Предвыборные обещания премьер-министра Владимира Путина об усилении военной мощи страны за счет разработки и поставки к 2020 году в армию массы новейшей техники могут остаться невыполненными. Создавать новые вооружения оборонщикам в буквальном смысле слова негде, утверждают журналисты: с производственных площадей их выгоняют коммерсанты, заведующие ночными клубами и автосервисами.Ярким примером деградации ОПК является ОАО "Концерн ПВО "Алмаз-Антей", гордостью которого нынче вместо долгожданного комплекса С-500 стала самая длинная в Европе барная стойка, пишет "Московский комсомолец". Корреспондент издания побывал на предприятии по приглашению его работников и руководства, надеющихся с помощью СМИ привлечь внимание к проблеме властей.
"Мы сегодня фактически начинаем срывать разработки в области Воздушно-космической обороны. И в первую очередь это касается системы "Витязь". Если она не придет на смену С-300, обороноспособность страны будет сведена к нулю. Сейчас мы должны проводить комплексную настройку средств этой системы, готовить ее к испытаниям, а нам негде это делать! Нашу технику выбросили на улицу, где она стоит, засыпанная снегом!" - рассказал замначальника ОКБ Владимир Селиванов.
В середине прошлого года Игорь Ашурбейли, в течение 10 лет, до 2011 года, возглавлявший "Алмаз", сообщал, что "Витязи" должны появиться в войсках ПВО в 2013-2014 годах. Иначе из-за снятия устаревшей С-300 останется пробел в системе ПВО, отмечал Ашурбейли в разговоре с РИА "Новости".
Похоже, этим планам не суждено сбыться. По словам нынешних сотрудников "Алмаза", собирать новые комплексы становится невозможно: сборочные цеха распродали, а большинство пока занимаемых предприятием площадей арендуют у новых собственников. Сейчас из 152 зданий в собственности завода остались только 11.
"До декабря образцы наших изделий стояли в корпусе, пока вдруг его хозяин не заявил: вы мне тут больше не нужны. Уходите... Таких примеров масса. Недавно образец выкатили из 56-го корпуса... из 46-го потребовали убрать склад готовой продукции, а на днях предупредили, что отдел испытаний, оснащенный уникальным, на 100% импортным и страшно дорогим оборудованием, лишь до конца 2012 года сможет остаться в прежнем здании. Оно, оказывается, тоже уже не наше... Из 16-го корпуса вскоре выселят разработчиков. Собственник выставил здание на продажу. Говорят, там будет гостиница с почасовой оплатой. Очень удобно: прямо рядом с ночным клубом - бывшим сборочным цехом. Там же недалеко сауна", - жалуются конструкторы.
"В нашем главном 14-м сборочном цехе, где рождались образцы всех систем ПВО, начиная с С-75 и кончая С-400, теперь расположен огромный концертный зал и ночной клуб с самой длинной барной стойкой в Европе", - добавил лауреат Госпремии Евгений Никифоров, работающий на предприятии с 1951 года.
"Стоит дворец и церковь. Говорят, Ашурбейли их выстроил для себя"
Вину за бедственное положение "Алмаза" работники и руководство возлагают на бывшего директора Ашурбейли. Люди уверены, что, представляя продажу недвижимости завода в качестве единственной возможности спасти предприятие - нужны были деньги, бывший директор действовал в угоду собственным интересам.
По словам сотрудников "Алмаза", еще до 2001 года ряд корпусов занимали коммерсанты, но тогда недвижимость не продавалась, а сдавалась в аренду. А Ашурбейли, уверяют конструкторы, продавал имущество завода фирме "КБ-1", созданной "Алмазом" в 1998 году. У завода был контрольный пакет акций "КБ-1", но уже в 2000-е, говорит нынешнее руководство, все 100% акций через третьи фирмы перешли к Ашурбейли.
При нем, уверяют сотрудники завода, производственные площади распродавались по цене в 10 раз меньше рыночной, а теперь "Алмаз" вынужден арендовать проданные площади по "реальным" ценам. Чрезмерно заниженные цены в контрактах на продажу корпусов - это теперь единственная надежда "Алмаза" доказать незаконность сделок, так как в остальном все происходило вроде бы законно.
Ашурбейли работники "Алмаза" обвиняют не только в незаконной продаже недвижимости, но и в попытке получить интеллектуальные права на С-400.
"Часть интеллектуальной собственности на С-400 должна была принадлежать не концерну, а "КБ-1", - рассказывает Владимир Селиванов. - Что является индивидуальной собственностью для наших систем? Программное обеспечение". Однако, по словам гендиректора ГСКБ Виталия Нескородова, в 2010 году с приходом Александра Лаговиера на должность генконструктора документация на С-400 и в экспортном варианте, и в облике для Российской армии была передана в "КБ-1", которым, как уже отмечалось выше, владеет Ашурбейли.
"Думаю, планы Игоря Рауфовича касались не только документации, они шли дальше. В конечном итоге - и он об этом говорил - ему хотелось постепенно поглотить "Алмаз"... привлечь сюда еще ряд оборонных структур и создать собственный холдинг", - говорит бывший главком ВВС Анатолий Корнуков.
Распроданной оказалось не только заводская недвижимость "Алмаза", но и ряд "рекреационных" активов. По словам представителей профсоюза завода, на месте профилактория в Куркино, где собирались организовать общежитие для молодых сотрудников, стоят три особняка, обнесенные забором.
"Никто не говорит про наш бывший полигон в Химках, медсанчасть на Габричевского, объекты в подмосковном Поварове... На поле нашего бывшего стадиона в парке Покровское-Стрешнево тоже теперь стоит дворец. И церковь. У нас говорят, Ашурбейли их выстроил для себя. Хотя точно мы не знаем, нас туда не пускают", - заявила член профсоюза Валентина Данилина.
"Пятисотка" под угрозой
Игорь Ашурбейли в разговоре с "МК" от комментариев касательно предъявленных ему бывшими подчиненными обвинений отказался. Нет пока и реакции властей, а ее очень ждут на заводе: "Поймите, мы остались без сборочных цехов! Под угрозой "пятисотка" (комплекс С-500)! Сложилась ситуация, когда сроки, которые нам поставлены, мы заведомо сорвем!".
О том, что поставка С-500 на вооружение сдвигается с 2015 на 2017 год, заговорили еще в начале февраля. Причем по слухам, именно срыв оборонзаказа 2011 года и задержки в разработке "пятисотки" стоили Ашурбейли должности.
Впрочем, в Минобороны сведения о проблемах с С-500 опровергают. Так, главком ВВС генерал-полковник Александр Зелин заявлял РИА "Новостям", что "работы по данному направлению проводятся в соответствии с принятыми решениями и в установленные сроки".
Напомним, в одной из своих предвыборных статей ныне избранный президент России Владимир Путин пообещал, что поступит более 400 современных межконтинентальных баллистических ракет наземного и морского базирования, восемь ракетных подводных крейсеров стратегического назначения, около 20 многоцелевых подводных лодок, более 50 боевых надводных кораблей, около 100 космических аппаратов военного назначения, более 600 современных самолетов, включая истр*бители пятого поколения, свыше тысячи вертолетов, 28 полковых комплектов зенитных ракетных систем С-400, 38 дивизионных комплектов зенитно-ракетных комплексов "Витязь", 10 бригадных комплектов ракетного комплекса "Искандер-М", свыше 2,3 тысяч современных танков, около двух тысяч самоходных артиллерийских комплексов и орудий, а также более 17 тысяч единиц военной автомобильной техники.
"Мы никогда больше не должны допустить повторения трагедии 1941 года, когда неготовность государства и Армии к войне была оплачена громадными людскими потерями", - говорится в статье, которая была опубликована в "Российской газете".
А ведь шансы для повторения трагедии есть, язвительно замечает "МК": "Зайдите в любой оборонный НИИ и увидите, что 50-80% его площадей оккупировали автосервисы и стриптиз-бары. А всеми любимое ледовое телешоу теперь снимают в ангаре известной авиафирмы, где раньше размещалось опытное производство военных самолетов".