Страховщики и страховые брокеры ожидают повышения цен на страхование рисков судовладельцев и морских грузов в Черном и Азовском морях после решения лондонского объединенного комитета по страхованию морских военных рисков включить в список Listed Areas (куда относятся зоны вод военных рисков, рисков терроризма и пиратства) украинские и российские воды в Черном и Азовском морях. При этом пока повышение цен на страхование таких рисков не будет значительным, показал опрос "Интерфакса".
"Решение западных страховщиков объявить Черное и Азовское моря регионом террора и военных опасностей является политически мотивированным", - заявил журналистам в среду президент Всероссийского союза страховщиков (ВСС) Игорь Юргенс, комментируя решение, опубликованное ассоциацией Lloyds, о включении этих зон в список Listed Areas. Юргенс считает, что это решение - "своего рода продолжение экономических санкций против России"."Даже с учетом того, что в этих водах в настоящее время ведутся военные маневры, информация о зонах, где они проходят, заранее объявлена, торговые и пассажирские суда их могут обходить, так всегда было", - отметил глава ВСС. При этом Юргенс напомнил, что "прецеденты такого рода решений западных страховщиков случались и ранее, например, так, объявлялось опасным морское судоходство во время грузино-абхазского конфликта".
В настоящее время перед судовладельцами и страховщиками стоит дилемма - или поднять тариф по страхованию военных рисков, или прекратить на некоторое время судоходство.
Решение лондонского рынка о включении Черного и Азовского морей в список зон военных рисков для судоходства "не имеет реальных оснований, изменения степени риска не произошло, но оно потребует от судовладельцев, чьи суда заходят в эти воды, определиться с линией поведения в сложившейся ситуации", сказал "Интерфаксу" глава страхового брокера "Ростеха" (ООО "СБ "СБ-Страхование") Николай Галушин.
"Уверен, что судоходство в регионе остановиться не может, надеюсь, что все стороны осознают - с точки зрения риска никаких изменений в регионе не произошло и не произойдет, и в силу этого дополнительное покрытие либо будет предоставляться бесплатно, либо за какие-то символические дополнительные деньги. Вместе с тем вопросы, связанные с перестрахованием морских рисков, будут упираться в позицию международных перестраховщиков, в том числе лондонских перестраховщиков", прогнозирует Галушин.
Вместе с тем пока вариантов реакции на решение лондонских морских страховщиков со стороны судовладельцев может быть несколько, считает он: "Продолжать совершать рейсы, не покупая покрытие в отношении военных рисков, запрашивать отдельное дополнительное страховое покрытие в отношении военных рисков и надеяться на то, что включение такого покрытия не будет стоить дополнительных денег . В случае выставления страховщиком требования уплаты дополнительной премии - заплатить ее, либо продолжать судоходство без покрытия военных рисков".
При реализации негативного сценария развития событий (маловероятного) принятые международными страховщиками меры "могут привести к серьезному ограничению судоходства в регионе", сказал Галушин.
Новые ограничения лондонских страховщиков "более чувствительны для судовладельцев Украины, чем для судовладельцев России, поскольку в отличие от России у Украины нет морских портов, которые бы выходили в другие моря", обращает внимание Галушин.
Пострадать от подобных решений "могут не только Россия и Украина, но и все остальные причерноморские страны. Негативное влияние может проявиться в связи с взиманием большой дополнительной премии и даже с полным отказом от предоставления страхового покрытия. В таком случае судовладелец будет самостоятельно решать, осуществлять ли движение в указанном районе судоходства, нести гипотетический риск на себе или разделять его с грузовладельцем, получать гарантии от третьих лиц, или, возможно, организовывать сопровождение груза военными подразделениями или в охраняемом конвое судов (как это было в Аденском заливе). Надеюсь на то, что здравый смысл и желание работать на рынке и с клиентами приведет к тому, что и российские страховщики, и их международные перестраховщики будут принимать взвешенные (необременительные) решения для судовладельцев", - подчеркнул Галушин.
"Объединенный комитет уже несколько десятилетий определяет политику по линии защиты военных рисков в морском судоходстве", - сообщил "Интерфаксу" генеральный директор международной брокерской компании Oakeshott Insurance Consultants Ltd. Георгий Гришин.
"Если в список военных рисков попадает порт или страна - cудовладельцам приходится платить за повышенный риск. Эти платежи могут быть переложены на грузополучателей. Повышается цена груза, пока не радикально, поскольку все страховщики понимают, что в Черном море ситуация успокаивается. Но повышение стоимости страхования грузов будет иметь место. Суда в этих морских зонах по-прежнему будут страховаться, просто стоимость страхования возрастет. Пока - незначительно, но при изменении ситуации цена страхования возрастет серьезней", - продолжил он.
Отвечая на вопрос о возможном сроке нахождения стран в списке морских зон военных рисков, Гришин сказал агентству, что анализ архивных данных показывает: "в отношении Грузии - единственной черноморской страны, когда-либо попадавшей в этот список, включение Грузии в Listed Areas длились почти 5 лет - до марта 2013 года. При том, что военные действия проходили в течение недели в августе 2008 года".
Как сообщило агентство "Интерфакс-Украина" в среду, украинские страховщики не видят повода для паники, резких движений в ценовой политике или подходах к страхованию в связи с включением прилегающих к Украине и России акваторий Черного и Азовского моря в список зон с повышенным риском, об этом заявил директор департамента андеррайтинга СК "ИНГО" Андрей Семченко. (Компания не имеет отношения к российской группе "Ингосстрах" - прим. ИФ).
Как сообщил Семченко, "на данный момент морские инциденты не зафиксированы, однако их возможность очевидна, поэтому в целях безопасности комитет выпустил требование извещать андеррайтеров о перевозках в этом районе. Как это повлияет на грузоперевозки, мы будем наблюдать в ближайшее время. Мы не видим повода для паники и резких движений в ценовой политике или подходах к страхованию", - прокомментировал он соответствующее решение Лондонского комитета Joint War Committee относительно указанных акваторий.
Стандартное покрытие рисков по полисам каско судов и ответственности судовладельца не включает военные риски, такое покрытие запрашивается и предоставляется при совершении рейсов в опасные зоны, к каковым Черное и Азовское море прежде не относилось.
С 16 февраля 2022 начали действовать ограничения Joint War Committee по страховому покрытию морских судов, которые входят в украинские и российские воды Черного и Азовского морей. Это означает, что такие суда должны иметь дополнительное страховое покрытие по War Risk и War P&I Risk.
Ситуация с объявлением российских и украинских вод в этих двух морях схожа с ситуацией, когда лондонские перестраховщики объявили зоной повышенных рисков воздушное пространство Украины, такие ограничения начались с 14 февраля этого года. И там, и в морском страховании "все в итоге будет зависеть от конкретных страховщиков и согласования ими условий с перестраховщиками, которые по факту являются носителями основной части риска", подытожил Галушин.