Colobox Wrote:
Авиагоризонт включает в себя и гироскоп. Но авиагоризонт, по-вашему, аппарату без надобности,- он нужен пилоту и только!
Совершенно верно. Автономный авиагоризонт включает в себя и гироскоп. А вот в современных бесплатформенных инерциальных навигационных системах авиагоризонт - сугубо индикаторный прибор для пилота. Автопилоту нужен не горизонт, не вертикаль, а угол поворота относительно своей системы координат, оси которой, в общем случае, могут не совпадать с горизонталью и вертикалью.
Colobox Wrote:
То есть, беспилотные аппараты обходятся без прибора определения положения относительно Земной поверхности (без авиагоризонта)?
Скажем так -
могут обходиться без определения вертикали. А без определения положения относительно земной поверхности не могут. Для простых БПЛА (типа игрушечных квадрокоптеров) вполне достаточно стабилизации с помощью датчиков угловых ускорений. Более сложные аппараты также используют такой способ, как основной. Но там, для надёжности, дополнительно могут использоваться оптические, радио, лазерные, магнитометрические и даже температурные сенсоры. В этом смысле исключение составляют крылатые ракеты с ориентированием по рельефу местности. Там основной способ ориентации - оптический, по вполне понятным причинам. Сейчас он применяется всё шире и на БПЛА в связи с тем, что видеокамеры стали стандартным оборудованием всех аппаратов, а электроника всё меньше, легче и экономичнее. Но всё это не имеет отношения к системам 60-х гг.
Colobox Wrote:
Вот и мусолим здесь, как она вычисляется? Конкретно на ЛМ.
Да, Вы - мусолите. Неужели так и не дошло про датчики углов поворота, астрокоррекцию гироплатформы? Тогда использование посадочного радара, как дополнительного элемента системы позиционирования на этапе начала снижения, для Вас окажется ещё более сложной штукой.
Colobox Wrote:
А, ну да, ЛМ же на парашюте на Луну опускался! Как то упустил из виду..
Да оставьте сарказм. Вам не до шуток, раз не понимаете, что принцип тот же. И там, и там создаётся момент при рассогласовании векторов силы тяжести и силы, ей противодействующей. Только, если ЦМ ниже, то сила тяжести создаёт восстанавливающий момент, а если выше - его нужно создавать отклонением вектора тяги или РСУ. По той самой ООС. Но в обоих случаях колебания происходят около местной вертикали, которую специально определять нет никакой необходимости.