На предприятиях нашего города ковали Великую Победу
На предприятиях нашего города ковали Великую Победу
Город Горький в годы Великой Отечественной войны был одним из основных центров производства оружия, боеприпасов и другого военного снаряжения. Девизом для рабочих горьковских предприятий, как и по всей стране, стали слова: «Всё для фронта! Всё для Победы!». Горьковские заводы работали круглосуточно, к станкам вставали женщины и дети, заменяя ушедших на фронт мужчин. Работали в несколько смен, порой под бомбежками. Но наши земляки продолжали трудиться, вооружая армию и флот и тем самым приближая Победу.
ГАЗ: минометы, аэросани и самоходки
В годы Великой Отечественной войны предприятие было целиком переориентировано на выпуск военной техники.
В самом начале войны перед Горьковским автомобильным заводом стояла задача: в кратчайшие сроки освоить выпуск легких танков Т-60 с 20-миллиметровой пушкой. Вскоре вместо них было налажено производство легкого танка Т-70, вооруженного 45-миллимитровой пушкой, — у нашего ГАЗа было больше возможностей по сравнению с московским заводом № 37. В серию эта боевая машина пошла с апреля 1942 года.
Во второй половине войны легкие танки были признаны малоэффективными, и в 1943 году их производство прекратилось. Автозавод стал выпускать самоходные артиллерийские установки СУ-76 и СУ-76м. За годы войны было выпущено 9 000 самоходок.
С осени 1941 года и в течение 1942-го ГАЗ произвел и поставил фронту 24 145 батальонных 82-миллиметровых минометов.
В 1941–1943 годах автозаводцы выпустили более двух тысяч аэросаней.
В начале войны в кратчайшие сроки был освоен выпуск легкового армейского автомобиля повышенной проходимости ГАЗ-64.
Вклад горьковчан в победу в Великой Отечественной войне
В годы Великой Отечественной войны город Горький и Горьковская область внесли существенный вклад в победу, став одним из главных арсеналов фронта, его ближайшей военно-промышленной базой, центром формирования воинских частей и подразделений и огромным госпиталем.
В годы войны в армию ушли 822 000 наших земляков. Столько же за это время было мобилизовано жителей Москвы, хотя население столицы было почти в 10 раз больше, чем в Горьком.
Во время Великой Отечественной войны на территории нашей области было сформировано более 50 воинских частей и соединений Красной Армии. В ноябре 1941 года в городе Горьком было также сформировано 72 отряда народного ополчения (34 5678 человек), которые участвовали в битве под Москвой. В 1942 году в области было сформировано 57 истр*бительных противотанковых полков, 24 из них приняли участие в Сталинградской битве.
За годы войны горьковчане дали фронту 38 000 танков, 9 000 самоходных артиллерийских установок, бронемашин, 43 000 минометов, 19 202 самолета типа ЛаГГ и Ла, 109 000 автомашин, более 85 000 радиостанций, а также 101 000 артиллерийских орудий, 1165 «катюш» и 27 подводных лодок. В огромном количестве производились боеприпасы.
В городе Горьком было произведено 33,2% танков, 39% САУ, 33% артиллерийских систем, 26% самолетов-истр*бителей, 43,10% подводных лодок, 35% грузовых автомобилей, 59% фронтовых и армейских радиостанций и другого оборудования связи от общего числа выпуска в стране.
Огромный вклад внес город Горький в восстановление здоровья раненых и больных бойцов. В разные периоды войны в Горьковской области функционировал 171 эвакогоспиталь на 71 640 коек, в которых находилось на излечении 422 949 солдат и офицеров.
И всю войну на ГАЗе выпускали легендарную «полуторку» ГАЗ-АА. Этот грузовик был незаменим на фронте, в тылу, на «дороге жизни» в блокадном Ленинграде. Военный шофер Г. Соболь писал: «Хотел бы добрым словом помянуть наши замечательные машины ГАЗ-АА. Рассчитанные на полторы тонны, они брали по две с половиной, а то и больше. Простреленные, поизношенные, они продолжали работать. Когда я вижу наш любимый «газик», готов стать перед ним на колени».
Рабочие трудились героически. Вот что писали газеты-молнии, издававшиеся в дни войны на Горьковском автозаводе выездной редакцией газеты «Правда» в 1943 году: «…Слесарь Рая Королева вчера еще до обеда выполнила дневное задание на 520 проц., а ее подруга Наташа Дегтярева — на 320 проц. Пять с половиной норм дал комсомолец Михаил Манн, по две-три нормы выработали вчера комсомольцы-инструментальщики Родионов, Васин, Бобрин и многие-многие другие. Орденоносец Иосиф Крацер показывает пример боевой работы всей молодежи. Вчера он выработал шесть норм. Честь и хвала молодым бойцам трудового фронта!» или «Десять норм всей бригадой! Так работает стахановская бригада Н. Бобрина. Цех т. Дряхлушина получил заказ на изготовление сложного штампа. Заказ передали для исполнения штамповщикам комсомольско-молодежной бригады Бобрина. Обдумав задание, Н. Бобрин и его товарищ Бобков решили сократить число операций и тем самым ускорить производственный процесс. В результате бригада Н. Бобрина 150-часовое задание выполнила за 15 часов в десять раз быстрее срока! Выработка молодых стахановцев Н. Бобрина и И. Бобкова на второй день работы составила по 1062 проц. нормы».
За выполнение оборонных заданий Горьковский автозавод был награжден орденами Ленина в 1941 году, Трудового Красного Знамени в 1944-м и Отечественной войны первой степени в 1945 году.
«Красное Сормово»: лучшие танки второй мировой
Из всех горьковских предприятий завод «Красное Сормово» с началом войны подвергся самой сложной реконструкции. За 3,5–4 месяца завод выполнил такой объем строительных работ, на осуществление которых в мирное время ушло бы 1,5–2 года. За немыслимо короткий срок судостроительный завод в значительной степени уже превратился в танковый.
В декабре 1941 года в день производилось по 3–4 машины. Но продвижение противника на восток нарушало поставку необходимых деталей и оборудования. Необходимо было срочно наладить выпуск комплектующих на «Красном Сормове». И сормовичи с этой задачей справились.
С московского автозавода перестали поступать водяные радиаторы, и сормовские конструкторы разработали новый трехсекционный радиатор из деталей Горьковского автозавода, а ГАЗу взамен поставляли медные трубки и другие запчасти.
Из Днепропетровска прекратилось поступление воздушных баллонов для запуска двигателя, стали изготовлять баллоны на «Красном Сормове». Для этого были использованы снаряды, забракованные по механической обработке.
Прекратилось поступление траков с Харьковского и Сталинградского заводов. Сормовичи сами организовали производство траков, причем в короткие сроки. Правда, пришлось попотеть. Сначала траки имели трещины и другие дефекты. В поисках удовлетворительных результатов на заводе изготовляли траки как литые, так и штампованные.
Завод «Красное Сормово» с честью справился с выпуском средних танков Т-34 и боеприпасов для реактивной и ствольной артиллерии. Всего за годы войны завод «Красное Сормово» поставил фронту 10 159 танков.
Очень высоко оценил вклад сормовичей Г. К. Жуков: «В октябре 1941 года, когда мне была поручена операция по обороне Москвы, мы начали получать с сормовского завода танки Т-34. Эта помощь пришла вовремя и сыграла большую роль в битве за Москву».
Кстати, танк Т-34 был признан лучшим танком Второй мировой войны. Вот что писал немецкий мемуарист Эрих Шнейдер: «Т-34 пробивал броню немецких танков с 1,5–2 тысячи метров, тогда как немецкие танки могли поражать русские с расстояния не более 500 метров, да и то лишь в том случае, если снаряды попадали в бортовую и кормовую части танка Т-34».
Появление танка Т-34 на восточном фронте для гитлеровцев было неожиданностью, и они были вынуждены в самый разгар войны пойти на освоение новых танков типа «Пантера» и «Тигр». Однако эти машины были в 1,5–2 раза тяжелее танка Т-34 и значительно уступали ему в маневренности. В это же время англичане были вынуждены заменить устаревшие танки «Матильда» более мощными «Кромвелями», а американцы сменили танки М-3 на не менее громоздкие «Шерманы». Русские же танки Т-34 с честью прошли всю войну, претерпели лишь модернизацию.
Строительство подводных лодок началось на «Красном Сормове» в 1930 году, и до начала Великой Отечественной войны построено 11 подводных лодок типа «Щука», 34 подлодки типа «С» IX-бис и 15 подводных лодок типа «Малютка». В годы войны Военно-морскому флоту было передано еще 27 сормовских подводных лодок.
За успешное выполнение заданий правительства по производству танков, бронекорпусов и боеприпасов завод «Красное Сормово» был награжден орденом Ленина в 1943 году, орденом Отечественной войны первой степени в 1945-м.
Машзавод: больше пушек, чем в Германии
За годы войны на машиностроительном заводе было выпущено столько же артиллерийских орудий, сколько на всех предприятиях Германии и гитлеровской коалиции.
Еще в 1934 году на машзаводе было создано КБ, которое возглавил выдающийся конструктор артиллерийского вооружения Василий Гаврилович Грабин (1900–1980). Метод скоростного проектирования, разработанный под его руководством, позволял создавать и испытывать новые пушки в течение нескольких недель, а совместная работа конструкторов и технологов давала возможность в кратчайшие сроки ставить их на конвейер с небывалой экономией металла, энергии и трудозатрат. Это заложило надежную платформу для выпуска военной продукции.
— В годы войны наше предприятие называлось Горьковским артиллерийским заводом имени Сталина, — говорит заместитель генерального директора по кадрам НМЗ Геннадий Суворов. — В то время производство продукции заводу пришлось увеличить в 38 раз по сравнению с мирным временем. Основной костяк работников приходился на женщин и подростков. За военное время завод выпустил 101 873 пушки. Пушки ЗИС-2, 3 были особо любимы в советских войсках. Один выстрел гарантировал точное попадание в цель. Кстати, на Горьковский артиллерийский завод не была сброшена ни одна бомба, хотя в округе разорвавшиеся снаряды были не редкостью. Причиной тому была маскировка по специальной просьбе ведомства генерального комиссара госбезопасности Лаврентия Берии: с воздуха завод смотрелся как обычный жилой микрорайон, не представляющий угрозы для немецкой армии.
Так, в 1941-м на заводе были выпущены танковая пушка Ф-34 и 57-мм противотанковая пушка ЗИС-2. Кстати, Ф-34, пушка для знаменитого танка Т-34, стала лучшим в мире на то время танковым оружием, она стояла на большинстве советских танков, бронепоездов, бронекатеров.
— Во время Великой Отечественной войны заводу 33 раза присуждалось переходящее Красное Знамя Государственного комитета обороны, а в мае 1946 года оно было вручено заводу навечно, — продолжает Геннадий Суворов. — За заслуги в предвоенные и военные годы предприятие награждено орденами Ленина (1939), орденом Трудового Красного Знамени (1942), орденом Красного Знамени (1944), орденом Отечественной войны первой степени (1945). Эти награды — результат самоотверженного труда всего трудового коллектива. Слава и искренняя благодарность этим людям!
ГЗАС: санитарные машины и полевые кухни
— Горьковский завод аппаратуры связи имени А. С. Попова работает в нашем городе с 1916 года, — рассказывает генеральный директор ГЗАС Михаил Гусев. — Тогда это был железо-конструкционный завод «Молот», его эвакуировали из Риги. Во время подготовительных работ по строительству Горьковского автозавода, с конвейеров образованного на бывшей территории завода «Молот» автосборочного завода сходили первые советские «Форды». В 1932 году на нашем предприятии был налажен выпуск автобусов.
В 1941 году большая часть квалифицированных рабочих ушла на фронт. Количество рабочих сократилось с 720 до 400 и до конца войны не превышало 500 человек. Места ушедших заняли подростки и пожилые люди.
Наряду с самосвалами завод начал выпускать штабные и санитарные автобусы, возродилось производство полевых кухонь. Только за три квартала 1942 года фронт получил 6 500 полевых кухонь.
В конце 1941 — начале 1942 года была выпущена для фронта партия аэросаней с воздушным винтом и автомобильным двигателем. На базе грузовых автомобилей оборудовались походные армейские ремонтные мастерские.
На заводе не прекращалось соревнование среди рабочих, выразившееся в организации фронтовых бригад. «В труде, как в бою!» — под таким лозунгом работали эти бригады.
Территория завода неоднократно подвергалась вражеским бомбардировкам. Во время одной из них в июле 1943 года погиб директор завода Герасим Кузьмич Парышев. Более 50 заводчан погибли на полях сражений.
Всего за годы войны было выпущено свыше 7 000 самосвалов, более 10 000 автобусов, более 25 000 полевых кухонь.
«Гидромаш»: шасси для военной авиации
— Война вписала особую страницу в историю завода № 119 имени Г. М. Маленкова, ныне «Гидромаша», — рассказывает директор местного музея Павел Орлов. — С ее началом закончился московский и начался горьковский — нижегородский период в жизни предприятия. Именно в те годы закладывался мощный человеческий и научно-технический потенциал современного «Гидромаша».
В 1941 году московский завод № 119 имени Маленкова имел уже более чем столетнюю историю, 10 лет из которой было связано с авиацией. Производственная программа завода базировалась на выпуске взлетно-посадочных систем для пикирующих бомбардировщиков и истр*бителей, которые были крайне необходимы фронту.
— В октябре 1941 года, когда фашисты вплотную подошли к Москве, Государственный комитет обороны принял постановление о срочной эвакуации завода № 119 в Горький, — продолжает Павел Михайлович. — 400 железнодорожных вагонов доставили в тыл ведущее шассийное производство страны, монтаж оборудования на новом месте был завершен через 18 дней, а с момента остановки завода в столице до его пуска в Горьком прошли всего 41 сутки. За войну завод выпустил 22 тысячи комплектов шасси к самолетам Пе-2, ЛаГГ-3, Як-6, Як-9, Ла-5, Ла-7 и другим. Шасси завода стояли на каждом шестом самолете, сделанном в СССР в 1941–1945 годах.
За четыре военных года 578 заводчан встали на защиту Родины. Сегодня на «Гидромаше» 12 ветеранов, защищавших Родину с оружием в руках,. 40 тружеников тыла, 10 из них трудились в годы войны на заводе имени Маленкова.
Жиркомбинат: порошок для зажигательных смесей и мыло для партизан
В предвоенный год на Горьковском жиркомбинате вырабатывали 40 тысяч тонн мыловаренной продукции в пересчете на 40-процентное мыло –— предприятие было одним из крупнейших в стране поставщиков такой продукции.
С первых дней войны производство перестроилось на военный лад и стало выпускать ту продукцию, которая требовалась фронту. Стали выпускать порошок «НА» — нафтаната алюминия и сухой спирт. Из нафтаната алюминия в Дзержинске изготавливали бутылки с зажигательной смесью.
На комбинате также вырабатывался состав для пропитки ткани противоипритных костюмов, пищевой саломас для жителей блокадного Ленинграда.
Водородный цех стал выполнять задание командования Горьковского ПВО заполнять водородом аэростаты воздушного заграждения.
Самая большая помощь фронту была оказана, когда в 1941 году на комбинате открыли цех дистилляции глицерина. Комбинат стал выпускать для фронта жидкость «Стеол М», которая применялась в гидросистемах артиллерии и авиации.
Также во время войны не прекращалось производство хозяйственного мыла. А вот производство туалетного мыла и стирального порошка в первые месяцы войны прекратили. Но 21 ноября 1941 года на собрании завода главный инженер Товбин сказал: «Мы потеряли несколько мыловаренных заводов в оккупированных городах, и перед нами стоит немедленная задача как можно больше выпускать мыла».
Туалетное мыло отправлялось в основном в госпитали и на фронт. Выполнялись и специальные заказы, например партизанам Белоруссии (это мыло так и называлось).
С 1943 года в цехах организовывались комсомольско-молодежные бригады, лучшим бригадам присваивалось звание «фронтовая».
В годы войны на комбинате был установлен 12-часовой рабочий день. Администрация иногда по нескольку дней не уходила с завода. Когда осваивали производство порошка «НА», директор комбината А. М. Сысоев, главный инженер П. П. Андронов и другие руководители предприятия были на казарменном положении. Все четыре года войны у работников комбината не было отпусков.
Фашисты бомбили, а заводы работали
Не зря передовые рабочие бригады называли фронтовыми. В тылу работали, как на фронте, — изо всех сил, бывало, что под бомбежками.
Первый авианалет фашистских бомбардировщиков на Горький был совершен в ночь с 4 на 5 ноября 1941 года. Бомбили наши оборонные предприятия — ГАЗ, заводы имени Ленина, «Двигатель революции», «Красное Сормово», авиационный.Большие разрушения удалось предотвратить силами ПВО.
В 1943-м на Горький было совершено три крупных налета, основной целью был автозавод имени Молотова. На город была сброшена 1631 фугасная бомба и 33 934 зажигательных, из них на ГАЗ — 1095 и 2493 соответственно.
На автозаводе было разрушено и повреждено 50 зданий и сооружений, более 9 000 конвейеров и транспортеров, 5900 единиц технологического оборудования, 8 000 моторов, 28 мостовых кранов, 8 цеховых подстанций, 14 000 комплектов электроаппаратуры и приборов. ГАЗ сильно пострадал и был отстроен практически заново к середине 1944 года.
Всего за время войны вражеские бомбардировщики совершили 43 налета на Горький, из них 26 налетов ночью.
Девиз «Все для фронта! Все для победы!» был для наших земляков военной поры не пустым звуком, они так думали и так жили, вместе с солдатами на фронте приближая такую долгожданную Победу.
http://dengoroda-nn.ru/proekty/k-70-let ... uyu-pobeduПодготовила Ирина Белова
Фото из Интернета