Полвека без Королёва.http://zavtra.ru/content/view/polveka-bez-korolyova/Quote:
"ЗАВТРА". Полвека назад от нас ушел легендарный главный конструктор Сергей Павлович Королев.
Владимир Евграфович, вам посчастливилось работать под его началом. Каким руководителем и человеком был Сергей Павлович?
Владимир БУГРОВ. Главные качества Сергея Павловича, на мой взгляд, — это способность к государственному мышлению при выборе направлений своей деятельности. Умение представлять свои идеи в конструктивных образах, и увлекать ими подчинённых, соратников и руководство страны. Настойчивость в достижении целей, способность убеждать при бережном отношении к чужому мнению. Умение увидеть способности человека и дать им развиться. Стремление закреплять способных людей на важных работах. По-моему, он был лидером потому, что работал в три раза больше остальных.
....
"ЗАВТРА". Многие эксперты объясняют такое положение в космонавтике неэффективным управлением пилотируемыми программами и отсутствием целей, достойных нашей страны.
Владимир БУГРОВ. Да, успехи и провалы в космонавтике во многом зависят от организационной структуры, которая предлагает правительству цели и средства для их достижения, подтверждая возможности их создания в обозримые сроки и с приемлемой стоимостью. Она же должна обеспечить реализацию своих предложений. Такой структурой раньше было ОКБ-1, возглавляемое Королёвым, а целью была экспедиция на Марс. Но он не предлагал правительству сразу высаживаться на Марс, а предлагал разработки, необходимые для экспедиции, но позволявшие попутно решать оборонные и научные задачи. Он же был исполнителем этих проектов. Время от принятия решения до осуществления составляло три‑пять лет.
"ЗАВТРА". Федеральное космическое агентство упразднено — образована госкорпорация — станет ли более эффективной организация работ?
Владимир БУГРОВ. Это вселяет надежду. Если Комаров поймёт, что он фактически назначен Королёвым, то он, по-моему, для управления пилотируемыми программами должен создать в своём подчинении не что-то вроде НАСА, а что-то вроде ОКБ-1. Тогда он сможет требовать от своих, подчинённых ему, проектантов и ведущих конструкторов конкретные национально-привлекательные проекты с компоновками, весовыми сводками, реальными сроками и скромной стоимостью, а не основы политики до 2050 г. А если он решит, что Королёв не он, а кто-то другой в толпе генеральных конструкторов, и будет ориентироваться на корпоративную заинтересованность в МКС и лунной программе элит ведущих организаций, то ничего не изменится.
...
"ЗАВТРА". В одной из наших с вами бесед вы рассказывали, что Королев намечал вторым важным этапом после полета Гагарина, полет человека вокруг Солнца.
Владимир БУГРОВ. Это следующий этап испытаний тяжелого межпланетного корабля после его отработки на Земле и на околоземной орбите в качестве тяжёлой орбитальной станции. Но он предшествует полетам в дальний космос к планетам Марсу, Венере, астероидам. Предполагалось ракетой Н1 вывести комплекс массой 75 тонн на околоземную орбиту. Откуда четвёртой ступенью ракеты разогнать корабль с экипажем из трёх человек до второй космической скорости, вывести его в точку либрации между Землёй и Солнцем, где уравновешены их силы тяготения. Корабль, сохраняя это положение, двигаясь по орбите спутника Солнца, но не удаляясь от Земли, должен был выполнить первый в мире пилотируемый полёт в межпланетном пространстве. Значение такого полёта огромно, после Гагарина это следующий важнейший этап освоения космоса — прямая дорога на Марс.
...
"ЗАВТРА". Многие годы наши СМИ продолжают рассказывать, что Королев проиграл лунную гонку американцам, допустив ошибку при выборе технических параметров ракеты-носителя Н1.
Владимир БУГРОВ. "Лунная гонка" — это миф, выдумка одного из соратников Королёва. Её выдали за историю нашей космонавтики и запустили в наши и зарубежные СМИ, чтобы скрыть факт и конкретных виновников уничтожения советской межпланетной программы в 1974 г. Ракета Н1 предназначалась не для погони за американцами на Луну, а для полетов к Марсу и Венере. Её параметры были заданы в 1960 г. и утверждены в 1962 г. постановлениями правительства. Американцы занимались программой высадки на Луну с 1961 г. Наши стратеги в 1964 г решили "обогнать" их, осуществив облёт Луны раньше. Задачу поручили Челомею, но он с ней не справился. Королёву тогда же поручили разработку лунного посадочного комплекса, и он разрабатывал его как прототип марсианского. Первые чертёжи лунного корабля Королёв смотрел у меня на кульмане только осенью 1964 г., какая же это гонка.
PS.
Quote:
Если следы "на тропинках" будут не наши — мы сами будем виноваты: нас приучили праздновать победу 1945 г., не упоминая имени верховного главнокомандующего Сталина. Нас уже приучают к тому, что космонавтика началась с посадки на Луну, а Циолковский и Королёв заблуждались.