skroznik писал(а):
Несколько слов о "водородном клубе".
В настоящее время все ведущие страны применяют в космических ракето-носителях ступени с двигателями работающими на жидком водороде и жидком кислороде. Эти страны принято называть водородным клубом. Россия тоже некоторое время входила в водородный клуб, но в 90-х годах в России была полностью утеряна технология водородных двигателей для [верхних ступеней] ракет-носителей.
Ага, понятно... Т.е., если т.н. ведущие страны входят в т.н. "водородный клуб", то мы должны выкинуть свои великолепные керосинки, и очертя голову, тратя огромные деньги, ресурсы и время, срочно начать делать очень модные водородные двигатели и носители на них, а затем ещё и тратить в разы больше средств на их эксплуатацию... И весь этот задорный идиотизм, только лишь ради попадания в сей пресловутый "водородный клуб", да?...
Ну в таком случае, мы должны ещё и узаконить пидорастические браки, разрешить поганым пидорам детей усыновлять, и вообще окружить сию погань всяческим почётом и уважением, чтобы вместе с "водородным", нам ещё и в "пидорастический клуб" попасть, потому, что сейчас в него тоже входят все т.н. ведущие страны.
Да,
skroznik?...
skroznik писал(а):
Следует отметить что химических ракетных двигателей более эффективных чем ЖРД на водороде никогда существовать не будет. Двигатели на керосине - это РД предыдущего поколения и годятся только в качестве первых ступеней для ракет-носителей - в силу своего низкого удельного импульса по сравнению с водородным двигателем.
- Первыми водородные двигатели применили американцы - с 1963 года они десятки раз применяли различные ракето-носители с водородными двигателями. Лунная программа США на основе ракето-носителя Сатурн-5 вообще была бы невозможна без водородных двигателей - без них грузоподъемность ракеты с такими габаритами на низкую орбиту массы 130 - 140 тонн была принципиально невозможна.
- Вторыми после американцев в водородный клуб вступили европейцы, с 1979 года применяя на всех своих ракетах Ариан водородные ступени.
- Третьими в 1984 году вступили китайцы - осуществив свой первый успешный запуск ракеты-носителя с водородной маршевой ступенью.
- Четвертыми в 1986 году стали японцы - с этого времени все массивные космические аппараты они запускают в подавляющем большинстве на водородных ступенях.
- И наконец пятым стал СССР - осуществив два запуска РН с водородной ступенью с очень даже неплохими водородными двигателями РД-0120 - которые после доработки даже превзошли водородные двигатели для шаттла.
- Шестым членом водородного клуба станет видимо Индия, которая уже провела успешные испытания жидководородного двигателя для своей ракеты-носителя, способной выводить на геостационар до 4,5 тонн
Начиная с 1995 года Россия предприняла отчаянную попытку восстановить свое членство в водородном клубе - президентом была утверждена программа государственной важности по созданию ракеты-носителя "Ангара", которая предполагала использование на второй (а позднее и на третьей) ступени водородных двигателей от "Энергии" - РД-0120
Но... Технологий производства единственных в России ЖРД для ракет-носителей на жидком водороде РД-0120 на тот момент уже не существовало:
Цитата:
Для создания сверхтяжелой ракеты потребуется 700 млрд рублей и не менее 12 летМосква. 28 июля 2015. INTERFAX.RUРаботы по созданию ракеты-носителя сверхтяжелого класса займут более 10 лет и потребуют восстановления технологий и производств, заявил "Интерфаксу" руководитель научно-технического совета Роскосмоса Юрий Коптев.
"
Предварительные оценки показали, что эта работа может стоить порядка 700 млрд рублей, по времени она занимает не менее 12 лет и требует восстановления ряда технологий и производств. Например,
оценка восстановления производства [водородных] двигателей РД-0120 в Воронеже займет не менее 8-9 лет", - заявил Коптев во вторник.
По его словам, разработка ракеты такого класса потребует и создания соответствующей структуры на космодроме Восточный в Амурской области.
Как результат - Ангара создавалась несказанно долго (по истечению двух десятилетий ее испытания еще далеки от завершения) и полностью на керосине, что существенно снизило ее параметры выводимого на орбиту груза...
Но кризис в создании водородных ЖРД в России оказался существенно глубже. Даже создаваемые "игрушечные" водородные двигатели для разгонных блоков, тягой не более 10 тонн (!) (по этому показателю они не годятся в качестве двигателей для ракет носителей) - мы не применяем их при запусках своих спутников... Несколько штук применили при запусках индийских спутников. Но при запуске индийских спутников почти с экваториальной плоскости при помощи этого разгонного блока удается вывести на геостационар в лучшем случае не более 2,5 тонн. Слабые параметры этих блоков видимо и не позволяют нам применять их для запусков своих спутников на геостационар с более высоких широт. Да и Индия уже создала свой ЖРД на водороде для запуска на геостационар до 4,5 тонн.
Без возобновления производства жидководородных двигателей нам можно забыть о соперничестве в космосе навсегда - мы по главнейшему качественному параметру ракет-носителей - удельному импульсу и так уже пятые...
PS
Цитата:
Преимущества универсальной ракетной транспортной космической системы (УРТКС) "Энергия" - "Буран" и журналисты, и официальные представители отечественной космонавтики описывали одинаково. Подчеркивалось: при создании комплекса применены самые передовые научно-технические решения, соответствующие мировому уровню. Называлось использование в качестве маршевых высокоэффективных кислородно-водородных жидкостно-ракетных двигателей (ЖРД).
Однако люди, интересующиеся состоянием мирового ракетостроения и космонавтики, не могли при этом не спросить: "Как случилось, что кислородно-водородные ЖРД, широко применяющиеся за рубежом уже почти три десятилетия, в Союзе были впервые установлены на ракете, совершавшей первый старт 15 мая 1987 г.?" Вопрос остался без ответа.
http://www.astronaut.ru/bookcase/article/article36.htm?reload_coolmenusТы чего, мухоморов нажрался, или снова галоперидолу не досталось?...
На кой хрен в "Ангаре" нужны
РД-0120, с ихними 200 т. тяги, куда их там лепить?...
В качестве третьей водородной ступени, если она понадобится, вместо
"Бриза-М", в ней разгонный блок
"КВТК" используется, с двигателем
РД-0146Д, технологии производства которого никуда не девались, и деться не могли, ибо к указанному тобой 95-му году, его ещё даже разрабатывать не начинали. И кстати, по части столь горячо тобой любимого удельного импульса (470 с.), равных ему в мире нет.
И даже для второй ступени, РД-0120 никаким боком в "Ангару" не лезет, бо при его тяге, от перегрузок всё нахрен развалится, и в первую очередь полезная нагрузка. Был там вариант с водородной второй ступенью заместо УРМ-2 (может и остался - ХЗ), так в нём четыре двигателя от разгонного блока (третьей ступени) использовались, что вполне нормально и логично.
Ну не нужен сейчас РД-0120, никуда и никому, ибо не во что его ставить, какой бы хороший он не был. Поскольку, со своей тягой, годен разве что для верхних ступеней какого нибудь супертяжа, если тот вообще когда-то понадобится. А для первых ступеней, где такая тяга вполне уместна, водород во всём проигрывает керосину, и даже гептилу, даже со своим высоким удельным импульсом, и посему, нах там не нужен. Что тебе уже 100500 раз растолковывалось, как теоретически, так и практически (привет никому не нужной "Дельте-4 Хеви").
А "Ангара" так долго делалась, от того, что всякая подпиндосная сволочь, в 90-е, почти всё и почти полностью развалила, в том числе и космическую отрасль. И чудо дивное, что ту "Ангару" вообще в нуль не просрали, вместе со всем космосом, да и всей страной, и она хоть сейчас летать начинает. А тем людям, которые в кошмаре 90-х сохранили отрасль, несмотря на все старания твоих подпиндосных коллег и самих пиндосов, нужно памятники при жизни ставить.
Так что, кризис не в России с водородными ЖРД. Кризис у тебя в голове, с пониманием весьма простых по сути вещей.
Учи матчасть!!!
"постоянно ловиться на незнании, при этом постоянно умудряется вывернуться" (ц) Mortem
Им будет не просто... Тем, кто полагается на истину авторитета, вместо того, чтобы полагаться на авторитет истины. (ц) Джеральд Месси