Скорбная дата.
18 января 2010 года в музее завода «Красное Сормово» состоялся вечер памяти, посвящённый 40-летию трагических событий на АПЛ К-320.
18 января 1970 года на одном из стапелей цеха СКМ завода «Красное Сормово» на строящейся подводной лодке произошла авария — неуправляемый пуск реактора и тепловой взрыв. В результате было загрязнено и выведено из строя оборудование реакторного отсека подводной лодки, а также загрязнён корпус стоящей рядом лодки и практически вся производственная площадь цеха. Дезакцивацией занимались около 1000 работников завода, которые жертвуя своей жизнью и здоровьем без посторонней помощи смогли локализовать источник заражения, очистить до допустимых норм огромный цех и стоящие в нём корабли, спустить их на воду и сдать ВМФ.
На мероприятии, по случаю годовщины трагедии, присутствовал технический директор завода «Красное Сормово» Цепилов А.В., ветераны — ликвидаторы аварии, а также представители нижегородских СМИ.
Спуск Энцелада
29 января 2010 года на заводе «Красное Сормово» состоялся спуск на воду танкера проекта 19614 дедвейтом 5,6 тысяч тонн.
Заказчиком является панамская компания Saturn Shipping. Танкер получил название «Enceladus». Контракт на строительство трёх танкеров был заключён в апереле 2008 года. Первый танкер «Titan» уже передан заказчику в октябре 2009 года, с опережением контрактных сроков, «Энцелад» должен быть сдан в июле, а третий танкер — в июле текущего года.
Памятная дата.
10 февраля 1945 года экипаж подводной лодки «С-13», построенной на заводе «Красное Сормово», под командованием легендарного капитана 3-го ранга А.И. Маринеско потопил немецкий военный транспорт «Генерал фон Штойбен» с личным составом танковой дивизии. К тому же, несколькими днями раньше, три торпеды, посланные с подводной лодки «С-13», оборвали речь Адольфа Гитлера, передаваемую судовой трансляцией, а вместе с ней и жизнь лайнера «Вильгельм Густлов», приспособленного под военный транспорт.
За годы войны «С-13» потопила и повредила 5 немецко-фашистских транспортов общим водоизмещением более 40 000 т. За отличие в боевых действиях подводная лодка «С-13» была награждена орденом Красного Знамени. Все члены экипажа были удостоены орденов и медалей. Командиру подводной лодки «С-13» Александру Ивановичу Маринеско принадлежит первое место среди советских подводников по тоннажу потопленных вражеских судов в Великой Отечественной войне.
Сама лодка закончила свой путь в 1956 году, когда была исключена из состава ВМФ СССР. В память о героических событиях рубка подводной лодки «С-13» установлена на территории Нижегородского кремля.
80 лет первой подводной лодке завода «Красное Сормово»
24 февраля исполнилось 80 лет со дня закладки на заводе «Красное Сормово» первой дизель-электрической подводной лодки III серии типа «Щука».
Её торжественная закладка состоялась 23 февраля 1930 года, в 12-ю годовщину создания Красной Армии. Лодка строилась на деньги, собранные комсомольцами и молодежью страны и получила название «Комсомолец». В августе 1933 года лодка была принята в состав ВМФ и служила на Балтике в учебном дивизионе вплоть до начала войны.
В годы Великой Отечественной войны подводная лодка «Комсомолец» была первой в составе первого эшелона 1942 года и совершила два самостоятельных боевых похода.
15 июня в районе маяка Порккалан-Каллбоди ПЛ двумя торпедами отправила на дно вражеский транспорт водоизмещением 10 000 – 12 000 тонн, груженный артиллерией и танками. Самостоятельный поход «Комсомольца» длился 18 суток. За это время подводная лодка была 3 раза обстреляна вражеской артиллерией, 7 раз атакована самолетами противника, 14 раз преследовалась противолодочными кораблями, 7 раз встречалась с вражескими дозорами, дважды была атакована подводными кораблями противника, 22 раза пересекала линии мин, на нее было сброшено противником 41 серия глубинных бомб (по 3-4 бомбы каждая). Ни одна другая советская подводная лодка в 1942 году не подвергалась таким атакам противолодочных сил противника.
За успешный поход были награждены орденами и медалями 38 членов экипажа: орденом Красного Знамени – 9 человек, орденом Красной Звезды – 12, медалями «За отвагу» и «За боевые заслуги» - 17 человек.
Второй поход «Комсомольца» состоялся в декабре 1942 г. Но из второго похода лодка не вернулась. Есть основание полагать, что она погибла на минном поле от взрыва контактной мины к юго-западу от острова Бенатшер.
Так закончилась героическая история первой сормовской подводной лодки, о закладке которой в настоящее время напоминает мемориальная доска, установленная на конструкторском корпусе ОАО «ЦКБ «Лазурит», стоящем на месте стапеля первой подводной лодки.
http://www.krsormovo.nnov.ru/