Топ-пять предметов советской дольче-вита. Самый-самый горячий (и даже - ошпаренный) поклонник советского прошлого не станет возражать против очевидного. Да. В СССР бытовал дефицит модных вещей и не наблюдалось трендо-брендового изобилия, а потому советский человек хватал, что ему доставалось - часто в борьбе. По сути не имея выбора, мы формировали особые пристрастия, связанные с понятием «роскоши» или хотя бы - обеспеченной жизни, чуть приближенной к дольче вита. Интересно, что некоторые западные фирмы, делая ставку на советский рынок, не прогадали. У себя дома они боролись за потр*бителя. В СССР у них не было равных. Давайте же вспомним топ-пять брендов, оставшихся в памяти, как фирма - с ударением на букву «а». Причём, это была фирмадля шир-нар-масс, а не для мажоров, знавших названия покруче.
1. Итак, первым номером у нас идут кроссовки Adidas. Политбюро ЦК КПСС, решая вопрос об экипировке советской олимпийской сборной, остановило свой выбор именно на этой фирме, уже зарекомендовавшей себя - ещё с 1920-х годов. Три полоски! Пока модники охотились за продукцией фирмы Ади Дасслера, магазины были завалены непрезентабельной вельветовой обувью, которая значилась, как «спортивные туфли». Кроссовки Adidas надевали, куда угодно и с чем угодно. Они казались самоценными и самодостаточными. Даже трёпанные и ношенные, они могли быть украдены из раздевалки. Так называемые «цеховики» - подпольные дельцы - клепали адидасы на списанном или даже ворованном оборудовании. Предприимчивых ребят ловили и сажали - только не за подделку брендовой обуви, а за сам факт её изготовления. Другие фирмы тоже выпускали кроссовки, однако, для советского обывателя было важно приобрести именно Adidas. На слуху. Всем понятно и - знаково. Если честно, среднестатистические модники Страны Советов не любили ...выделяться.
2. Далее по курсу - напиток Pepsi-Cola, который, с одной стороны, противопоставлялся коварной, идеологически вредной Coca-Cola, а с другой - была ...ничем не хуже. Переговоры с PepsiCo велись очень давно - аж с 1930-х годов, однако, выпускать Пепси стали в 1970-х, чтобы к началу следующего десятилетия этот шипучий напиток в своеобразных бутылках стал частью советской жизни. Более-менее красивой и удачной. Впрочем, Виктор Пелевин сказал об этом гораздо лучше: «Когда-то в России и правда жило беспечальное юное поколение, которое улыбнулось лету, морю и солнцу - и выбрало "Пепси". Сейчас уже трудно установить, почему это произошло. Наверно, дело было не только в замечательных вкусовых качествах этого напитка. И не в кофеине, который заставляет ребятишек постоянно требовать новой дозы... Как бы там ни было, эти дети, лежа летом на морском берегу, подолгу глядели на безоблачный синий горизонт, пили теплую пепси-колу, разлитую в стеклянные бутылки в городе Новороссийске, и мечтали о том, что когда-нибудь далекий запрещенный мир с той стороны моря войдет в их жизнь».
3. Поговорим о духовной пище? Тут рулил журнал для небогатых немецких домохозяек Burda Moden. Это был не просто набор выкроек – по этому журналу советские женщины, что называется, узнавали «красивую жизнь». Хотя, повторюсь, журнал Анны Бурды изначально планировался, как подспорье для женщин, чей достаток не позволяет покупать новое. Возить Бурду стали где-то в 1960-х годах - разумеется, загранкомандировочные. Наши же издатели так и не смогли противопоставить ...бурде что-то своё — разумное-доброе-вечное и — красивое. По сути, Перестройка оказалась бунтом в пользу блескучих дискотечных штанов и завлекательных обёрток. Нет. Глянцевых, приятно пахнущих страничек. В 1987 году в СССР вышел первый русскоязычный номер журнала ‘Burda Moden’. Эта новость была настолько сенсационной, что, не успев выйти из печати, русская ‘Burda’ сразу же сделалась предметом спекуляций. Чтобы хоть как-то остановить этот неизбежный процесс, журнал попробовали распространять на производствах, через систему профкомов. Сейчас на разных антиквар-сайтах люди продают свои подшивки Бурд - их не выбрасывали! Ценность же.
4. Вспомним ароматы детства? Для всяких странных антисоветчиков это - вонь варёной капусты и помойного ведра. Для многих же это - мамины духи Climat от Lancôme. Французских духов - много. Даже в СССР можно было купить другие варианты. Но! Долгое время именно Climat сделались знаком-символом. Очень часто ими пахло от работниц торговли (56-й размер, красное лицо, пальцы-сардельки, завивка-перманент) или от чудовищно одетых преподавательниц, которым это подарили в благодарность за трояк-для-балбеса (или за пятёрку для начальственной дочки). По сути, этот аромат - весьма навязчив и привязчив. Он - красив, но обязывает. Да кто ж в СССР об этом думал? Женщину, отказавшуюся от Climat только потому, что ей не идёт подобный букет, сочли бы душевно больной. А всё почему? С фирмой Lancôme у СССР были хорошие связи и, в принципе, было можно достать их косметику - с золотой розочкой на упаковке. Бери климу и не выёживайся.
5. И, наконец, самое-самое. То, из-за чего, собственно. Американские джинсы. В данном случае, фирмы Lee, хотя, котировались и Wrangler, и Levi's и даже итальянские Super Rifle. «Упакованный в фирму́» означало не просто «одетый в заграничные вещи от известных фирм». Наивысшим шиком считались американские штаны Lee-Levi`s-Wrangler, которые вполне могли тягаться по «крутизне» с платьем от Кардена. Помню статью о девушке из ВУЗовского общежития, на которую никто не обращал внимания, пока она не взяла у богатой подруги штаны с волшебной надписью LEE, и в этаком виде пришла на королевский бал, точнее, на институтскую дискотеку. И только тут местные принцы заприметили прекрасную Золушку, оценив её стройную фигуру, золотые волосы, дивные глаза и умение красиво танцевать. Смысл повествования сводился к тому, что современные, жвачно-циничные принцы смотрят исключительно в сторону фирменных девчонок, что ужасающе бездуховно. Как будто хрестоматийный Принц из сказки Шарля Перро полюбил бы Золушку в её повседневном прикиде...
https://cont.ws/@zimin/901830 Как-то так...