radioscanner писал(а):
В США объяснили победу над СССР в лунной гонке.Американские эксперты изложили свою точку зрения о том, почему первым человеком на спутнике Земли оказался гражданин США, а не СССР.
https://news.mail.ru/society/26897376/?frommail=10Видео с изложением возможных причин советских неудач в лунной гонке доступно на канале Curious Droid на YouTube, кратко о нем сообщает издание Popular Mechanics. По мнению экспертов, ключевые работы по лунной программе были доверены протеже Никиты Хрущева — конструктору Владимиру Челомею, с которым у его коллеги Сергея Королева были напряженные отношения. Ситуацию также осложняла конкуренция между примерно 30 конструкторскими бюро за проект сверхтяжелой ракеты.
В США между тем основные работы по лунной программе проводились несколькими дополняющими друг друга компаниями под единым руководством, а выбранный вариант двигателей для американской сверхтяжелой ракеты Saturn V стал оптимальным решением для 1960-х годов.Как признались эксперты, последующая модернизация советских лунных двигателей показала их технологическое преимущество перед американскими агрегатами. Совершенствование двигателей заняло несколько десятилетий, на что в условиях лунной гонки не было времени.
Американцы стали первыми и единственными людьми, достигшими Луны. Первая высадка человека на спутник Земли была совершена 20 июля 1969 года. Всего США шесть раз совершали пилотируемый полет на Луну. СССР планировал лететь на спутник Земли при помощи сверхтяжелой ракеты Н1, все четыре запуска которой прошли неудачно.
Не совсем так.
В начале 60-х из-за не определенности ситуации, отсутствия четкой цели долго не могли решить, по какому же пути идти. Параллельно разрабатывалось три варианта и проект Н1 не был приоритетным. Период идейного шатания закончился летом 1964 г. В Постановлении от 3 августа 1964 г. было определено, что достижение Луны есть главная цель носителя Н1.
В октябре 1964 г. в СССР пришло к власти новое политическое руководство. Уже вскоре начался период подковерной борьбы за власть между заговорщиками, что привело к тому, что им всем какое-то время было не до космоса, а в стране начались очередные перемены.
Брежнев в то время считался временной фигурой среди заговорщиков. Однако он упорно расчищал «место под солнцем» и, в конце концов, прочно утвердился на высшем посту в партии и государстве.
Но заниматься космическим делами, ему и его соратникам видимо было некогда. С одной стороны продолжало действовать постановление от августа 1964 г. и маховик проекта Н1-Л3 постепенно раскрутился, а с другой стороны оно никак не было главным и приоритетным направлением. И такое подвешенное состояние существовало еще 2 года. Параллельно велись работы по проекту УР500-Л1, облет Луны, продолжались работы над пилотируемыми полетами на кораблях типа «Восход» и не забываем военный космос. Для военных разрабатывались новые баллистические ракеты, тяжелая военная орбитальная станция (ТОС) и военные космические корабли. С начала 60-х в ОКБ-1 создавался новый корабль «Союз», модификации которого теперь планировали в качестве лунных кораблей ЛОК и Л1.
В августе 1965 года под председательством Л.В. Смирнова, зампреда Совмина, руководителя ВПК, состоялось "Совещание по ближайшим перспективам развития космонавтики", на котором делался упор на наше отставание от США. Значит, руководство понимало, что уже начинается отставание, но решительных шагов не предприняло. Да сменилось высшее руководство, но вокруг было «болото» разросшегося как на дрожжах советского чиновничества. Скоро они станут истинными хозяевами страны. Постепенно зарастало как болото и космическая отрасль. В результате неистр*бимые качества карьеристов и фаворитов делали их непотопляемыми: тем или иным путем они находили покровителей наверху и «левые» проекты множились и распыляли и так скудные средства.
Смена Хрущева на Брежнева это не только смена одного лидера на другого эта смена в советском руководстве ознаменовала и переход советской системы в новое качество. Собственно заговорщики для того и меняли Хрущева, чтобы приспособить систему власти в стране под себя. До этого в СССР была командно-административная система, во главе которой стоял вождь. Как ни как, но Сталин был вождем в тотальном смысле, а Хрущев был если не вождем как Сталин, но лидером.
После отстранения Хрущева СССР вступил в период всевластия бюрократии, когда власть как бы распылилась между множеством столоначальников, которые как хотели, так и вертели. Надо было только сохранять верность бюрократической иерархии, все остальное было в их компетенции и отдано им на откуп. Страна, её производственный и научный потенциал распался на «удельные княжества», которые вели между собой сложную борьбу, но борьбу не ради созидания, а ради самосохранения.
В новой системе управления уже никто не хотел брать ответственность, а если приходилось затевать что-то новое, то старались распылить ответственность так, что крайних найти уже было нельзя. Хорошо известно, что бюрократия не может создать ничего нового, а только может клонировать старое.
В этом ряду смерть Королева в самом начале 1966 г. некотором смысле тоже является знаковой. Королев был родом из эпохи, которая рождала лидеров. Да лидерам было тогда трудно, но им было и больше доверия и больше было у них рычагов власти.
Перечисленные проблемы, конечно, тормозили дело, но не были решающими.
Реально, что последовало за смертью Королева, в конце концов и привело советскую программу в тупик. Именно здесь еще можно было повернуть ситуацию на путь, который мог привести СССР на Луну и к паритету с американцами.
После смерти Королева встал вопрос о приемнике. Черток пишет: «После смерти Королева "верха" тянули с решением о назначении Мишина главным конструктором и начальником предприятия. Только 11 мая появился приказ министра о назначении Мишина нашим главным и начальником ЦКБЭМ (ОКБ-1). Тогдашнему высшему руководству страны видимо было не до проблем отдельного КБ, похоже в некотором смысле дело выбора приемника Королева было пущено на самотек. Хотя Д.Ф. Устинов предлагал первого заместителя министра общего машиностроения Г.А. Тюлина. Предлагали и С.О. Охапкина, который был ведущим специалистом, заместителем С.П. Королева по конструкции и прочности ракет. Наверно были и другие кандидатуры.
Мишин же был исходно более слабым менеджером, чем Королев и он самым простым способом продолжил его дело, причем явно только его ухудшил. Правда, когда решался вопрос о новом Главном, Брежневым предлагал "раздел власти": Он - Главный конструктор, но при этом ещё будет начальник ОКБ. Но Мишин настоял, что никакой "политический руководитель" ОКБ не нужен и что в таком случае быть Главным конструктором не может. А конфликтность с Мишиным отмечают многие, что пошло не на пользу делу. Не надо было Брежневу здесь идти на поводу.
Реально путь был на поверхности. Уже существовал "Протон" с ПН 20 тн. Причем Н-1 с ПН 75-90 тн. тоже не мог решить высадку и развитие программы по однопусковой схеме. Иной выход - стыковка на орбите и полеты в многопусковой схеме.
А здесь странный провал у Мишина. Корабль «Союз», который делался с начала 60-х, все еще был не готов к полетам. Параллельно шла программа полетов многоместного корабля «Восход». Хотя в ходе двух полетов «Восхода» и был испытан новый корабль, с усовершенствованной системой посадки, возможностью взять на борт до 3 человек, с выходом в открытый космос, но какой либо конкретной корреляции с лунной программой у этих полетов не было. На корабле «Восход» планировался полет женского экипажа и длительный полет аж на 20 суток, что к лунной программе непосредственно не относилось. Решение об ускорении работ над перспективным кораблем «Союз» и замедлении работ над «Восходом» было принято еще при Королеве в 1965 г. Поэтому не удивительно, что как только в реализации технической части полетов кораблей «Восход» наметилось отставание Мишин не только не стал форсировать работу, а свернул программу пилотируемых полетов на кораблях «Восход». А ведь под эти и другие полеты закладывались деньги, тренировались экипажи. Стали ждать полетов нового корабля «Союз». Только на 20 суток оправили в космос собак на последнем корабле типа «Восход». А с «Союзом» дело не заладилось.
В результате почти два года не осуществлялись пилотируемые полеты. Ведь можно было в полетах на «Восходах» тренировать экипажи будущих исследователей Луны, отрабатывать стыковку в космосе.
Далее, кроме Протона с ПН 20 тн., имеем "матрешку" перспективных РН в составе Н-1 - Н-111 с ПН - 5 тн. и Н-11 с ПН - 20-25 тн.
Как объединить эти два направления? Тоже на поверхности!
Носитель УР-500 в своем первоначальном варианте представлял собой двухступенчатую ракету, на которую потом поставили третью ступень. Однако когда встал вопрос об облете Луны, потребовалась четвертая ступень для разгона к Луне и сам облетный лунный корабль.
Королеву удалось объединить работу двух КБ над этим проектом. За Челомеем оставили носитель «Протон», а ОКБ-1 обязалось изготовить облетный корабль Л1 и разгонный блок. В качестве Л1 была взята облеченная модификация корабля «Союз», а разгонный блок это тот самый блок Д из проекта Н1-Л3. Так уже появился гибридный проект.
Однако можно и нужно было пойти дальше. Надо было взять и следующую ступень Г из проекта Н1 и поставить вместо третей ступени «Протон». Получилась бы новая ракета в которой первая и вторая ступень была бы взята от «Протона», а третья и четвертая от Н1. Проблемой было бы согласование размеров двух конструкций. Поскольку диаметр ступеней Н1 был больше. Но это технически решаемо.
Данный вариант был хорош тем, что ступени Г и Д представляли собой ракету Н111.
Для лунного проекта такой вариант давал намного больше. Масса третьей ступени Протона 50.47 т., сухая масса 4,185 т. Масса блока Г - 61.8 т, а сухая масса 6 т. Из-за меньшей тяговооруженности двигателей ступени Г требовалось уменьшить массу блока Г. Тогда разница с классическим «Протоном» практически была бы только в величине удельного импульса кислородных двигателей блока Г, а удельный импульс у керосиновых двигателей немного больше, чем у тех которые используют высококипящее топливо.
Такая модель «Протона» могла поднять на 1 – 2 т. больше. Остальная Н-1 доводится до готовности постепенно.
Вот и все. Технические, финансовые, временные проблемы полетов на Луну для СССР, по сравнению с США, не фатальны.
По мотивам, хоть и спорным, но проработанным -
http://marsmeta.narod.ru/moonrase.html#_Toc188526697