http://engine.aviaport.ru/issues/89/pics/pg34.pdfВячеслав Фёдорович Рахманин,
главный специалист ОАО "НПО Энергомаш имени академика В.П. Глушко
Проблематичное начало и
драматический конец
разработки ракеты-носителя Н1
....
Особенностью предполётной отработки ракетных
систем "Сатурн-5" стала
беспрецедентная тщательность обеспече-
ния требуемой высокой надёжности ракетного комплекса. Один из
руководителей Управления пилотируемых полётов НАСА Джордж
Эдвин Миллер, отвечающий за надёжность ракетного комплекса,
сделал ставку на наземную стендовую отработку всех ракетных сис6
тем и в первую очередь ЖРД. Он наглядно и убедительно показал,
что только чёткое разделение отработки на наземные и лётные эта6
пы позволит уложиться в сроки полёта на Луну, провозглашённые
президентом и принятые Конгрессом. А для этого нужно построить
стендовые сооружения, необходимые для проведения огневых испы6
таний как отдельных двигателей F-1 и J-2, так и целиком первых и
вторых ступеней ракеты, а также использовать вспомогательные
ракеты "Сатурн-1" и "Сатурн-1Б", позволяющие провести ту часть
отработки, которую невозможно осуществить в наземных услови-
ях.
.....
Для поведения этих работ в начале 60-х годов в
Центре космических полётов им. Маршалла была создана уни-
кальная стендовая база. В неё входили огневой стенд для испыта-
ния двигателей F-1 и несколько стендов для работ с водородными
ЖРД, в том числе для огневых испытаний двигателей J-2, стенды для
предполётных огневых испытаний первой, второй и третьей ступе-
ней РН "Сатурн-5", а также стенды для статических и динамических
испытаний РН в подвешенном состоянии. На мысе Канавэрал был
создан Центр стартовых операций НАСА для окончательной
сборки РН "Сатурн-5", их предпусковых испытаний и транспорти-
рования на пусковой стол.
.....
К середине 1966 г. программа стендовых доводочных испытаний
двигателей F61 и J62 была завершена. Суммарная наработке двига6
телей F-1 составила более 18 000 с, на завершающей стадии испы-
таний двигатель подвергся 20-кратному включению без съёма со
стенда, при этом его наработка составила 2 250 с (штатная продол-
жительность работы двигателя в составе ракеты составляла 150 с). В
этот же период времени проводилась стендовая отработка двигате-
ля J-2, суммарная наработка составила более 128 000 с, максималь-
ная продолжительность работы одного экземпляра двигателя соста-
вила около 20 000 с при 103-х включениях без съёма со стенда (но-
минальное время работы в составе ракеты 6 390 с).
Получив столь убедительную статистику работоспособности
двигателей, тем не менее конструкторы с целью обеспечения на-
дёжной работы двигателей при их штатной эксплуатации, предус-
мотрели трёхступенчатый контроль пригодности двигателей к по-
лёту: два контрольных огневых испытаний каждого экземпляра дви-
гателя до установки в ступень ракеты, третье огневое испытание -
в составе ступени.