Sevpolitforum.info

Севастопольский Политфорум
Текущее время: 13 ноя, 2019, 18:12

Часовой пояс: UTC + 3 часа



Начать новую тему Ответить на тему  [ Сообщений: 516 ]  На страницу Пред.  1 ... 17, 18, 19, 20, 21
Автор Сообщение
СообщениеДобавлено: 07 авг, 2019, 19:08
Заголовок сообщения: Re: Этот день в русской истории.
online
патологоанатом
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 04 фев, 2006, 12:29
Сообщения: 15222
Откуда: Крым - Кубань - Москва
Баллов: 2542

Добавить баллУбрать балл
8 августа 1926 года родился Олег Кошевой, пионер-герой Великой Отечественной войны,
молодогвардеец, расстрелянный фашистами.

Изображение

Мы - русские, мы всё равно поднимемся с колен.


 
 Профиль  
 
СообщениеДобавлено: 04 сен, 2019, 12:42
Заголовок сообщения: Re: Этот день в русской истории.
offline
*******
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 01 авг, 2010, 18:17
Сообщения: 3088
Баллов: 872

Добавить баллУбрать балл
Недавно, 31 августа - 100 лет как открыт боевой счёт советских подводников.


Из-за активизации действий интервентов (в частности, британского флота), командованием Красного флота был дан приказ об отправке подводных лодок для операций против надводных кораблей противника.

31 августа 1919 года, в 6 часов утра, подводная лодка "Пантера" (командир - А.Н.Бахтин) покинула Кронштадтскую гавань.

Днём был замечен британский четырёхтрубный эсминец, но Бахтин отказался от атаки из-за большого расстояния.

"Пантера" к тому времени уже находилась в районе позиции, предусмотренной для неё планом операции.

В 17:00 подлодка всплыла на перископную глубину, и Бахтин заметил тот же эсминец, шедший небольшим ходом; через час был обнаружен ещё один английский миноносец, двухтрубный.
В течение последующего часа лодка совершала кратковременные поднятия на перископную глубину, пока английские корабли не стали на якорь недалеко от острова Сескар. Теперь Бахтин решил атаковать их и начал осторожное сближение с целью.

В 21:19 были одна за другой выпущены две торпеды из носовых аппаратов.
Чтобы лодку не выбросило на поверхность, Бахтин начал срочное погружение. Приблизительно через полминуты после первого пуска на лодке отчётливо услышали сильный взрыв, а вслед за ним — выстрелы. Лодка отходила от места атаки, буквально чертя днищем по грунту.
Около часа ночи "Пантера" всплыла, однако лучи прожекторов у Сескара заставили её немедленно погрузиться. Только к утру лодка смогла беспрепятственно всплыть.

Из доклада А.Бахтина:

Цитата:
К тому времени давление в лодке поднялось настолько, что стрелка барометра вышла за пределы шкалы (свыше 815), воздух был испорчен значительно, спичка не горела, дизеля плохо забирали и дышать было крайне затруднительно. Лодка пробыла под водой 28 часов, не освежая воздуха, что является, кажется, рекордом для наших лодок. Пройдено под водой около 75 миль, следовательно, использован почти весь район подводного хода.


К полудню 1 сентября "Пантера" благополучно вернулась на базу.
Английский флот в результате этой атаки потерял новейший эскадренный миноносец "Виттория", построенный в 1917 году.
Первая торпеда прошла мимо, вторая попала в борт английского эсминца, который быстро ушёл под воду.

"Пантера" впоследствии была переименована в "Комиссар", затем плавала под обозначением "Б-2".
Проходила модернизацию, в 1940г. выведена из боевого состава флота.
Несла службу до 1955г., став плавучей зарядовой станцией.
В 1955г. была полностью разоружена и разобрана на металл.

В честь подлодки, открывшей боевой счёт советских подводников, назван многоцелевой атомоход К-317 (проект 971, "Щука-Б").


Подводная лодка "Пантера":

 
Изображение


Современная многоцелевая АПЛ "Пантера":

 
Изображение

В этом и есть суть подлинной демократии - подогнал авианосцы, нанес ракетный удар, после чего собрал корреспондентов и поставил им задачу аплодировать.
Александр Лебедь


 
 Профиль Отправить email  
 
СообщениеДобавлено: 08 сен, 2019, 11:39
Заголовок сообщения: Re: Этот день в русской истории.
offline
******
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 01 май, 2016, 22:08
Сообщения: 2758
Баллов: 373

Добавить баллУбрать балл
8 сентября 1514 года состоялась Оршанская битва - сражение в ходе русско-литовской войны 1512—1522 годов. . Русское войско возглавляли воеводы Иван Челяднин и Михаил Булгаков-Голица, а объединёнными силами армии Великого княжества Литовского и Королевства Польского руководили великий гетман литовский Константин Острожский и польский надворный гетман Януш Сверчовский. Битва окончилась тактической победой польско-литовского войска и отступлением русской армии, однако стратегическое значение битвы оказалось скромным. Цель польско-литовского похода — возвращение только что утраченного Смоленска — достигнута не была и успехи ограничились лишь занятием нескольких малых пограничных крепостей. Тем не менее, битва была широко использована королём Сигизмундом I в пропагандистских целях для укрепления своего авторитета в Европе, пошатнувшегося после потери Смоленска.

Вопрос численности армии на Друцких полях остаётся открытым. Нарративные польско-литовские источники называют огромную численность армии. Король Сигизмунд в своей эпистоле папе Льву X сообщает про «орду московитов» в 80 тыс.человек. Польский историк XVI века Станислав Сарницкий сообщает только о численности полка правой руки, который, по его сведениям, состоял из трёх гуфов и насчитывал 12 тыс.человек. Князь Михаил Глинский также завербовал для московского великого князя в ливонских землях небольшое число наёмников. При этом из летописей, сообщений современников и трудов историков, утверждающих о 70-80–тысячном русском войске, остаётся совершенно неясным, почему при таком явном численном перевесе русских войск Сигизмунд, которому точная численность войска противника была известна из сообщений М. Глинского, оставил при себе 4-5–тысячный корпус, что составляло около 15 % от общей численности его армии.

Русские летописи — Софийская II и Новгородская по списку П. П. Дубровского отмечают численное превосходство польско-литовских войск. Современный польский историк Т. Бохун отмечает, что «легкомыслием было бы принять данные пропаганды Сигизмунда, которая оценивает армию Челяднина в 80 тыс.человек». По мнению польского исследователя М. Гембаровича, численность русского войска составляла около 40 тысяч. По оценкам польского историка З. Жигульского — около 70 тысяч. По замечанию М.М. Крома: «Настойчиво повторяемая в польских источниках цифра — 80 тысяч разбитых под Оршей московитов — призвана была подчеркнуть доблесть победителей и явилась одним из элементов развернутой при ягеллонском дворе шумной пропагандистской кампании». Общую численность русских вооружённых сил в XVI веке оценивают от 40-50 до 100-150 тысяч человек, которые составляли предел мобилизационных возможностей.

Характеризуя военную ситуацию в первой половине XVI века, военный историк В.В. Пенской замечает: «Естественно, что действующая армия в любом случае всегда будет составлять только часть от общей численности всех вооруженных сил государства. Опять же, применительно к России того времени, это обстоятельство имеет особое значение, если принять во внимание тот факт, что с 1507 по 1552 гг. ей приходилось порой сражаться на три главных фронта — против Великого княжества Литовского и ханств Крымского и Казанского, — имея в качестве потенциальных противников также ещё Ливонский орден и Швецию...». Американский историк Д. Смит, анализируя состояние военного дела в XVI веке и характер действия армии на поле, полагает, что численность русской полевой армии не могла превышать 35 тысяч человек

Российский историк А. Н. Лобин, произвёл подсчёт численности армии под Оршей, основываясь на мобилизационной способности тех городов, люди которых находились в войсках. Историк указывает на то, что в войсках, кроме детей боярских Государева двора, были люди 14 городов: Новгорода, Пскова, Великих Лук, Костромы, Мурома, Боровска, Твери, Волока, Рославля, Вязьмы, Переяславля, Коломны, Ярославля и Стародуба. На основе данных хорошо задокументированного Полоцкого похода 1563 года, автор приводит следующее количество русских войск: 400-500 татар, около 200 детей боярских Государева полка, 3000 новгородцев и псковичей, 3600 предствителей других городов, всего около 7200 дворян. С боевыми холопами численность армии составляла 13-15 тыс.человек. Учитывая потери в ходе кампании, отъезды дворян со службы, отмеченные в источниках, и людей, оставленных в Смоленске, заключает Лобин, численность армии могла составлять около 12 тыс.человек. Предложенный способ подсчёта в целом поддержали такие историки, как Брайан Дэвис, Н. В. Смирнов, А. И. Папков, О. А. Курбатов, М. М. Кром, В. В. Пенской.

Бой начался атакой полка Правой руки под командой князя Михаила Булгакова. Князь действовал по собственной инициативе, без согласования с Челядниным, с которым у него был местнический спор. Он атаковал левый фланг польско-литовского войска. Голица рассчитывал лишить противника маневра, атаковать фланг и зайти в тыл. Первоначально атака развивалась успешно. В результате атаки даже погибли два представителя знатных польско-литовских родов: Ян Зборовский и сиятельный барон Слупецкий. Надворная королевская хоругвь Войцеха Самполинского и польский отряд Яна Тарновского пытались контратаковать полк Булгакова, но безуспешно. Наконец в контратаку пошла гусария под командой самого надворного гетмана Януша Сверчовского. Атака полка Булгакова захлебнулась. Русские летописи сообщают, что Челяднин из зависти не помог Голице.

После провала атаки полка князя Булгакова, Челяднин ввел в бой основные силы. Передовой полк под командой князя Ивана Тёмка-Ростовского атаковал позиции пехоты противника. Левофланговый отряд князя Ивана Пронского пошёл в атаку на правый фланг литовского посполитого рушения Юрия Радзивилла. Герберштейн пишет, что литовцы после упорного сопротивления намеренно обратились в бегство и навели противника в узкое место между оврагов и ельником под свои пушки. Залп литовской артиллерии стал сигналом для общей контратаки. Острожский перенёс огонь артиллерии вглубь русского строя. Сражение было решено польскими латниками, которые повторили свою атаку, но теперь ударили на главные русские силы. Полки Челяднина обратились в бегство. Часть отступающих войск оказалась зажатой на берегу Крапивны, где и понесла основные потери.

Король и великий князь Сигизмунд I в своих победных реляциях и письмах европейским государям, в том числе извещая ливонского ландмейстера Тевтонского ордена об Оршанской победе, писал, что литовцы взяли в плен 8 верховных воевод, 37 второстепенных начальников и 1,5 тыс. дворян, всего убитых и пленных русских, по сообщению короля, было 30 тыс. из 80—тысячного войска. В письме к своему послу в Риме архиепископу Яну Ласкому, Сигизмунд I сообщает, что убитых было 16 тысяч, то есть в плен попало 14 тысяч русских. При этом Сигизмунд писал что московиты — не христиане, а жестокие варвары, относящиеся к Азии и сговорившиеся с турками и татарами разрушить христианский мир.
В XIX и XX веке эти источники без всякой критики перенимались многими историками, писавшими о битве под Оршей. В наше время числа подвергаются сомнению и пересмотру, в том числе и польскими историками. Как пишет Томаш Богун, сведения короля нельзя признать достоверными.
Русские войска после битвы отступили к Смоленску. Литовская армия начала возвращение занятых русскими городов — Друцка, Дубровны, Кричева, Мстиславля, в это же время гетман Острожский, получив от смоленского епископа известие о намерении горожан сдать Смоленск, подошёл к городу с 6-тысячным корпусом. Однако русские воеводы, оставленные для обороны Смоленска, схватили планировавших сдачу и повесили их, вместе с подарками Василия III по случаю сдачи города, на городских стенах ко времени подхода Острожского.

Оршанская битва имела несомненный тактический успех для войска короля Сигизмунда, однако в стратегическом плане имела ограниченное значение. Главной цели похода — возвращения Смоленска, обеспечить не удалось. Как писал имперский посол Герберштейн, «эта победа не дала королю ничего, кроме возвращения трёх крепостей по сю сторону Смоленска». Василий III только на несколько месяцев приостановил активные действия своих войск, приказав находиться в обороне. 28 января 1515 года псковский наместник Сабуров молниеносным набегом захватил Рославль.
Князья Горбатый и Курбский ходили к Мстиславлю, Годунов — к Белой и Витебску. Весной 1515 русские войска из Пскова сожгли Браслав и Друю, в ответ отряды ВКЛ во главе с киевским воеводой А. Немировичем и Е. Дашкевичем при поддержке крымских татар разорили Северскую землю. В том же году русские воеводы совершили рейд к Витебску и Полоцку, но у последнего были разбиты, в ответ Гаштольд совершил успешный рейд под Великие Луки. В 1517 году Острожский, выступив из Полоцка, двинулся опустошать Псковскую землю. Однако осада Опочки обернулась для него разгромным поражением, после которого он был вынужден бежать, оставив артиллерию и обоз.

Историческое значение битвы под Оршей активно используется в целях пропаганды рядом политических деятелей в Белоруссии, Литве и Польше, так как является крупнейшей из всех побед над войсками Русского государства в ходе всех русско-литовских войн. При этом ряд белорусских историков и политиков придают большую значимость этому событию, называя воинов Великого княжества Литовского «белорусами», отождествляя Великое княжество Литовское с Белоруссией и преуменьшая участие в сражении представителей Польского королевства.

Также существует мнение, что в этой битве впервые использовался бело-красно-белый флаг, и что битва остановила продвижение русских войск на несколько десятилетий, что после битвы были отбиты у Русского государства Гомель, Чернигов и Брянск, что потери войск ВКМ составили не менее 40 тысяч человек.

По справедливому замечанию А. А. Зимина, битва под Оршей "задержала развитие русских успехов, но не могла их нейтрализовать". Сражение на оршанском поле можно назвать крупным тактическим, но никак не стратегическим успехом ВКЛ. В конечном итоге битва не повлияла на результаты войны 1512-1522 годов, поэтому вряд ли уместно представлять ее генеральным сражением, как это делают национально озабоченные белорусские историки и публицисты


 
 Профиль  
 
СообщениеДобавлено: 13 сен, 2019, 16:35
Заголовок сообщения: Re: Этот день в русской истории.
online
патологоанатом
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 04 фев, 2006, 12:29
Сообщения: 15222
Откуда: Крым - Кубань - Москва
Баллов: 2542

Добавить баллУбрать балл
Первая женщина (девушка, девочка), ставшая Героем Советского Союза.
Такая молодая, еще не жившая, но отдавшая жизнь да свободу Родины, за жизнь будущих поколений.
Жизнь свою за други своя. Не это ли наивысший подвиг? Вечная Зое память и слава.

Изображение

Мы - русские, мы всё равно поднимемся с колен.


 
 Профиль  
 
СообщениеДобавлено: 21 окт, 2019, 9:38
Заголовок сообщения: Re: Этот день в русской истории.
offline
*******
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 01 авг, 2010, 18:17
Сообщения: 3088
Баллов: 872

Добавить баллУбрать балл
20 октября - 75-летие освобождения Белграда от нацистов

Изображение

В этом и есть суть подлинной демократии - подогнал авианосцы, нанес ракетный удар, после чего собрал корреспондентов и поставил им задачу аплодировать.
Александр Лебедь


 
 Профиль Отправить email  
 
СообщениеДобавлено: 28 окт, 2019, 11:26
Заголовок сообщения: Re: Этот день в русской истории.
offline
покоритель восьмитысячников
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 30 июл, 2011, 23:30
Сообщения: 8560
Откуда: Ростовская область
Баллов: 821

Добавить баллУбрать балл
прочел на одном дыхании! :up:
Невероятные приключения «Шведского Комсомольца»
"...В ночь с 27 на 28 октября сего года советская дизельная подводная лодка №137, совершая обычное учебное плавание в Балтийском море, вследствие выхода из строя навигационных приборов и возникновения в связи с этим ошибок в определении места, в плохую видимость сбилась с курса и села на мель у юго-восточной оконечности Швеции...»
 
Автор - Marco Pagot.

"...В ночь с 27 на 28 октября сего года советская дизельная подводная лодка №137, совершая обычное учебное плавание в Балтийском море, вследствие выхода из строя навигационных приборов и возникновения в связи с этим ошибок в определении места, в плохую видимость сбилась с курса и села на мель у юго-восточной оконечности Швеции...»
Из Сообщения ТАСС "О происшествии с советский подводной лодкой", опубликованного 6 ноября 1981 г.
Рано утром в среду, 28 октября 1981 года, Ингвар Свенссон, рыбак из деревни Стрюкё, что на одноименном острове, вышел в море проверить выставленные с вечера сети. Жизнь в тех краях шла медленно и размеренно. Вокруг был привычный осенний пейзаж южной Швеции. Туман, серое море, фьорды, маленькие островки со скудной растительностью, остров Торумшёр, русская подводная лодка, выбросившаяся на мель … Так, стоп. ЧТО ЗНАЧИТ ПОДВОДНАЯ ЛОДКА в 10 километрах от главной военно-морской базы Швеции?!

Русская — потому что на ней развевался флаг с красной звездой — правда, не похожий на советский, а какой-то бело-синий (шведский рыбак явно не знал, как выглядел флаг ВМФ СССР). А на рубке трое сурового вооруженных офицеров в шинелях, нервно обозревающие окрестности в бинокль.

Что тут делают русские? Может, пока он был в море, СССР напал на Швецию?! И вот Ингвар летит в родную деревню, чтобы сообщить это принеприятнейшее известие — русские напали на Швецию, но неудачно сели на мель. Ингвар звонит на военно-морскую базу в Карлскруне, где ему не верят, и предлагают проспаться разобраться с русской лодкой самостоятельно любым удобным способом и более не беспокоить добрых людей, у них тоже дела есть.

Справедливости ради надо сказать, что бдительные шведские граждане с завидной регулярностью «находили» русские подводные лодки где попало, и такое скептическое отношение в большинстве случаев было бы вполне разумным. Но тут рыбак позвонил снова, и в Карлскруне решили таки выслать катер. На всякий случай.

На катере лично отправился начштаба базы, каперранг Карл Андерсон. Через пол часа он оказался у острова Торумшёр. И тут шутки на борту закончились — на мели действительно сидела подводная лодка русской конструкции с красной звездой на флаге. Может, это какая-то ошибка? Учения? Карл Андерсон поднимается на мостик лодки, и видит в руках у вахтенного офицера автомат Калашникова. Это не шведы. И не американцы. Тревога как-то резко перестаёт быть учебной …

Диалог двух культур начался с феерического диалога:

— Что это за корабль? — спрашивает Андерсон по немецки.
— Подводная лодка № 137, Балтийский флот, СССР
— Как вы здесь очутились?
— У нас поломка навигационного оборудования.

«Какое к черту навигационное обрудование?!» — думает Андерсон. «Они издеваются?!» Проход к базе — фарватер, не нанесенный ни на одной карте, под носом у береговых РЛС! Его ширина всего 12 метров — пройти здесь посторонним просто невозможно! А тем более — ночью. Они что — просто не заметили его?!

Пока каперранг Андерсен думал о таинственной русской GPS системы vodka & balalaika, которой нипочем любые шведские фарватеры, в его голову пришла более неприятная мысль. А КАК МЫ ИХ НЕ ЗАМЕТИЛИ?!

Ситуация для шведов становилась щекотливой, чтобы не сказать позорной. В Карлскруне в этот момент находится американская делегация. Андерсон прекрасно представляет, что может произойти, если история получит огласку. «Советская подводная лодка подобралась к самой охраняемой морской базе Швеции незамеченной». «Сегодня Карлскруна, завтра — королевский дворец!». «Сегодня одна подводная лодка — завтра весь Балтийский флот». Это будет бомба. И катастрофа для репутациишведского флота. А кто крайний во всей этой истории? Правильно. Сам Карл Андерсон. Каперранг не хочет стать крайним принимает гениальное по своей простоте решение.

«А давайте мы вас быстренько стащим с мели этим буксиром и сделаем вид, что никто ничего не видел» — говорит он. Без лишних формальностей, не доставляя друг другу проблем. Будем считать, что вы просто заблудились, ошиблись страной, с кем не бывает. Хорошо?

Предложение — на миллион долларов. Но командир советской лодки отказывается. Он тоже не хочет огласки, но боится, что шведы … выставят счёт за буксировку, который придётся оплачивать лично ему! И принимает решение ждать советский буксир. Потому что советскую лодку можно снимать с мели только советским медведем буксиром, и никак иначе. Самое смешное, что предложение Андерсона действительно было неформальным — он долгие годы не говорил о нём никому, и согласись на него советский экипаж, скорее всего, дальнейших событий просто не случилось бы.

Но советский капитан отказывается от помощи, так что вышло как вышло. Эпопея «шведского комсомольца» началась.

О главных героях мероприятия.

История «Шведского комсомольца», в девичестве — подводной лодки «С-363» проекта 613 — началась 12 января 1956 года, то есть больше чем за 25 лет до описываемых событий. Проект 613 — огромная (больше 200 штук) серия советских послевоенных дизель-электрических подводных лодок. Их делали с большой оглядкой на немецкие тип XXI, кое-где прибегая к прямому копированию.

В 68-м году лодку консервируют. В 79-м снимают с консервации и отправляют сначала на капитальный ремонт, а потом — патрулировать Балтику и пугать всяческих шведов торчащим перископом.

Советские морские волки

Командир лодки, капитан 3 ранга Гущин опыта самостоятельного плавания … не имел.

Штурман, главный герой случившегося цирка имел такой-же «богатый» опыт, как и его капитан. Никакой.

Для того, чтобы разбавить эту чудесную компанию служебно девственных «морских волков», на лодку назначили начштаба бригады, каперранга Аврукевича, подводника с более чем десятилетним командным опытом и выпускника Военно-Морской академии. Что же могло пойти не так?

«Фантомные» подводные боли шведских ВМФ

Тут надо сказать пару слов о советско-шведских отношениях того времени. Швеция — нейтральная страна с собственным авиапромом и ядерной программой, населённая первоклассными параноиками в количестве 8,3 миллиона. Местные жители имели привычку по любому поводу «находить» советские подводные лодки в самых неожиданных местах — иногда коварные советские подводники «заплывали» даже в такие места, где воды взрослому мужчине по грудь. За перископы принимали тюленей, птиц, или просто мусор. Впрочем, как показал случай с С-363, если вы не видите русскую подводную лодку — это не значит, что её нет! А если вы её видите …

До случая с С-363 шведы регулярно обвиняли СССР во вторжении в собственные территориальные воды, но никаких доказательств, кроме свидетельств очевидцев, предъявить не могли. Теперь у них было уникальное доказательство — целая советская подводная лодка. Правда, был один нюанс — шведским ВМФ о ней сообщил местный рыбак, который наткнулся на неё случайно. У общественности возникли некоторые вопросы к военным. Например — зачем мы тратим миллионы крон на армию, береговые РЛС, противолодочную авиацию, если советскую лодку в 10 километрах от Карлскруны всё равно находят рыбаки. Может, лучше финансировать рыбаков? Надежнее будет.

Надо ли говорить, что активные поиски «фантомных» подводных лодок шведские военные после этого случая удвоили?

Особенности национальной астронавигации, или увидеть Швецию и не умереть

Как шутили сами подводники, в среду вообще не стоит начинать новых дел. Впрочем, в штабе советской бригады не придали особого значения этому важнейшему обстоятельству. А зря — результаты, как говорится, налицо.

Так вот, в среду, 16 октября 1981 года подводная лодка С-363 вышла в свой легендарный поход. А за несколько недель до того, в море вышел безызвестный польский рыболовецкий траулер. Казалось бы, что между ними может быть общего? Разве что, и те, и другие идут по морю. Впрочем, у судьбы — злодейки на С-363 были определённые планы — а потому в один «прекрасный» день маршруты польского траулера и советской подводной лодки пересеклись.

Если быть более точным — лодка «попалась» в сети польских рыбаков, погнув антенну радиопеленгатора. Рыбаки едва ли заметили этот прискорбный факт, а вот у лодки возникли проблемы похуже.

Кстати, что такое радиопеленгатор? Радиопеленгатор судовой (одна штука) нужен для того, чтобы доблестные защитники Родины могли определить свои координаты наиболее передовым для того времени способом — при помощи сети радиомаяков, методом триангуляции и такой-то матери.
Изображение
Представьте себе — вы командир подводной лодки на Балтике, и на вашем судне выходит из строя штатный способ для определения вашего местоположения. Что вы сделаете?

По одной из версий, Гущин и Аврукевич (то есть командир лодки и начштаба бригады) принимают гениальное решение — продолжить поход, невзирая на возникшие трудности. По другой — они таки докладывают в Балтийского флота, откуда им приходит приказ продолжить поход.

Балтика — это не Тихий океан, скажете вы. Заблудиться тут сложно — зачем вам точные координаты? Сверху — Швеция, снизу — Прибалтика, не промахнётесь. Но нет, подождите смеяться. Дело в том, что штурман С-363 имел в рукаве отличный козырь.

Во время одного из промежуточных ремонтов, на лодку была установлена навигационная система «Пирс-1М». Её большим преимуществом была возможность пользоваться «западными» навигационными системами, например — ЛОРАНом. Как она там очутилась — само по себе загадка, «Пирс» был предназначен для использования на океанских судах и атомных подводных лодках, и на 363-й появиться в принципе не должен был. Впрочем … советский матрос всегда умел творить чудеса. А добрым словом и канистрой спирта так вообще можно было добиться невозможного.

Тут надо сказать пару слов о методах навигации того времени. Базовым способом определения собственных координат был «астрономический» метод, позволявший при должном умении штурмана определить местоположение корабля с точностью до полумили. Главным минусом этого метода была зависимость от погоды — сложно определить положение луны в небе, полностью закрытом облаками.

В семидесятых годах эта проблема была массово решена — при помощи радиосекстантов, различных инерциальных навигационных систем (с их помощью советские атомоходы осваивали арктические маршруты) и спутникового «Циклона», принятого на вооружение за 5 лет до описываемых событий. С их появлением точность определения местоположения корабля значительно выросла. Но всё это относится к океанским атомоходам, которые идут в тысячах километрах от берега.

Казалось бы — что может пойти не так? Есть радиосекстант, есть ЛОРАН — базовая навигационная система стран НАТО, её станции стоят по всему побережью Балтики. Проблема заключалась в другом — в отсутствии банальной защиты от дурака.

Штурман, как выяснилось, просто не умел пользоваться ни секстантом, ни ЛОРАН, ни шведской «Деккой» (зато vodka & balalaika видимо овладел в совершенстве). Молодецкой удали ему было не занимать, и лодку он вёл с точностью плюс-минус километр. Десять километров. Двадцать километрах. Плюс-минус Швеция … Хотя нет, тут я не прав. В Швецию штурман всё-же попал.

Итоговая навигационная ошибка составила около 60 морских миль. Для Балтики — вероятно, это исторический рекорд.

Впрочем, это не всё. Дальше — круче. Вахтенный начинает замечать некоторые нестыковки в состоянии окружающей действительности. Что привело к множеству феерических диалогов на борту.

Радиометрист: «Прямо по курсу - (излучает) шведская береговая РЛС»
Капитан: «Какая РЛС в открытом море?!».

В принципе, у капитана было два варианта: усомниться в способностях штурмана определить координаты лодки, или волевым решением изменить реальность и «переклассифицировать» береговую РЛС в любой другой объект. Надо ли говорить, какое решение было принято … и РЛС лёгким движением руки стала предположительным сейнером нейтральной державы.

Исчезали рыбаки — их место заняли сухогрузы и каботажные суда. Верный признак того, что приближается берег. Но для С-363 нет ничего невозможного, и с упорством, достойным лучшего применения, лодка продолжала следовать своим курсом.

«Слево по курсу масляное пятно!» — и лодка начинает медленно обходить «мазут». На самом деле, это никакой не мазут — лодка ухитрилась с первой попытки попасть в секретный (!) фарватер второй крупнейшей шведской военно-морской базы (!!), на которой в то время происходили испытания супер-секретной шведской торпеды (!!!). Ширина фарватера — 12 метров.

Нет, серьёзно, лодка в лучших традициях Гюнтера Прина 20 минут обходила масляные пятна, за которые приняла береговые скалы(!). И если бы не секундная задержка с отдачей приказа — могла бы дойти до самого конца.
Изображение

Представьте эту картину. Ночь. Тишина. К пирсу подходит подводная лодка. Советская подводная лодка. С советским подводнолодочным флагом и гимном СССР. Уверенная, что она в нейтральных водах Балтики. Ой, что это посреди Балтийского моря? Какая неожиданность! Пирс? Это Латвия? Нет, ШВЕЦИЯ?! Ой, нестыковочка вышла. Интересно, кто бы удивился больше — советский экипаж или сонные шведы?

Пожалуй, смешнее может быть только одно. Шведы до последнего момент ничего не знали о появлении новоявленного «комсомольца».

Но к сожалению (или к счастью) такого фортеля не сложилось, и громкий удар о «пятно мазута» ознаменовал окончание (ну, или начало) бесславной одиссеи, а проснувшийся экипаж вдруг осознал, что они, кажется, приплыли куда-то не туда. Осталось понять — куда именно.

К слову, на третий день «шведского сидения», командный состав (командир, штурман, замполит, и другие причастные офицеры) попытался понять, как они всё-таки здесь оказались. Задним умом, советские подводники обнаружили десяток признаков того, что что-то идёт не так, и лодка находилась немного не там, где её ожидает видеть штурман.

Оный штурман с прокладкой курса особенно не утруждался, детальным определением местоположения себя тоже не утруждал. Попытались определить координаты по маяку острова Борнхольм, но он коварно растворился в тумане.
Изображение
На карте выше — реальный и ожидаемый маршруты лодки. На вахте находились замполит Беседин, штурман и командир. Острова Карлскрунского архипелага, как я уже говорил, приняли за пятна мазута. Лодка шла по секретному фарватеру, поднявшись на перископную глубину. Если бы не этот факт — скорее всего, экипаж С-363 пополнил бы список пропавших без вести подводников — лодка чудом прошла над каменистой банкой, защищавшей бухту от такого рода незванных гостей …
Изображение

В итоге, небольшая навигационная ошибка отправила лодку на мель.

Шведы, американцы, и Балтийский флот

Всю ночь перед появлением шведских рыбаков С-363 провела, пытаясь соскочить с каменистой банки. К слову, в Карлскруне слышали звук «неизвестного дизеля», но не придали этому особого значения. Не вышло — только немного уменьшился крен. Надо было что-то решать.

Самым решительным и адекватным среди экипажа, по воспоминаниям её замполита, был сам замполит, капитан-лейтенант Василий Беседин:

"...Я сразу вниз спустился и - по отсекам, к людям. На лодке самое страшное в аварийной ситуации - отсутствие информации. А тут еще надо учесть момент: до конца боевой службы - полторы недели. Как говорится - нос к дому. Иначе говоря, "плато успокоения", т.е. пик усталости, и физической, и психологической. Спад бдительности, работоспособности, ну и всего такого. Тут до паники, до нервного срыва не то, что шаг - полшага. И неизвестность в этом деле - самый мощный катализатор.
Удар, скрежет, крен в лодке - естественно, слышали и ощутили все. Но держались ребята молодцом. Однако в глазах у всех немой вопрос: что случилось? Говорю как есть: сели на мель, где и почему - пока не знаем. Будем разбираться, попробуем сняться своими силами. Экипаж несколько успокоился, напряжение понемногу начало спадать..."
Забрезжил рассвет. Появилась возможность осмотреться вокруг, но одновременно с визуальной ясностью нарастало некоторое непонимание, плавно переходящее в лёгкое офигевание. Вместо моря, вокруг была земля. Прямо по курсу — вышка береговой РЛС. Не совсем советской. Я бы даже сказал, немного НАТОвской РЛС.

На мостике возник немой вопрос — а в какой мы вообще стране?!

К сожалению, шведских флагов в месте «прибытия» расставлено не было, так что пришлось снова прибегнуть к помощи штурмана. Который наконец ухитрился наконец определить местоположение лодки в пространстве. Реакцию командира и экипажа можно себе представить, когда этот чудесный человек заявил, что они находится ... у юго-восточного побережья Швеции по соседству с военно-морской базой Карлскруна. Много добрых и ласковых слов было адресовано и штурману, и его родным, и училищу, которое выпустило этого замечательного идиота профессионала…

Снова вспоминает замполит:

"...Честно говоря, в тот момент я не столько среагировал на ошеломляющее известие, сколько боялся за командира и штурмана. Состояние обоих было предельно подавленное. Способ вывести их из него тут один - отвлечь на работу. Ну, командиру ее и так хватало, а штурману я сказал: "Ищи, Толя, где, как и когда появилась ошибка. Надо, чтобы ты сам, а не кто-нибудь другой ее нашел.»
Оставался один вопрос: как шведы пропустили лодку? Несколько береговых РЛС, средства радиотехнической разведки — каких воробьев они ловили? Ответа на этот вопрос до сих пор нет. К слову, лодка отнюдь не соблюдала режим радиомолчания, вовсю переговариваясь с Родиной.

Десять дней «шведского комсомольца»

К середине дня 28 октября 1981 года вся Швеция уже гудела, как потревоженный улей. Ещё бы — советская подводная лодка «пришвартовалась» недалеко от самой защищенной базы флота. Шведские военные нервничали ещё больше — они знали, что за сутки до появления С-363 в Карлскруне испытывали новейшую противолодочную торпеду. Появление русской лодки они восприняли совершенно однозначно — как акт шпионажа.

В Карлскруне вся эта история вызвала настоящий шок. Как?! Как они туда попали?! В МИД Швеции вызывают советского посла Яковлева. Вскоре, к делу подключился Минобороны СССР Устинов. Назревал международный скандал. Союз требовал немедленно отпустить лодку и обвинял шведов в незаконном задержании своего корабля. Сами шведы обвинения отвергали, обвиняя в задержании скалы Карлскрунского архипелага.

Советское посольство в Швеции об инциденте узнаёт только из шведских газет. Вспоминает отрудник разведки Борис Николаевич Григорьев, работавший в советском посольстве в Швеции в те годы:

"Первые сообщения по радио и в прессе, помнится, были восприняты персоналом советского посольства в Швеции не совсем адекватно. С одной стороны, это объяснялось нехваткой информации об обстоятельствах, при которых "У-137" оказалась под Карлскруной, а с другой - сказывалась определенная их недооценка на фоне произошедшей тремя месяцами раньше аварии с танкером "Антонио Грамши", причинившей немало хлопот посольству. Несмотря на присутствие на борту танкера шведского лоцмана, судно тем не менее наскочило на риф, и на побережье вылилось несколько сотен тонн нефти. Поэтому когда днем в четверг в посольство позвонили из газеты "Свенска Дагбладет" и попросили прокомментировать инцидент с подлодкой, мы расценили это как неуместную назойливость. В спокойно-размеренном ритме посольство жило до пятницы 30 октября»
На помощь лодке вышла эскадра Балтийского флота. На границе территориальных вод барражировало гидрографическое судно «Линза», глаза и уши флота. Напряжение нарастало — на третий день эпопеи шведы всерьёз рассматривали возможность штурма. Советский экипаж готовился стоять до последнего и при необходимости — подорвать корабль. В прессе муссировались слухи о наличии на борту ядерных (!) торпед. В общем, истерия нарастала.

Вместо пограничников, лодку окружили шведские морпехи (по другой версии, спецназ ВМФ). Подтянули минометы, противотанковые орудия. Всё по-взрослому. Переговоры продолжались. Самое комичное, что при этом продовольствие и воду на лодку поставляли … тоже шведы (!). Справедливости ради — делали это они предельно корректно, и давить на экипаж не пытались.
Правда, постоянно давили на экипаж — круглые сутки через громкоговорители крутили требования покинуть лодку и не оказывать сопротивление. Ага, щас.

Тогда — же в районе возможных «боевых действий» появился шведский минный заградитель. Его задача была проста — заминировать фарватер на случай попытки прорыва советских кораблей к Карлскруне и попытки утащить «шведского комсомольца» на родину.

1 ноября в ходе советско-шведских переговоров на уровне министров обороны было выработано окончательное решение проблемы С-363. Шведы согласились снять её при выполнении следующих условий:

СССР должен принести официальные извинения Швеции за инцидент
Оплата за все расходы по спасению субмарины целиком и полностью ложилась на советскую сторону
Снимать лодку с мели будет только шведский корабль (то есть советские корабли не будут допущены в территориальные воды Швеции)
Командир Гущин и офицеры лодки должны быть допрошены шведской стороной
На следующий день командир лодки и его замполит отправились на встречу со шведскими военными, где в присутствии представителей КГБ и советского посольства ещё раз подтвердили официальную версию — ошибку навигационного оборудования. Шведы с этой версией согласились, по крайней мере, на официальном уровне.

6 ноября С-363 была снята с мели и покинула территориальные воды Швеции.

Последствия

Капитан лодки Гущин из капитана подводной лодки был переквалифицирован в завскладом в Прибалтике.
Аврукевич был уволен с флота.
Штурман отделался выговором
Замполит Беседин не пострадал.

Начштаба ВМБ Карлскруна Андерсен был снят с должности, эпизод с советской подводной лодкой положил конец его карьере.

Судьба лодки С-363 остаётся неизвестной. По одной из версий, в 1989 году её отправили на разделку в Таллин. По другой, она затонула в Балтийском море при перегоне на слом в Голландию.

В 1991 году владельцы шведского парка развлечений Skara Sommarland купили подводную лодку пр. 613 (номер мне не удалось установить), выкрасили её в красный цвет и под видом С-363 превратили в один из аттракционов. Но в 1994 году парк обанкротился и лодку продали на металлолом в Голландию для покрытия долгов. К лодке С-363 она отношения не имела.

На Западе этот эпизод получил название «Whiskey in the rocks» — Виски на скалах, по кодовому слову «whiskey», обозначающему данный тип лодки в странах НАТО.

После того случая, Швецию поразила настоящая перископная болезнь. «Русские подводные лодки» находили везде, где это было только возможно — причем даже там, где глубина не позволяла взрослому человеку полноценно нырять. Последний раз неизвестную «русскую подводную лодку» в Швеции наблюдали в 2014 году — тогда на её поиски были брошены все силы шведского флота. Лодку, как водится, не нашли — есть предположение, что она уплыла на нерест в Северное море.

Впрочем, соседи шведов, норвежцы, пошли ещё дальше, и «обнаружили» вместо подводной лодки … «русскую военно-морскую белуху». Такие дела.

________________________________________________________________________________

А ещё «шведский комсомолец» дал студентам университета Уппсалы отличную традицию — каждый год они строят самодельные суденышки и плывут на них по Вальборгу. Часто кто-то строит подводную лодку, и сидит в ней в ушанке с важнейшим русским навигационным прибором — vodka & balalaika …

________________________________________________________________________________
Использованные материалы:
1) https://ezyk091978.livejournal.com/36893.html — подробный разбор в 3 частях
2) https://radio-rhodesia.livejournal.com/974016.html — ещё один разбор
3) https://nationalinterest.org/blog/buzz/ ... eden-24687 — взгляд американцев
4) Скандинавия с черного хода. Записки разведчика: от серьезного до курьезного

путиноид


 
 Профиль Отправить email  
 
СообщениеДобавлено: 28 окт, 2019, 15:56
Заголовок сообщения: Re: Этот день в русской истории.
offline
******

Зарегистрирован: 23 янв, 2008, 20:08
Сообщения: 2007
Откуда: Севастополь
Баллов: 364

Добавить баллУбрать балл
nazar-v, :)
Да, "рассказывайте" теперь- "водка, балалайка, погнули антенну..." По-любому, геройски разведывали секретный фарватер! Капитана наградили секретным орденом и отправили в секретную академию ГРУ, а штурмана навеки заперли в почтовом ящике, где он разрабатывал ГЛОНАСС.

Слуха у меня нет. Но петь люблю!


 
 Профиль  
 
СообщениеДобавлено: 30 окт, 2019, 16:56
Заголовок сообщения: Re: Этот день в русской истории.
offline
апостол
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 21 апр, 2014, 22:14
Сообщения: 6121
Баллов: 713

Добавить баллУбрать балл
30 октября 1951 года в корейском небе, 21 бомбардировщик B-29, шедших в сопровождении почти 200 истр*бителей, были атакованы 44 МиГ-15. В результате боя советские лётчики сбили 12 бомбардировщиков В-29 и 4 истр*бителя F-84.
В США этот день называют "чёрным вторником".

"Между слухов, сказок, мифов,
просто лжи, легенд и мнений
мы враждуем жарче скифов
за несходство заблуждений". ©


 
 Профиль  
 
СообщениеДобавлено: 07 ноя, 2019, 17:12
Заголовок сообщения: Re: Этот день в русской истории.
online
патологоанатом
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 04 фев, 2006, 12:29
Сообщения: 15222
Откуда: Крым - Кубань - Москва
Баллов: 2542

Добавить баллУбрать балл
Граждане дорогие! С Днем Великой Октябрьской Социалистической революции Вас! С Днём 7 Ноября!

Праздничный марш однако

Мы - русские, мы всё равно поднимемся с колен.


 
 Профиль  
 
СообщениеДобавлено: 07 ноя, 2019, 19:43
Заголовок сообщения: Re: Этот день в русской истории.
offline
******
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 23 июл, 2009, 23:36
Сообщения: 2891
Баллов: 709

Добавить баллУбрать балл
С праздником.

Ceterum censeo Ucraina esse delendam


 
 Профиль  
 
СообщениеДобавлено: 08 ноя, 2019, 12:26
Заголовок сообщения: Re: Этот день в русской истории.
offline
апостол
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 21 апр, 2014, 22:14
Сообщения: 6121
Баллов: 713

Добавить баллУбрать балл
8 ноября 1582 года дружина казаков под предводительством атамана Ермака Тимофеевича вступила в столицу Сибирского ханства — град Искер. А местные жители присягнули на верность российскому царю.

"Между слухов, сказок, мифов,
просто лжи, легенд и мнений
мы враждуем жарче скифов
за несходство заблуждений". ©


 
 Профиль  
 
СообщениеДобавлено: 08 ноя, 2019, 17:53
Заголовок сообщения: Re: Этот день в русской истории.
online
патологоанатом
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 04 фев, 2006, 12:29
Сообщения: 15222
Откуда: Крым - Кубань - Москва
Баллов: 2542

Добавить баллУбрать балл
9 ноября 1989 года состоялось "падение берлинской стены".
Изображение

https://www.kp.ru/video/742498/

Уже 30 лет как прошло, а горбатого пiдара за все его преступления и ублюдство так на кол и не посадили. ((

Неужели современные немцы настолько счастливы, что социалистический лагерь и Союз ССР оказались разгромленными?
Им что, от американской колонизации стало жить лучше?

Мы - русские, мы всё равно поднимемся с колен.


 
 Профиль  
 
СообщениеДобавлено: 08 ноя, 2019, 18:02
Заголовок сообщения: Re: Этот день в русской истории.
offline
*****
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 20 фев, 2015, 0:38
Сообщения: 1625
Откуда: Москва
Баллов: 355

Добавить баллУбрать балл
Clinic-Control писал(а):
Уже 30 лет как прошло, а горбатого.....


Да его даже черти к себе не берут.


 
 Профиль  
 
СообщениеДобавлено: 08 ноя, 2019, 18:40
Заголовок сообщения: Re: Этот день в русской истории.
offline
12k сообщений+

Зарегистрирован: 29 окт, 2009, 0:59
Сообщения: 12615
Откуда: Оренбург-Самара-СПб
Баллов: 322

Добавить баллУбрать балл
Clinic-Control писал(а):
Неужели современные немцы настолько счастливы, что социалистический лагерь и Союз ССР оказались разгромленными?
Им что, от американской колонизации стало жить лучше?

После падения социализма и мы стали жить куда лучше.

Фото Самары:
http://www.skyscrapercity.com/showthread.php?
http://www.skyscrapercity.com/showthread.php?t=1334997


 
 Профиль  
 
СообщениеДобавлено: 08 ноя, 2019, 18:50
Заголовок сообщения: Re: Этот день в русской истории.
online
патологоанатом
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 04 фев, 2006, 12:29
Сообщения: 15222
Откуда: Крым - Кубань - Москва
Баллов: 2542

Добавить баллУбрать балл
l-s писал(а):
Clinic-Control писал(а):
Неужели современные немцы настолько счастливы, что социалистический лагерь и Союз ССР оказались разгромленными?
Им что, от американской колонизации стало жить лучше?

После падения социализма и мы стали жить куда лучше.

Не надо юродствовать. Жертвы и потери после уничтожения и развала СССР еще никто не подсчитывал.
Но их можно сравнить с потерями в Великую Отечественную войну. И даже больше, то что касается Украины.

Мы - русские, мы всё равно поднимемся с колен.


 
 Профиль  
 
СообщениеДобавлено: 08 ноя, 2019, 19:30
Заголовок сообщения: Re: Этот день в русской истории.
offline
12k сообщений+

Зарегистрирован: 29 окт, 2009, 0:59
Сообщения: 12615
Откуда: Оренбург-Самара-СПб
Баллов: 322

Добавить баллУбрать балл
Clinic-Control писал(а):
Не надо юродствовать. Жертвы и потери после уничтожения и развала СССР еще никто не подсчитывал.
Но их можно сравнить с потерями в Великую Отечественную войну. И даже больше, то что касается Украины.

Украина меня мало интересует. А потери в России были обусловлены кучей факторов.

Фото Самары:
http://www.skyscrapercity.com/showthread.php?
http://www.skyscrapercity.com/showthread.php?t=1334997


 
 Профиль  
 
Показать сообщения за:  Поле сортировки  
Начать новую тему Ответить на тему  [ Сообщений: 516 ]  На страницу Пред.  1 ... 17, 18, 19, 20, 21

Часовой пояс: UTC + 3 часа

Вы не можете начинать темы
Вы не можете отвечать на сообщения
Вы не можете редактировать свои сообщения
Вы не можете удалять свои сообщения


Сейчас этот форум просматривают: АндрейВикторович, bkmz67, Clinic-Control, egoMANIAC, Google Adsense [Bot], JohnRus, O.S.O, omela55, SOFAD, Troublemaker, В.Бут, Череповец, Это Веселоживем и гости: 47

Перейти:  
Правила севастопольского политического форума

 

 



Powered by phpBB © 2000-2011 phpBB Group
Русская поддержка phpBB