресных «коврижек». Однако есть
в украинском документе пара пунктов, раскрывающих подлинное отношение Киева к жителям республики.
Это мероприятия под номерами 104 и 105. Одно из них посвящено строительству «капитального сооружения на
Северо-Крымском канале в Херсонской области». Другое — пропаганде на международных площадках идеи о
«недопустимости поставок водных ресурсов Украины на временно оккупированную территорию». То есть речь в обоих пунктах
идет все о той же людоедской политике украинских властей, лишающих крымчан жизненно необходимого ресурса — питьевой воды.
Казалось бы, чего проще — убрать эти пункты из плана. Прописать там, наоборот, немедленное возвращение днепровской
воды в Северо-Крымский канал — авось крымчане и клюнут! Но нет, «нутро поперло». Запрет на воду для российского Крыма
еще раз доказывает: Киев ненавидит республику, мечтает превратить полуостров в мертвую пустыню.
Так и выходит, что украинский «пряник» для Крыма получился ядовитым, насквозь пропитанным соблазнами самого низкого
пошиба, вроде «бочки с вареньем и корзины с печеньем». А «кнут» — все таким же суровым, как был.
Однако это киевское саморазоблачение не должно давать ни федеральному центру, ни республиканским властям ни малейшего
повода для расслабления. Работы в Крыму еще очень много, далеко не все проблемы решены. Полуостров по-прежнему нуждается
в пристальном внимании со стороны государства, в инвестициях отечественных корпораций. И конечно, в любви и солидарности
десятков миллионов россиян — не просто туристической, но и гражданской.