Известный проповедник протоиерей Андрей Ткачев, в 2014 году вынужденный покинуть Киев и переехать в Россию:
- Что означает вчерашнее решение УПЦ?
А.Т: Требование автокефалии – это известный факт, а когда наступает критический момент, внутренние противоречия обнажаются и приходят в движение, это мы и видим.
Мы радовались избранию владыки Онуфрия главным образом по той причине, что земные, политические, карьерные и прочие вещи для него были на дальнем плане, а на первом – интересы молитвы, церковного единства, спасения душ человеческих и прочее, то есть, духовные вопросы были у него всегда во главе.
Поэтому для нас шоком или холодным душем является то, что даже уважаемый и почтенный иерарх под гнетом обстоятельств повел себя так, как повел.
Вопрос, конечно, решен, но он имеет очень много недоговорок, каких-то тайных движений внутри украинского епископата, поэтому будем наблюдать за ситуацией. Конечно, время будет дальше разматывать всю эту проблематику.
- Многие говорят, что это новый раскол.
А.Т: Если становиться на строгую точку зрения, то я лично на данный момент еще раскола не вижу. Я вижу к нему предпосылки и готовность на раскол, но самого раскола пока нет, потому что украинская Церковь по сути ничего нового не заявляет, кроме мироварения и открытия самостоятельных приходов диаспоры.
Она и до этого пользовалась правами широкой автономии и была абсолютно независима в финансах, управлении от Москвы и ничего нового она не получит никогда. В случае, если они совершат какой-то безумный шаг и соединятся с ПЦУ, а еще хуже – возжелают назвать Церковью-матерью Константинополь, то потеряют вообще всякую самостоятельность.
Такой свободной, как сейчас, Украинская Православная Церковь не была и, скорее всего, не будет.
Другое дело, что на нее совершается серьезное давление со стороны государства. И под давлением государственных процессов она совершает эти опасные для себя движения.
УПЦ все равно будет находиться в молитвенном общении с Московским Патриархатом. Все равно никто никуда не денется. Чтобы полностью порвать с Москвой, как хочет власть, украинской Церкви нужно тогда совсем уходить из Православия в униатство, создавать новую квази-церковную структуру, признавать примат Папы. Тогда можно вообще никогда о Москве не думать. Но и тогда, все равно думать придется.
Нужно сразу сказать, что этим дело не закончится, и украинскому государству в настоящем его виде нужна Церковь только с одним набором качеств. А именно: это должна быть холуйская, безблагодатная, карманная, тотально послушная «Церковь». До тех пор, пока Церковь Украины будет сохранять благодатность, спасительность, она будет врагом современного украинского государства.
Крымская епархия отказалась поддержать раскол
«Делегация Симферопольской и Крымской епархии единогласно проголосовала против принятия постановления Собора и предложенных поправок в Устав об управлении Украинской Православной Церкви.
Симферопольская и Крымская епархия остается под омофором Святейшего Патриарха Московского и всея Руси», – говорится в заявлении, опубликованном на сайте епархии.
В документе подчеркивается, что митрополит Крымский Лазарь обратил внимание членов Собора на то, что «нынешний канонический статус Украинской Православной Церкви, как самоуправляемой части Русской Православной Церкви является оптимальным».
Делегация Крыма была заслушана на раскольническом мероприятии в Киеве по видеосвязи.
Священники из Херсонской области начали выступать с заявлениями об отказе поддерживать принятое в нарушение устава УПЦ решение «Собора» в Киеве по отделению от Русской Православной Церкви.
Один из них – настоятель Владимирского храма Каховки Игорь Бжезицкий. Он напоминает, что еще в 12 веке под давлением тогдашнего Киевского князя была осуществлена попытка нарушить процедуру утверждения митрополита Киева – вместо согласования с Византией, лояльную власти кандидатуру провели через папу Римского. Против нарушений правил выступил святитель Нифонт, который был подвергнут гонениям и аресту. Впоследствии он был признан святым, его мощам теперь поклоняются в Киево-Печерской Лавре.
"В связи с этим, официально заявляю, что мной, и многими моими единомышленниками, священниками и мирянами любые конфигурации автокефальных административно-церковных конструкций в нынешней Украине, которые будут создаваться по факту проведения собора с попранием установленного Церковью многовекового канонического порядка, будут отвергнуты.
Мы оставляем за собой право рассмотрения путей воздержания от участия в новодельных квазицерковных автокефальных образованиях. Мы намерены и готовы прекратить всякое духовное общение с теми, кто поддержит автокефалию в любом ее виде с целью сохранения нашего единства с Церковью Матерью», – говорится в заявлении.
С открытой критикой «Собора» в Киеве выступил священник из Херсона Геннадий Шкиль.
Он полагает, что дальнейшую судьбу Херсонской епархии решит собрание.
«Решит дальнейшую судьбу епархии – относиться дальше к УПЦ, или она оформит обращение к Святейшему Патриарху…
Я ещё надеюсь, что то, что произошло вчера, будет переосмыслено, и произойдёт какой-то возврат назад, и все эти вчерашние действия будут признаны недействительными, поэтому я пока ничего не предпринимаю.
Для меня пока всё по-прежнему: я как поминаю Святейшего Патриарха, я не прекращал его поминать все восемь лет и вообще все свои 20 лет служения, так и продолжаю поминать блаженнейшего и, само собой, правящего архиерея», – рассказал Геннадий Шкиль.
Эксперт Института стран СНГ Кирилл Фролов:
«Решения разбойничьего собора УПЦ не подписали митрополиты Одесский Агафангел, Бориспольский Антоний, Белоцерковский Августин, Запорожский Лука. Этих иерархов могут не только сместить с кафедр, но и физически устранить.
Естественно, не подписали и правящие архиереи 10 кафедр на освобожденных территориях.
Митрополит Чернобыльский Павел дважды выступал против, у него вырвали микрофон, но в итоге он подписал решения. Большинство участников лже-собора выступали против, но их «доломали». Митрополит Онуфрий окружил помещение людьми в камуфляже – многими это рассматривалось в качестве фактора устрашения. Соответственно, устрашающая работа велась и СБУ в кулуарах», – рассказал Фролов.
Донецкая епархия, в отличие от Крымской, воздержалась от оценки событий в Киеве, предпочтя опубликовать уклончивый комментарий:
«По окончании Собрания состоялись заседания Священного Синода и Архиерейского Собора Украинской Православной Церкви. Затем Блаженнейший митрополит Онуфрий объявил о начале заседания Собора УПЦ. Был принят ряд поправок в Устав УПЦ, а также составлено обращение от имени Собора к общественности.
Стоит указать, что решением Собора УПЦ изменения в Уставе не коснутся ряда епархий, среди которых и Донецкая епархия. То есть церковная жизнь в Донецкой епархии не будет подвержена каким-либо изменениям», – уклончиво сообщили в пресс-службе.
Днепропетровская и Харьковская епархии опубликовали постановление «собора» на украинском языке, никак не комментируя принятое решение.
Стае - игнор.
|